У бизнеса своя защита
Как известно, при Палате предпринимателей ЗКО был создан Региональный совет, который возглавляет Валерий Джунусов – председатель совета Группы компаний «Конденсат». В состав Совета, кроме меня, вошли руководители известных предприятий, крестьянских хозяйств и руководители бизнес-ассоциаций области. Это Анис Истелюев, Рафхат Истаев, Алиби Ахметжанов, Шолпан Махмудова, Александр Наугольнов и другие. По 20 направлениям мы распределили кураторство в различных отраслях и сферах производств. К примеру, вопросами госзакупок и закупок у недропользователей занимается Алиби Ахметжанов, машиностроительного комплекса – Гимран Бисенов. Анису Истелюеву поручено взаимодействие с правоохранительными органами и представительство в специальных комиссиях. Мне доверены вопросы нормативной и законодательной инициативы, Валерию Крылову – взаимодействие с таможенными органами. Сформирован также Совет по защите прав предпринимателей, куда вошли представители госструктур, начиная от заместителей прокурора ЗКО, департамента финполиции, акима города до адвоката и журналистов. Данный орган занимается рассмотрением и соблюдением юридических аспектов. Действуют также комитеты по энергетике, транспорту и обрабатывающей промышленности, развитию МСБ, строительству, ЖКХ и тарифам, госзакупкам и местному содержанию, а также по развитию услуг населению в социальной сфере и вопросам фермерства и переработки сельхозпродукции. Эти консолидирующие органы будут оказывать предпринимателям правовую поддержку и экономическую помощь. Они призваны устранить имеющиеся пробелы, которые сегодня сдерживают развитие бизнеса. Немало внимания будет уделяться и социальным аспектам.
О моратории
С большим воодушевлением бизнес-сообщество приняло новость о моратории на проверки МСБ, который на днях объявил президент. На наш взгляд, за отведенное время (со 2 апреля нынешнего года до 1 января 2015-го) компании смогут встать на ноги, не отвлекаясь на процедурные проверки надзорных органов, и полностью заняться организационными моментами на производстве. Есть, конечно, вероятность, что будут появляться фирмы-однодневки, которые мало повлияют на развитие экономики, но по сравнению с другими возможностями это не страшно. Зато серьезные компании получат шанс укрепить свои позиции. А это, соответственно, создаст условия для развития экономической стабильности, увеличения объема производств, и, что немаловажно, трудоустройства населения.
В мировой практике давно действует система определения проверок, согласно которой им подвергаются только те предприниматели, которые чаще других нарушают законодательство. Теперь эту систему предлагают внедрить и у нас. Если предприниматель будет выполнять все требования законодательства, его не будут отвлекать на проверки. Также пересмотрят регламент проведения проверок, а Нацпалата получит доступ к этой информации.
Сейчас в правительстве работают над упрощением разрешительных процедур. Вводится автоматизированная электронная система выдачи разрешений по 140 позициям. В сфере строительства обещают сократить процедуры по изменению целевого назначения земельных участков, а также строительства и подключения к инженерным сетям.
Нацпалата получила задание совместно с кабмином провести ревизию всей законодательной базы, разработать Предпринимательский кодекс, который будет регулировать бизнес-деятельность. Вводиться новый институт омбудсмена, который будет стоять на страже прав предпринимателей.
