Могут ли врачи скорой помощи выписать больничный на месте вызова? В каких случаях неотложка может не приехать? Что должны знать люди о работе самой оперативной службы во всей медицинской сфере – читайте в этой статье.
Если бы кому-нибудь вздумалось составить рейтинг самых распространённых вопросов, жалоб и предложений в адрес медицинской сферы, то, уверен, что с большим отрывом вперёд вырвется служба скорой помощи. Так уж сложилось, что в заначке у горожан всегда имеется несколько жалоб, вопросов или благодарностей к врачам неотложки. Ну вот и мы не стали откладывать эту беседу и встретились с заместителем главного врача станции скорой помощи Розой СЕРИКБАЕВОЙ, которая ответила на вопросы читателей «Н».
Помогаем, но не лечим — Нередко люди жалуются, что скорая помощь приезжает с большим опозданием. Бывает, что больные ждут неотложку по нескольку часов. — Согласно установленным правилам, скорая помощь должна приехать за 15 минут, но счёт времени ведётся не с момента вызова к пациенту (бригада скорой, как правило, в это время находится на вызове), а лишь тогда, когда диспетчер сам позвонит медикам: мол, звонок принят, выезжайте. Кроме того, у нас бывают часы пик – когда количество вызовов превышает среднестатистическую норму. Например, в рабочие дни с шести вечера до полуночи может поступить от 20 до 40 вызовов. В Уральске же работают 20 бригад скорой помощи, при всём желании мы не можем приехать ко всем вовремя. Поэтому с февраля были созданы специальные бригады, которые работают в часы пик. Мы делим вызовы на срочные и неотложные. Сначала выезжаем на срочные. Неотложные вызовы, к которым относятся повышенная температура, головная боль, боли в спине и в ногах, мы имеем право задерживать. — В каких случаях бригада медиков может отказать в помощи больному? — Скорая помощь не приезжает в случаях, требующих оказания медицинской помощи при не угрожающих жизни состояниях в рабочее время организаций, оказывающих первичную медицинскую помощь. Нередко бывает, что поликлиника дала назначение принимать внутривенные инъекции или сделать электрокардиограмму, но человек почему-то звонит нам. Раз участковый врач назначил лечение, значит, он должен заботиться о том, чтобы больной принимал эти инъекции. Кроме того, мы не перевозим пострадавших, пациентов и беременных, если они не нуждаются в экстренной госпитализации. Случается и такое, что участковый врач даёт направление в больницу в рамках плановой госпитализации. Нам звонят родственники и говорят: у нас на сегодня назначена госпитализация, отвезите. Мы объясняем, что наша служба этим не занимается, люди должны были позаботиться об этом заранее. — А можете выписать больничный прямо на месте вызова? — Нет. Мы не выдаём больничные листы и справки об освобождении от занятий в школе и институте. Также скорая не выезжает для проведения судебно-психиатрической и судебно-наркологической экспертиз. Кроме того, мы не проводим составление акта смерти. Врач скорой может лишь констатировать, что человек умер, но документы мы никакие не выдаём — это дело полицейских и участкового врача. — Как часто к вам обращаются с подобными просьбами? — Нередко. У нас, врачей, сложилось мнение, что люди не обращаются в поликлиники, а только в скорую помощь. Например, многие вызывают неотложку при невысокой температуре, не удосужившись даже самостоятельно принять жаропонижающее. Есть и такие, кто, проболев несколько дней, вызывает скорую, хотя давным-давно можно было вызвать участкового врача и спокойно принимать назначенное лечение. Люди должны понять, что мы, врачи скорой помощи, не лечим, а оказываем своевременную помощь максимум на шесть часов. Почему? Потому что нужно лечиться, а мы, скорая помощь, не имеем права назначать лечение. Это работа поликлиник и участкового врача.
С температурой боремся… водой — Некоторые интересуются, почему врачи неотложки не помогают при зубной и ушной боли? — Зубная боль не в нашей компетенции. Раньше в стоматологической клинике на Маметова круглосуточно дежурили врачи, сейчас этого нет. Но для зубной боли лекарств у нас не предусмотрено – должен лечить врач-стоматолог. — В продолжение темы: почему в борьбе с температурой вместо жаропонижающих средств, врачи используют растирание спиртом и водой, которые можно отнести скорее к народной, нежели к официальной медицине? — Раньше мы использовали «Анальгин» с «Димедролом», но теперь по рекомендации ВОЗ при температуре жаропонижающие не используются. Согласно алгоритму, если у ребёнка жар, мы обтираем его водой комнатной температуры. И это помогает. «Анальгин» негативно действует на кроветворную систему, поэтому детям его желательно не делать. Если растирание не помогает, используем ректальные свечи. — Говорят, что врачи скорой помощи приезжают едва ли не с пустыми аптечками? Случаются подобные случаи? — С пустой сумкой наши бригады не ездят — у нас стопроцентное оснащение. Всё, чтобы помочь астматикам, гипертоникам, оказать первую помощь при травмах. Есть и обезболивающие – «Трамадол», «Кетотоп». Специально для экстренных показаний мы сформировали спецукладку – препараты, разложенные по пакетам, чтобы фельдшера могли легко и быстро сориентироваться, какое лекарство достать при кровотечении, инфаркте или высоком давлении. Народ не желает понимать, что если врачи приехали на температуру 38, то не будут делать укол, потому что у них нет для этого показаний. — Люди жалуются, что врачи бесцеремонно могут пройти в обуви в дом. — Да, врачи не снимают обуви, но это вынужденная мера – на то она и скорая помощь, чтобы использовать время с максимальной экономией. Но в обуви мы ходили раньше, а сейчас все бригады оснащены бахилами. — Как часто поступают претензии на врачей скорой помощи и рассматриваете ли вы эти жалобы? — В большинстве случаев жалобы бывают на несвоевременное прибытие неотложки и на грубость принимающих вызовы диспетчеров. Но у нас записываются все вызовы, поэтому проверить информацию не составляет труда. Кроме того, довольно часто грубят и сами звонившие. Например, звонит человек: мол, болит грудь. А диспетчер задаёт вопрос по алгоритму: когда заболела, какого характера боль, состоит ли на учёте, какие таблетки принимал? Мы это спрашиваем для того, чтобы отправить больному нужную ему бригаду. Но люди не понимают, отвечают: вот сам приедешь и узнаешь, где болит и как болит. — В каких случаях на вызов выезжают врачи, а в каких — фельдшеры? — В первую очередь, это зависит от серьёзности вызова, разумеется. Если выяснено, что это инфаркт или острое нарушение мозгового кровообращения, то приезжает врач. А вообще, у нас фельдшера как врачи – всему обучены, поэтому если нет врачебных бригад, мы присылаем фельдшерские. Дело в том, что с прошлого года мы оснастили бригады фельдшеров электрокардиогрофами, дефибрилляторами и обучили фельдшеров снимать и читать ЭКГ. При остром коронарном синдроме мы капаем тромболитики, так у нас уже 29 фельдшеров самостоятельно оказали больным скорую медицинскую помощь. Если раньше только два врача выезжали с электрокардиографами и фельдшер, приехав на вызов, только опрашивал больного, предварительно ставил диагноз и ждал врача, теперь самостоятельно снимает ЭКГ, читает его и оказывает помощь, ставит капельницу и госпитализирует в кардиоцентр.