Но чтобы так было, нам нужно выйти на серьезный уровень. Мы и общественную организацию создали, чтобы, не углубляясь в социально-бытовые вопросы, заниматься чисто занятостью, вовлечением в предпринимательскую деятельность. Наша цель — давать выпускникам самореализовываться, зарабатывать самим, а не у государства просить. Если все получится, показателем будет их благосостояние. Как только эта база оформится, как положено, я уйду со своей основной работы и полностью займусь деятельностью объединения. Пока я еще могу тянуть, вкладываюсь в него. Учусь, где могу: прошел в «ДАМУ» курсы по бизнесу, курсы областного центра психологического здоровья по выявлению суицидального настроения, сейчас обучаюсь в «Би Джи Казахстан» социальному проектированию и управлению.
Сейчас у нас работой занято немного, человек 15, но ведь и Москва не сразу строилась. Если нам дадут спокойно работать, то в ближайшие год-два, уверен, наше движение сможет взять под свое крыло до 50 бывших детдомовцев.
Ознакомив журналистов «Н» с работой цехов, а было это уже под конец рабочего дня, Геннадий довез нас до города. Проезжая мимо мусорного контейнера, он, увидев лежащих в бурьяне двух бомжей, с грустью заметил:
— Вот эти двое – наши, детдомовские. Они раньше меня выпустились. Одного я нашел под целлофаном, привел в цех, одел. Он поработал, а потом вдруг исчез, опять запил. Я ему сказал: надумаешь взяться за ум, приходи. Выпускники предоставлены сами себе. Периодически слышим: кого-то посадили, кто-то повесился, кто-то умер. Пишут, одна тысяча человек в очереди на квартиру, но на самом деле около 3000. Интерес к нам проявляется, когда происходит какой-нибудь инцидент. Особо вниманием не балуют.
Утром автор этих строк отправилась к замакима города по социальным вопросам Марсу САТЫБАЛДИЕВУ. Прождав битый час в приемной, получила от него просьбу прийти к вечеру. Мое долгое ожидание окупилось многообещающим ответом САТЫБАЛДИЕВА:
— Мы поддерживаем ОО «Западно-Казахстанский Союз воспитанников детских домов и школ-интернатов «Нур». Ситуация по их вопросу такова: срок аренды помещений по адресу ул. Кокчетавская 1/6 истек, по аренде земли акимат в настоящий момент судится с арендаторами, так как одна частная организация передала аренду другой, не зарегистрировав это право. Параллельно нами готовится единый техпаспорт на землю и помещения, мы намерены передать его общественному объединению «Нур». Хотим помочь выпускникам детдома в создании возможности трудоустроиться.
В этом году мы выдали детдомовцам 40 квартир. И в рамках реализации программы «Дорожная карта занятости – 2020» будем рассматривать дополнительные возможности для этого.
Андрей Коньков, 39 лет, выпускник детского дома:
— Я выпустился из детдома, получается, в никуда. Даже спать было негде. Приходил сюда в котельню ночевать. Начал воровать. Посадили. Вернулся – на работу не берут: судимость. Начал опять воровать, «заработал» второй срок. Освободился. Пришел к бывшему тренеру — он научил меня сварке, покраске. Устроился работать, получал 30% от выручки, 70% хозяин оставлял себе. Денег не хватало не то что на жилье, даже на еду. Ушел. Узнал, что Гена открыл цех и с тех пор я здесь. Считаю себя неплохим специалистом по кузовным работам, «Батя» всему научил. Хотелось бы и себе помочь, и научить младших выпускников чему-нибудь полезному, чтобы они не испытали то, через что я прошел. Многие у нас выходят из детдома, а большой жизни не знают. И ничего не умеют. А здесь у них будет профессия. А лично для меня сейчас главная задача — хочу свой угол и семью.
Марианна КУЖЕКОВА, 30 лет:
— Я работала и на мойке, и на стройке, и на птицеферме – могу все, а корочки никакой нет. В 2001-м меня выпустили из детдома «Жас Даурен», в 2004-м я порезала молодого человека, он тащил мою подругу в машину насиловать, я заступилась — меня посадили. Мы для общества — бракованные. Когда Гена организовал цех, я сама пришла: здесь рядом с домом, на проезд денег не надо. Для нас играет роль свой коллектив. Здесь не смотрят, что есть судимость, каждый день я делаю то, что могу, и получаю, сколько заработаю. Для начала хватает на себя. Занимаюсь сваркой: учусь до обеда, после обеда работаю. Выучусь, получу сертификат. Мне надо на квартиру заработать.
Николай КАБАЕВ, наставник, бывший преподаватель греко-римской борьбы (детдомовцы зовут его «Батя»):
— В ДЮ «Шанырак» я проработал 15 лет тренером и ночным воспитателем. Оборудовал борцовский ковер, тренировал ребят, возил по Союзу на турниры за свой счет. У меня Дима Шутов выиграл международный турнир, Миша Мурашкин – призер чемпионата Казахстана, он служит в национальной гвардии. Сейчас работаю в цехе наставником, пока ребят рядом держим, все будет нормально. Андрея научил всему, а до этой работы он бесцельно шатался по городу. Когда совсем ему негде было жить, он и ко мне домой приходил. Жена и дети понимали. Недавно Андрей велосипед купил на свои деньги – столько радости было. Толику 25 лет, его надо при себе держать, научить всему. Многим пацанам жизнь дает пинка под зад – и в тюрьму. А всю жизнь не проворуешь. Это предприятие – дело серьезное, нужное, но много проблем возникло, не знаю, поддержат ли нас…