Ситуация с бензином в Уральске продолжает оставаться напряженной. Фактически за наличные можно заправиться лишь на нескольких заправках и чаще — только до обеда, так как суточная норма топлива выбирается в считанные часы. Кроме того, многие водители, вынужденные поменять поставщиков бензина, жалуются на качество горючего. Между тем чиновники всех инстанций, от местных до республиканских, хранят олимпийское спокойствие, утверждая, что ситуация находится под контролем, а ажиотаж вокруг топлива — искусственный.
«Лично объезжайте заправки!»
Хуже всего обстоят дела с самой ходовой маркой — АИ-92. Только четыре заправочных сети в городе продают это топливо за наличные. Остальные отпускают лишь гарантированный талонами объем. Что касается 95-го бензина, то в субботу и местами в воскресенье его еще можно было приобрести за наличные практически во всех сетях. Правда, лишь по 15 литров в один бак. Но уже в понедельник ситуация изменилась в худшую сторону. С этого дня бензин любой марки можно приобрести за деньги только на станциях четырёх сетей: «КМГ», «Орал Жан Ойл», «Алем» и с перебоями на «Гелиосе». Остальные семь заправок отпускают топливо только по талонам либо не отпускают совсем. Понятно, что поставщики, работающие за наличные, просто физически не могут справляться с увеличившимся практически вдвое потоком автолюбителей. Учитывая, что многие водители, перестраховываясь, стараются сразу заливать полные баки, а то и делать запас, в очереди за горючим можно простоять до часа.
В понедельник аким области Нурлан НОГАЕВ на совещании потребовал доложить о ситуации с ГСМ. Руководитель управления ЖКХ Рыспай УТЕШЕВ сообщил, что обстановка относительно стабильна и ажиотаж, который творится вокруг ГСМ, создан искусственно.
— Люди стараются запастись, и суточная норма с заправок скупается очень быстро. Поставки же в области осуществляются дозированно, из-за этого есть небольшие перебои, — объяснил Утешев.
После относительно бодрого рапорта начальника управления ЖКХ аким рассказал, что лично объехал заправки и видел, что с бензином в городе проблемы.
— Вы, кроме как справки смотреть, лично объезжайте заправки! Вот тогда у вас будут сходиться цифры, и вы будете знать реальную картину, что происходит в области. Проходит уборочная кампания, о ситуации докладываться мне каждый день! — потребовал Ногаев.
Владельцы АЗС кивают на Россию
Несмотря ни на что, чиновники уверяют: говорить о дефиците бюджета в Уральске было бы некорректным.
— Говорить о дефиците бензина в городе нельзя, так как четыре крупных поставщика работают на полную мощность, — сообщил «Н» заместитель начальника антимонопольной инспекции по ЗКО Сагындык ИРГАЛИЕВ. — У них проблем с бензином нет. Единственное, они не успевают справляться с потоком. Но как только бензин на заправках заканчивается, его тут же подвозят снова. Что касается остальных семи поставщиков — они заявляют, что у них бензина просто нет в наличии.
Вся фишка в том, что на уральском рынке ГСМ лишь 30% бензина — казахстанского производства. Например, в августе по квоте, утвержденной минэнерго, в ЗКО должны поставить 1,5 тысячи тонн АИ-92. Остальные 70% привозят из России — этот бензин гораздо ближе, да и качество, по крайней мере, как говорят автовладельцы, получше. Около месяца назад северные соседи подняли цены, и сейчас местные поставщики готовы продавать это горючее не меньше чем по 125 тенге за литр. Такова цена с учетом новой закупочной стоимости, транспортировки и прочих сопутствующих расходов. Но в Казахстане предельно допустимая цена на бензин марки АИ-92 составляет 115 тенге. Конечно, себе в убыток торговать бензином не хочет никто.
— Сейчас наша задача выяснить, правду ли заявляют нам поставщики, которые работают с российским бензином, и нет ли у них сговора. Мы разбираемся в ситуации совместно с прокуратурой, — продолжает Сагындык Иргалиев. — Если обнаружим нарушения — виновные будут отвечать. Но если ситуация на самом деле такова, как они говорят, будем передавать информацию своему руководству для принятия решений. Вопрос о предельной цене на ГСМ или распределение квот на казахстанский бензин — это не наша компетенция.
Между тем, учитывая, что сейчас кампании, продающие казахстанский бензин, работают в авральном режиме, весьма вероятен тот факт, что свои запасы, запланированные на весь август, они распродадут гораздо быстрее. Где будут уральцы брать топливо в этом случае, пока неизвестно. Это будет зависеть от того, будет ли увеличена августовская квота ЗКО на казахстанский бензин.
Ажиотаж – искусственный?
Между тем, как сообщает информагентство «Тенгриньюс», о назревающем дефиците ГСМ Казахстанская топливная ассоциация заявляла еще в начале августа. Специалисты ссылались на то, что Единый национальный оператор ТОО «?азМ?найГаз ?німдері» (КМГО) не обеспечивает Казахстан топливом.
— Приблизительно такую же картину мы наблюдали и в прошлом году, когда также возник дефицит бензина АИ-92, — объясняет ситуацию независимый эксперт Сергей СМИРНОВ. — В ноябре 2013 года постановление о едином поставщике было отменено, и рынок насытился топливом. В этом году они сделали то же самое, и опять же топливная ассоциация предупреждала, что вновь были совершены те же нарушения при назначении единого оператора, что и в прошлом году. Нарушался закон о конкуренции. В прошлом году Агентство Казахстана по защите конкуренции признало, что нарушения были, и это постановление о назначении единого оператора было отменено.