Накануне 8 марта уральская долгожительница Минзифа СУЛЕЙМАНОВА отметила свой столетний юбилей. «Н» встретилась с именинницей, чтобы узнать, каково это: прожить целый век.
Набившая оскомину китайская поговорка гласит: не дай вам жить в эпоху перемен. На вековую жизнь Минзифы Сулеймановой пришлось столько событий, что задумай она писать мемуары, хватило бы на десяток увесистых томов. Однако сама долгожительница о себе рассказывать не любит, даже дети не всё знают о том или ином периоде жизни своей мамы.
Минзифа Сулейманова родилась ровно за пять месяцев до начала первой мировой войны — 28 февраля 1914 года в посёлке Чижа-2 Каменского, а ныне Таскалинского района. Родители Минзифы были, в переводе на современность, представителями малого и среднего бизнеса – держали свой постоялый двор, тем и кормились. Потом случилась редкая по тем временам неприятность (всё-таки устои крепче были) – разошлись родители. Отец уехал в город и забрал с собой маленькую Минзифу. Там ей пришлось несладко: не сложились отношения с мачехой. О тех временах Минзифа Гумаровна говорит лаконично, но ёмко: «Хлебнула горя».
А дальше как у всех – коллективизация, индустриализация, пятилетки в четыре, а то и в три года… Большая страна мыслила масштабно, ей было некогда задумываться об устройстве отдельных граждан.
— Перед войной мама вышла замуж за вдовца, — рассказывает младшая дочь долгожительницы Клара БИСЕНБАЕВА. – Мужчина был уже с дочкой, но мама воспитала её как родную. Затем родились ещё двое. А потом началась война…
О годах войны и без того написано предостаточно: голод, разруха, мужчины воюют, женщины тянут на себе тыл. В 1945 году с фронта вернулся муж, но радость от воссоединения семьи длилась недолго: в 1946 году Минзифа овдовела. Последствия тяжёлой фронтовой жизни раньше времени свели в могилу главу семьи, и снова началась жизнь в режиме выживания.
— Мама тянула нас троих, — вспоминает Клара БИСЕНБАЕВА. – В то время мы жили в посёлке Заморёново Чувашинского сельсовета, там был детдом, а у мамы – четыре класса образования. По тем временам совсем неплохо. Вот и работала она и воспитателем, и учителем, и поваром. Нелёгкое было время, но, слава Богу, мы выдержали все трудности и выросли достойными людьми.
Сто лет назад многие не придавали значения таким пустякам, как точная дата рождения. Судя по всему, не придают ей значения и в наши дни — несмотря на то, что Минзифа Гумаровна утверждает, что родилась 28 февраля, в паспортном столе долгожительнице поставили дату 1 января. Впрочем, для родственников это не принципиально: они-то знают, когда поздравлять именинницу.
Со столетним юбилеем Минзифу Сулейманову поздравили не только дети, внуки, правнуки и праправнуки, но и младшие 86-летний брат и 89-летняя сестра, которые тоже имеют все шансы пополнить список уральских долгожителей.
Удивительно, но за всю свою долгую жизнь Минзифа Гумаровна практически не имела проблем со здоровьем.
— В больницу мама попадала только два раза: с аппендицитом и флюсом, — рассказывает Клара БИСЕНБАЕВА. – У неё даже медицинской карточки нет – до сих пор не заводим за ненадобностью.
Пётр ТРОЦЕНКО, фото автора