В один из теплых сентябрьских дней 1974-го года на пороге только что образованного Уральского отделения дороги появился бывший начальник станции Кушмурун Михаил Тихонович НАДТОЧИЙ. Сегодня в кругу уральских железнодорожников — личность известная. С тех пор, несмотря на выработанный стаж, работу в Уральском отделении он не бросал. И в этом году, отмечать свое 80-летие Михаил Тихонович планирует, как и прежде, на рабочем месте: на посту председателя Совета ветеранов Уральского отделения дороги, председателя Узлового совета ветеранов железнодорожных предприятий Уральского региона, руководителя Музея железнодорожного транспорта и члена президиума Совета ветеранов Уральска.
Ровно 40 лет прошло с тех пор, как в Уральск приехал Михаил Надточий. Это было время становления Уральского отделения дороги как организационной единицы, время подъема стальной магистрали, развития железнодорожной инфраструктуры и повышения уровня жизни железнодорожников.
Первые три года Михаил Тихонович работал в отделении заместителем начальника отдела движения по технической работе. Но его профессиональный опыт был полезен в ревизорском аппарате, поэтому следующие 18 лет, вплоть до ухода на пенсию, Михаилу Тихоновичу была вверена должность главного ревизора по безопасности движения.
Работая в этом качестве, помимо обязательных весенних и осенних комиссионных осмотров, он внедрил ежемесячные объезды раздельных пунктов и предприятий с проверкой выполнения норм безопасности движения, охраны труда и бытовых условий железнодорожников. По 20 дней в месяц Надточий проводил в поездках. Позже этот метод был распространен и в других отделениях дороги.
За время работы при поддержке коллег Михаил Надточий добился снижения количества браков на производстве в 10 раз. И был награжден знаком «Почетный железнодорожник». Надежды своих наставников из числа руководителей, которые пророчили ему успешное будущее, Михаил Надточий оправдал. К числу таких учителей, помимо начальников дороги К.Д. Кобжасарова и Р.Т.Турганбаева, Михаил Тихонович относит и Б.И. Рубинштейна.
— Именно Бертран Иосифович настоял на том, чтобы я поступал в Новосибирский институт инженеров транспорта на заочное отделение, поскольку у меня за плечами был только Акмолинский железнодорожный техникум, — вспоминает ветеран. — Он в ту пору работал начальником Костанайского отделения дороги, а я – станции Кушмурун. Этот человек не жалел сил на поддержку молодых кадров и всегда с пониманием относился к нашим проблемам. За годы совместной работы, я многому у него научился и благодарен за это до сих пор.
Станцию Кушмурун Михаил Надточий возглавлял больше 12 лет. Станции был присвоен 1 класс, на ней работал коллектив численностью 360 человек. Это было время больших технических нововведений, требовавших от начальника станции немалых сил. Была введена централизация стрелочных переводов, осуществлен переход на тепловозную, а затем электровозную тягу. В это время Михаилу Надточему была вручена медаль «За рудовую доблесть».
К тому времени заслуженная награда была у железнодорожника не первой. Будучи маневровым диспетчером станции Атбасар, в 1955 году за скоростное формирование поездов и развоз груза он был награжден знаком «Ударник сталинского призыва». В те годы газета «Угольная магистраль» писала об опыте молодого железнодорожника.
Когда Михаил Тихонович стал начальником станции Джаксы, вовсю проводилось освоение целинных земель, увеличивался грузопоток. Не хватало не только техники и оборудования, но и специалистов, а потому Михаил Надточий частенько оставался работать на ночь, то за дежурного по станции, то за составителя поездов. Бывало, домой не приходил по двое суток. Этот трудовой подвиг был отмечен медалью «За освоение целинных земель».
Своими корнями любовь Михаила Тихоновича к железнодорожному делу уходит в детство, которое прошло в предвоенные и военные года на станции Атбасар в поселке строителей и эксплуатационщиков железной дороги Акмолинск-Магнитогорск, связавшей карагандинский уголь с магнитогорской рудой.
— Жили мы в землянках, возвышавшихся на полтора метра над землей, поэтому поселок назывался Копай-город, — рассказывает Михаил Надточий. — Названия улиц были сплошь железнодорожные: паровозная, вагонная, телеграфная… Работать на железной дороге, как отец, было мечтой.
Отец М.Надточего Тихон Васильевич работал на дороге Акмолинск-Магнитогорск осмотрщиком вагонов, а затем машинистом. Мать Софья Егоровна была дежурной по водокачке и заправляла паровозы водой. Вместе с братом и сестрой Михаил Тихонович пошел по стопам родителей и первые 20 лет после техникума отработал на станции Атбасар дежурным и маневровым диспетчером. Позже он был назначен инженером на станции Есиль, заместителем начальника станции Тобол, начальником станции Джаксы, Ковыльная, Кушмурун.
Но настоящей любовью Михаила Тихоновича стал Уральск, где даже после ухода на заслуженный отдых он еще шесть лет работал начальником и инженером технического отдела, инженером станции Уральск, мастером производственного обучения. За этот период он организовал доработку основных инструкций на предприятиях и станциях, разработал технологический процесс работы объединенного узла Уральск-Жилаево, передал опыт работы молодым кадрам.
Чуть позже М.Надточий приступил к созданию ветеранских организаций на предприятиях и в отделении дороги. Изучив историю Уральского железнодорожного участка, совместно с директором О.К.Сахтановым, он организовал музей железнодорожного транспорта при отделении дороги. На станциях и предприятиях собирал экспонаты, искал умельцев, готовых изготовить макеты. Два года назад Совет ветеранов Уральского отделения дороги и музей были удостоены дипломов Центрального совета ветеранов РК как одни из лучших общественных организаций в стране.