Больше 50% уральских дорог не подлежат ремонту, их нужно строить заново. 80% дорог Западно-Казахстанской области не имеют асфальтового покрытия. Таких показателей нет больше ни в одном регионе страны. Как собираются решать эти вопросы в области, выясняли журналисты «Н».
После зимы дороги Уральска представляют собой устрашающее зрелище. Одной фразой их можно охарактеризовать так: «Словно после бомбёжки». Самое интересное, что ямы разрастаются не только в радиусе, но и количественно. Угадать, с какими потерями преодолеешь лужу в очередной раз, практически невозможно: вчера в ней ямы не было, а сегодня появилась, да ещё какая! Гости из других городов удивляются терпению наших водителей. А они, в свою очередь, привычно матерясь на очередную колдобину, поражают их умением фигурно маневрировать между кочками и канавами. Что касается дорог областного и районного значения, то тут и вовсе полный швах. 80% этих трасс не имеют твёрдого покрытия, а те 20%, что официально считаются асфальтовыми, в основном, требуют уже серьёзного ремонта.
— Из 12-ти районных центров половина не имеет асфальтовой связи с областным центром, — говорит начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Марат КУАНШАЛИЕВ. — До Каратюбы, Чингирлау, Жангалы, Жанибека, Сайхина и Казталовки во время дождей добраться очень проблематично. Да и по сухим дорогам там ездить — одна сплошная мука. Мы всё это знаем. Вопрос в том, что на строительство дорог нужны очень большие деньги.
Относительно масштабные работы по реконструкции и строительству новых дорог будут начаты только в этом году. Дело в том, что в 2014-м году на эти цели выделено в три раза больше средств, чем в прошлом.
— На капитальную реконструкцию в прошлом году выделяли около 2 млрд тенге. В этом году — 6,8 млрд, — продолжает собеседник «Н». — У нас большие, амбициозные планы. Разморозим строительство дорог, начатое в 2008-м году — в Каратюбу и Чингирлау. За 5 лет, с 2008-го года, до Чингирлау мы провели 18 километров из 35-ти, а до Каратюбы — 34 км из 48-ми. В этом году закончим укладку асфальта по обоим направлениям. Некоторые райцентры располагаются на дорогах республиканского значения. Например, Казталовка и Жанибек. Соответственно, дорогу до них будут строить по программе республиканского развития транспортной инфраструктуры. Эти работы уже идут. Они были начаты года три назад и до 97-го километра трасса уже доведена. С 97-го по 157-й километр — это за Жалпакталом — должны закончить в 2015 году. И к 2017-му работы должны закончиться в Казталовке. Параллельно с этим будут вести дорогу со стороны Жанибека. В этом году на эти цели уже выделили 100 млн тенге.
По словам Марата Куаншалиева, строительство одного километра дороги в сравнительной близости от города стоит около 90 млн тенге. В районе, например, Сайхина этот же километр будет стоить в два раза дороже. Кроме стоимости строительных материалов львиную долю в цене составляет их транспортировка. — Такую важную вещь, как щебень у нас не добывают, — говорит начальник управления. — Приходится возить его из Актобе.В этом году у управления автомобильных дорог наполеоновские планы: построить по области около 60-ти километров новых дорог. Однако сам руководитель ведомства признаёт: это прибавит к уже имеющимся показателям только один процент.
Срок службы асфальта составляет 15 лет. Если знать эту цифру, все вопросы относительно качества асфальтового покрытия в области и в городе отпадают сами собой. Большая часть дорог в Уральске была уложена гораздо раньше 2000-го года. Срок службы покрытия давно закончен. По большому счёту, уральские водители должны сказать «спасибо» советским производителям стройматериалов, так как дороги, уложенные в то время, продержались гораздо дольше положенного срока. Это относится и к дорогам области. Особенно если учитывать то, что нормальных ремонтных работ на них никогда не производилось.
