Почему в ЗКО такой дорогой газ и почему по-прежнему не решается вопрос о строительстве газоперерабатывающего завода? Эти и другие вопросы обсуждались во вторник на брифинге по тарифообразованию в Палате предпринимателей ЗКО.
На мероприятие пригласили директоров департамента АРЕМ по ЗКО, АО «КазТрансГаз Аймак» и АО «Жайыктеплоэнерго».
— У нас нет своего газа, готового к применению, как считают многие потребители, утверждающие, что, мол, в ЗКО сидят на голубом топливе и почему-то закупают его по заоблачной цене из России, — заявил в своем выступлении глава местного «КазТрансГаз Аймака» Равиль ИСМАИЛОВ. – Наша область добывает газоконденсат на Карачаганакском месторождении и направляет его на переработку на Оренбургский ГПЗ. Так, если газ газонососных месторождений или попутный можно просто «просушить», и он будет готов для потребления, то наш газоконденсат, содержащий большое количество воды и примеси, требует глубокой переработки.
Равиль Исмаилов считает, что расходы по газу и финансовым затратам можно сэкономить, если, к примеру, всерьез задуматься о современных системах отопления, освещения, установке счетчиков и модернизации помещений с учетом энергосбережения.
По мнению директора ПП ЗКО Кенеса АБСАТИРОВА, увеличение цены газа существенно сказывается на тарифообразовании ЖТЭ, вызывая напряжение среди западноказахстанцев.
— В ходе работы по изучению ситуации с ценами на услуги монополистов нами рассматривался и вопрос по строительству газоперерабатывающего завода в ЗКО, — отметил Абсатиров. – Однако его строительство будет экономически не выгодно. Во-первых, текущие договоренности между правительством Казахстана и России позволяют обеспечивать газом и другие регионы нашей страны. Также для этого необходимо привлекать достаточно крупные инвестиции, которые работают по принципу возвратности, что, несомненно, отразится на стоимости переработки газа в сторону увеличения.
Однако, как было замечено, для населения нашей области действующий уровень тарифов на тепло является проблемным, поэтому оставлять его без внимания нельзя.
— Имеет смысл рассмотреть возможность выделения квоты для ЗКО на обеспечение газом по льготной цене для ЖТЭ, — заметил Абсатиров. – Этот вопрос сейчас решается на уровне Национальной палаты РК.
По данным директора «Жайыктеплоэнерго» Нурлыбека КИРЕЕВА, цена на газ является основной в удельном весе затрат его предприятия (52%). С момента подачи их заявки на предельный тариф стоимость газа увеличилась в три раза. В связи с этим тариф ЖТЭ является убыточным, так как 60% в тарифе зависит от цены голубого топлива.
— Поэтому по окончанию этого года мы ожидаем убыток в размере 800 млн тенге, — пояснил Киреев. – Сейчас работаем на погашение задолженности по газу. Но при этом у нас есть еще и ремонтный фонд, инвестпрограммы, по которым нам надо рассчитываться с поставщиками, а также оплачивать заработную плату рабочим и вносить налоговые платежи.
Кстати, дебиторская задолженность перед ЖТЭ сейчас составляет 600 млн тенге, а долг «Жайыктеплоэнерго» перед «КазТрансГаз Аймаком» — свыше 380 млн тенге.
Галина КАРЕНСКИХ
ЗКО обеспечивается природным газом с магистральных трубопроводов «Оренбург — Новопсков» и «Средняя Азия – Центр», поставщиками которых является ТОО «КазРосГаз». Оно в свою очередь закупает газ у российского поставщика АО «Газпром».
Более 800 млн кубометров переработанного газа ЗКО закупает для потребления. Часть идет в другие регионы страны по схеме замещения.
Министр нефти и газа вновь предлагает посчитать затраты на строительство в Бурлинском районе газоперерабатывающего завода. Стоимость строительства газоперерабатывающего завода в ЗКО считали с 2003 года. Есть готовый проект завода с выходом мощности завода на переработку вторичных ресурсов нефтехимии. По сути, проект представляет системообразуещее предприятия для Бурлинского района, второго по значимости в ЗКО. Что еще не досчитали? Ответ прост – не досчитали убытки всей созданной газотранспортной системы и компаний пиявок, которые жируют за счет перекачки миллиардов. Да, стоимость проекта очень высока, поэтому и выводили проект таким образом, чтобы сократить срок окупаемости капиталовложений. Другой вопрос, что в Правительстве и Санрук Казына не спешат искать инвесторов и давать этим инвесторам преференции. Разговор только пошел, что льготный режим налогооблажения для инвесторов в стране будет составлять 8-10 лет. Но есть небольшая загвоздка — от предложения до его воплощения проходят годы, поскольку в каждой сфере есть свои лоббисты, которые не хотят упускать жирный пирог. Ведь кто то в правительстве, парламент и администрации президента лоббирует интересы России в вопросе переработки газа? Это без сомнения, поскольку на этом построена газотранспортная система от добывающей компании до поставщика потребителю и в этом промежутке свою мзду получают порядка 15 компаний иждивенцев. К этому клубку присоединились РЭК, КЕГОК и ЖКХ. С каждым годом, количество таких компаний, вовлеченных в газовый сектор растет пропорционально ценам на конечный продукт. Заметьте, что растет цена не на сырье, не на переработку, а транспортировку с Казахстанской стороны. 15 лет проект лежит в черном ящике, который с радостью профинансировали бы например китайцы, которые сейчас активно осваивают казахстанский энергетический рынок, филиппинцы, которые еще в 2005 году были заинтересованы в развитии производства нефтехимии, индийцы. Могу уверить, что считать этот проект будут до бесконечности, как считали газотранспортную магистраль от Карачаганака в Уральск, которая в конце концов была включена в общую систему транспортной развязки газа КазтрансгазАймак и особой пользы для Уральцев не принесла, кроме как позволило газифицировать ряд районов области и то со скрипом.