Вчера в областном драматическом театре им. А.Н. Островского состоялась премьера комедии Степана ЛОБОЗЁРОВА «Семейный портрет с дензнаками» в постановке главного режиссёра театра Оксаны МАЛУША.
Действующие лица и исполнители:
Катерина – Светлана РОМАНОВА; Тимофей, ее муж – Насим МАМЕДОВ; Бабка, его мать – Лариса МУХА; Таня, дочь Катерины и Тимофея – Наталья КОПЕЕЧКИНА; Михаил, муж Тани – Андрей ТЯПКИН; Сват – Марк ЛАРИН; Деревенские жители – актёры театра.
Действие происходит в деревенской избе, именно здесь в течение одной ночи разворачиваются события. Ничем не примечательный визит Свата с обычной выпивкой и «умными» разговорами о жизни прерывается получением хозяином дома крупной суммы денег. Внезапно свалившийся капитал не приносит в дом счастья, о котором мечталось, а оборачивается трагикомедией, полной страхов, ссор, взаимных обид и разочарований. Несмотря на убогость и безысходность существования сельской глубинки (в данном случае – российской, но это уже не суть важно), именно в ней ещё теплится огонёк житейской мудрости и веры. И оттого финал не кажется таким уж вовсе безнадёжным. Собственно, заявленный жанр постановки – «современная притча, покаянная» – полностью соответствует тому, что происходит на сцене. Напряжение нарастает постепенно по ходу действия, к финалу нерв натянут, как струна, и в очередной раз не только герои пьесы, но и зрители стоят перед нравственным выбором: деньги или семейные ценности? И, конечно, к правильному ответу, как всегда, подводит женщина-мать – на фоне безумного веселья звучит тихая молитва Бабки: «Господи! Прости Ты нас, грешников окаянных! Сами не ведаем, что творим. Но не со зла делаем, Господи, а по дурости нашей. Не давай Ты нам пока, Господи, ни денег этих, ни золота, а вразуми светом Твоего Разума. А уж когда вразумишь, войдём в ум, да возьмём каждый крест свой, тогда уж пытай нас, Господи, и голодом и золотом». Всё. Занавес. Мы на пути к покаянию… И вот здесь хочется поклониться всем, кто работал над этим спектаклем. Разумеется, режиссёру-постановщику Оксане Малуша, твёрдо ведущей линию нравственного воспитания зрителя, чему всегда служил и должен служить русский театр. Актёрам, сумевшим настолько прочувствованно раскрыть образы, что ни единой ноты фальши нет ни в одном слове, ни в одном жесте. На фоне громких монологов и диалогов главных действующих лиц (Тимофей, Сват, Катерина) и молодёжи (Михаил, Таня) тихая речь глуповатой, на первый взгляд, Бабки проникает в душу – Лариса Муха, работая на контрасте, добивается нужного режиссёру эффекта: заставляет зрителя задуматься о смысле жизни вообще и своей – в частности. Как всегда, великолепны Насим Мамедов и Марк Ларин. Ни одного провисания в зонах молчания, проживание роли – на 150 процентов: держать нерв спектакля вдвоём дорогого стоит. Не могу не отметить и работу Светланы Романовой – её героиня в меру раздражённая, но в любую минуту готовая простить своего непутёвого мужа, прекрасно понимающая, что ничего из тех планов, от которых радостно сатанеют мужчины, не будет осуществлено, что всё внезапно свалившееся «богатство» пропьётся и развеется в прах, и смиренно несущая свой крест. Вместе с тем, будничность переругивания Катерины с мужем и свекровью, застольных рассуждений мужчин, да и всей обстановки при всей узнаваемости не вызывает раздражения – постановщикам удалось уйти от банальной бытовухи, остановившись на намёках на неё. В этом отношении большую роль сыграл художник-постановщик Максим БУДАЕВ, умеющий правильно уловить намерение режиссёра и создать на сцене удобное для актёров пространство минимальными средствами. Аскеза декораций даёт простор для фантазии зрителя и — одновременно — вполне конкретно фокусирует его внимание на главном: всё в пастельных тонах, по центру – обшарпанный стол с табуретами, на авансцене – кровать с телевизором, а в перспективе стен избы – икона, которая в финале озаряется светом, как символ надежды и стремления каждой души к правде. Попутно хочу отметить работу осветителей – всё сделано чётко и грамотно.
Нельзя не сказать и о хореографии. Здесь нет танцевальных этюдов. Напротив, «разгуляй-поле» в конце спектакля выглядит вполне натурально, но ведь известно, что удачный экспромт – это хорошо подготовленный экспромт. Лариса СТАНИЧНАЯ – хореограф, тонко чувствующий материал постановки, так что её работы всегда становятся украшением спектакля.
И ещё. У автора в пьесе деревенские жители только упоминаются. В постановке Малуша они есть: красноречиво молчаливые, живописно узнаваемые, появляющиеся не ко времени вовремя, простите за каламбур. И в этом есть своя прелесть. Как и в музыкальной теме спектакля (Татьяна КОВАЛЁВА) с использованием песен Гарика СУКАЧЁВА – кому ж, как не ему, с его разухабистой надрывной манерой и философско-хулиганским содержанием песен, оттенить рассказ о жизни нашей провинции? Да и всё наше бытие испокон веку таково – планов громадьё аж до надрыва, но чаще всего – шиш в итоге. Не согласны? Значит, пришло время…
В общем, хочется поздравить коллектив нашего любимого театра русской драмы с новой удачной постановкой и пожелать их детищу долгой счастливой жизни. Спектакль идет 1 час 15 минут без антракта.
Анна ПАНИЩЕВА