— По правилам, после каждой зимы должен проводиться ремонт, — объясняет Марат Куаншалиев. — Каждую яму должны залатать, каждую трещину залить битумом. Аккуратно, по технологии, а не тяп-ляп, как это часто у нас делают. Каждые пять лет нужно делать средний ремонт на ВСЕХ дорогах. У нас же, как вы сами знаете, каждый средний ремонт — это целое событие. Ну, в то же время нужно сказать, что для этих целей должны выделяться средства. А у нас на такой ремонт дают меньше десятой части необходимой суммы.
Выход из ситуации специалисты видят в удешевлении ремонта существующих дорожных артерий.
— Казахстанские учёные разработали новый способ проведения среднего ремонта, — говорит Марат Куаншалиев. — Это будет внедряться впервые в республике. Новый способ позволит использовать старый асфальт и благодаря этому будут уменьшены затраты. Идея в том, что, после снятия верхнего слоя асфальта, его будут измельчать и тут же смешивать с суспензией, в которую добавлено до четырёх процентов цемента. После укладки эту смесь разровняют и сверху закатают асфальтом. Отличие от способов, используемых сейчас, в том, что срезанный асфальт никуда не будут увозить, а станут перерабатывать на месте. Кроме того, в дорогах появится новый ингредиент — цемент.
— Этот способ удешевит средний ремонт до 50-ти процентов, — уверен собеседник «Н». — А это, в свою очередь, позволит ремонтировать в два раза больше дорог.
Сегодня общая протяжённость дорог в Уральске составляет 580,9 км. Асфальтовым покрытием могут похвастать меньше половины из них. В новых микрорайонах частного сектора практически повсеместно дороги остаются грунтовыми. А про качество асфальтированных дорог в центре города уже было сказано выше.
Даже по официальным данным из 284,8 км с асфальтобетонным покрытием более 50% находится в изношенном состоянии и требует проведения незамедлительного ремонта. Нужно ли говорить, что официальные цифры очень часто на порядок отстают от реальных.
Как сообщили в городском отделе ЖКХ, в прошлом году был выполнен и закончен средний и капитальный ремонт на восьми участках городских дорог. Кроме этого, в рамках программы «ДКБ-2020» построены подъезды к шести объектам предпринимательства. Однако понятно, что, учитывая масштабы «убитости» наших дорог, все эти цифры — капля в море.
Отдельная тема — качество строительства и ремонта дорог. Однако это совсем другая история. Ибо рассказать обо всех проблемах ЖКХ в одной статье — дело практически невозможное.
В общем, поговорив с чиновниками и технологами, можно сделать один-единственный вывод: нормальные дороги в нормальном количестве в городе и области появятся не раньше 2017-го года. Тогда и новую технологию ремонта уже должны будут осилить. И, глядишь, денег на развитие дорожного хозяйства начнут выделять побольше.
Планов громадьё
В 2014 году Государственным учреждением «Отдел жилищно-коммунального хозяйства пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Уральска» планируется произвести работы по следующим объектам:
1. Реконструкция проспекта Евразия на участке от ул. Чагано-Набережная до пр. Достык в г. Уральск ЗКО протяженностью 960 п/м.
2. Капитальный ремонт перекрестка улиц С. Датова, Шолохова и Московской.
Общая площадь 3260 кв. м.
3. Реконструкция улицы Алмазова от ул. Мендалиева до ул. Курмангазы протяженностью 900 п/м.
4. Капитальный ремонт автомобильной дороги по ул. Шоссейная, ул. Чкалова, от п. Желаево до ул. Ружейникова протяженностью 2000 п/м.
5. Реконструкция дороги Уральск-Таскала от ул. Жангирхана до границы г. Уральск протяженностью 4100 п/м.
За счёт инвесторов планируется произвести:
1. Капитальный ремонт ул. Сарайшик от ул. Даумова до ул. Петровского в г. Уральск протяженностью 2550 п/м.
2. Средний ремонт покрытия участков улицы С. Датова с подходами к русловому и пойменному мостам в г. Уральске протяженностью 7900 п/м.
3. Реконструкция автомобильной дороги на п. Деркул от ул. Есенжанова до путепровода в п. Деркул в г. Уральск протяженностью — 5123 п/м.
Предварительный срок завершения строительно-монтажных работ — осень 2014 года.
Лиза КИСЕЛЁВА