Пенсионер из поселка Подстепное собственными руками сконструировал трактор, который разве что самогон не варит. Чудо-техника может сажать, окучивать, дробить зерно, косить сено и при этом развивать скорость до 60 км/ч. Уникальным трактором, который 75-летний Александр ВИТЯКОВ ласково окрестил «Сельским тружеником», даже заинтересовался технопарк «Алгоритм». Правда, никаких предложений от технопарка пенсионер, мечтающий наладить серийное производство своего детища, пока не дождался.
Хошь сей, хошь окучивай, хошь дроби!
Александр Яковлевич большую часть своей жизни проработал водителем. За более чем полувековой стаж он посидел за рулем различного транспорта: «ЗИЛа», «КамАЗа», «ГАЗ-63» и даже пожарной машины «Ураган». В начале 1990-х годов Александр Яковлевич загорелся идеей собрать трактор, который мог бы выполнять различные сельхозработы. Призвав на помощь сына, неутомимый сельчанин принялся буквально по крупицам создавать универсальную сельхозмашину.
— В 1994 году трактор был готов, я зарегистрировал его и с тех пор исправно плачу налог и прохожу техосмотр, — рассказывает наш собеседник, к которому мы заглянули в гости в минувший понедельник. – Трактор может перевозить в кузове, который я позаимствовал у самосвала, до двух тонн различного груза: песка, зерна и так далее. Также к нему можно цеплять до четырех тележек для перевозки сена. Двигатель у «Сельского труженика» дизельный, четырехцилиндровый, мощностью 50 лошадиных сил. Однако благодаря демультипликатору трактор способен набрать мощность почти в 10 раз больше! Среди прочих технических характеристик трактора – гидроусилитель руля, автоблокировка колес, сам он является полноприводным, то есть оба моста у него ведущие. По прямой может развивать скорость до 60 км/ч. Такими показателями не может похвастать ни один трактор: ни К-700, ни МТЗ.
Что касается функций уникальной техники, то она выполняет самые различные работы. Например, на трактор можно установить навесную сенокосилку, грабли для сбора травы, трехкорпусный плуг для пахотных работ. Чудо-машина нарезает валки под посев картофеля и других овощей, окучивает грядки, а если прицепить к нему сеялку, можно заниматься посадкой.
— Сажать я еще им не пробовал, хотя планы такие есть, — говорит Александр Яковлевич. – А вот дроблением зерна, гороха и других материалов я занимаюсь с помощью трактора уже почти 20 лет, в 90-е едва ли не только этим и зарабатывал. Самодельная дробилка имеет производительность в один мешок за 45 секунд.
Конечно, на «Сельского труженика» находились покупатели, предлагали солидные деньги, однако Александр Яковлевич никому не продал свое детище. Интерес к трактору проявил поначалу и технопарк «Алгоритм», по словам нашего собеседника, технику даже хотели включить в какую-то выставку в качестве инновационного проекта, однако дальше словесных обещаний дело не пошло.
Заслуга за заслугой, да вот с жильем туго
Александр Витяков – вообще личность в поселке довольно известная, и одним чудо-трактором особенности его богатой на события биографии, конечно, не ограничиваются. К примеру, пенсионеру давно уже пора присвоить звание заслуженного спасателя села. Несколько раз благодаря бдительности сельчанина удалось предотвратить взрыв газовых баллонов у его соседей, благо навыки газовика-монтажника сгодились. А в теперь уже далекие 90-е годы прошлого века Александр Витяков, тогда еще работавший водителем пожарной техники в аэропорту, сумел ни много ни мало потушить загоревшийся самолет ТУ-154, зашедший на посадку и уже преодолевший половину взлетно-посадочной полосы. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал, хотя в любую минуту огонь мог перекинуться на бензобак. И только в этом году, спустя почти 18 лет с того случая подвиг Александра Яковлевича был отмечен медалью генерала армии, Героя Советского Союза Сагадата Нурмагамбетова, которую пенсионеру вручил директор аэропорта «Орал», генерал-майор в отставке Хайретдин Раскалиев.
А в 2011 году Александр Яковлевич практически спас сотни односельчан от неминуемого наводнения.
— В ту зиму выпало много снега, и местное озеро грозило селу подтоплением, — вспоминает наш собеседник. – Мне пришлось долго обивать пороги сельского акимата, чтобы привлечь внимание властей к этой проблеме. Приходилось даже стучать в кабинете акима кулаком по столу, чтобы убедить его выделить технику и прочистить путь для скопившейся талой воды. В итоге я добился своего, а буквально спустя считанные дни вода вышла из берегов, однако подтопления удалось избежать.
Также благодаря кипучей деятельности Александра Яковлевича в Подстепном был воздвигнут обелиск в память о летчиках, сгоревших в подбитом самолете на территории села в годы Великой Отечественной войны.
— Они были похоронены на нашем кладбище в 1943 году, — говорит пенсионер. – Местные жители установили на их могиле обелиск, который затем куда-то пропал. Мне удалось объединить единомышленников и восстановить обелиск летчикам.