Проблемные госзакупки
Что касается сферы госзакупок, то в ней, действительно, немало вопросов и проблем, которые сдерживают развитие бизнеса. Наблюдается даже отток предпринимателей от участия в них именно из-за сложных процедур и жестких мер наказания. К примеру, отсутствие ограничения от участия в конкурсе поставщика по месторасположению. В них участвуют предприятия со всего Казахстана, независимо от региона. С одной стороны, согласен, – это дает равноправие всем субъектам бизнеса, позволяет расширять свою деятельность на другие регионы, но с другой — заказчику довольно сложно проверить наличие материально-технической базы поставщика, чтобы объективно оценить его возможности для выполнения запланированного объема работ, а также лишает местные предприятия, имеющие богатый наработанный опыт и материальные ресурсы, выполнить работы более качественно. И печальных случаев, когда в ЗКО выигрывали фирмы, у которых не было ни техники, ни персонала для выполнения серьезных работ, было немало. Эти фирмы получали заказ, а для его выполнения нанимали за копейки местные предприятия, которые вынуждены были соглашаться на их условия, чтобы получить хоть какую-то работу. Поэтому на законодательном уровне необходимо ввести другие критерии в определении поставщика, чем цена. К тому же, демпинг цен у нас тоже не регулируется. Нет меры наказания за чрезмерное снижение стоимости на товары и услуги, ведь такая мера не является потверждением его хорошего качества.
За ценой и качество
В качестве меры по демпингу цен я бы предложил антидемпинговое законодательство. Необходимо ввести средневзвешенную цену на товары и услуги. Понятно, что потребности и спрос разные, поэтому надо по каждому региону принять среднюю стоимость. Например, по нашему Западному региону, который включает Актюбинскую, Атыраускую, Мангистаускую и Западно-Казахстанскую области, вывести средную цену на все товары и услуги с учетом категорий, сорта и видов, и принять их за основу при госзакупках. Тогда можно будет ожидать, что цена станет соответствовать качеству товара.
Не сорвать поставки
Другой проблемой в бизнесе являются срывы сроков поставки товаров из-за различных обстоятельств. К примеру, машиностроители не могут своевременно выполнить заказ из-за срыва поставки комплектующих из зарубежных стран. Соответственно, это считается нарушением и заказчик обязан расторгнуть договор и подать предприятие в реестр недобросовестных. Есть ли выход? Из своей личной практики знаю, что такое бывает — партнеры подводят. Поэтому до составления договора я лично посещал партнерские предприятия, изучал их объемы производств и только потом заключал контракты. При этом сразу ставил жесткие условия по срокам поставки, а главное – оговаривал меры наказания за любой срыв. Может быть, поэтому в моей практике не было случаев, когда мне пришлось испытывать проблемы из-за партнеров.
О перспективах
С открытием Таможенного союза вырисовывается немало перспектив для сотрудничества с российскими и белорусскими компаниями. Введенные правовые отношения позволяют защищать интересы бизнеса, привлекать к ответственности виновников. Чтобы не ошибиться, лучше, конечно же, внимательно отработать условия контрактов и соглашений.
Кстати, по оценкам коллег из соседних регионов России, в нашей стране создано больше возможностей для развития собственного дела, государство предоставляет хорошую поддержку предпринимателям. Конечно, возникают и проблемные ситуации, но для их разрешения и была создана Национальная палата предпринимателей Казахстана, призванная консолидировать все бизнес-сообщество. Уникальность Нацпалаты в том, что она объединяет все сферы малого и среднего бизнеса для защиты интересов и прав. И для этого привлекаются специалисты из разных областей, которые обмениваются своим опытом, помогая друг другу рекомендациями. А участие государственных структур позволяет оперативнее решать проблемные вопросы.
Возлагая надежды
Выражу мнение многих предпринимателей о том, что мы с надеждой встретили решение о создании Нацпалаты. Уверены, что такая продуманная и конструктивная система действительно улучшит бизнес-климат в стране. Совсем недавно приступила она к работе, и мы уже видим положительные результаты. В качестве примера приведу случай, когда один из наших бизнесменов попал в сложную ситуацию, разбираясь с налоговыми органами. Силами местных юристов решить вопрос не удалось, поэтому из Астаны в помощь был направлен адвокат, который помог ему выиграть дело. Сейчас мы работаем над тем, чтобы привлечь опытных специалистов в сфере машиностроения для проведения ряда семинаров, повышающих профессиональное образование наших заводчан.
Материалы предоставлены пресс-службой ПП ЗКО