Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-9 C
Уральск
7.1 C
Аксай
Еще

    Криво по курсу

    Неделя после девальвации: власти изо всех сил стараются выправить ситуацию, но у них мало что получается.

     Скоро в Уральске станет невыгодно умирать. Цены на железные кресты и оградки для могил в ближайшее время должны подскочить на всё те же 20-30%, на которые дорожает всё вокруг. «Это у нас старые ещё оградки по шестнадцать и по тридцать пять тысяч, — объяснил корреспондентам «Н» продавец одного из специализированных магазинов. – Сейчас новый завоз подойдёт, там совсем другие ценники будут. Металл-то подорожал».

    Могильные «приложения» — товары, которые пока не входят в список первостепенных, поэтому сдерживать на них цены пока никто не планирует. В отношении других категорий товаров и услуг власти на республиканском и местном уровнях всю неделю планомерно пытались остановить рвущееся наружу подорожание. И если в одних случаях всякие комиссии при акиматах праздновали локальный успех в борьбе с девальвацией, то в других – терпели полное фиаско, так как бизнесмены начали открыто уходить во фронду. Масла в огонь подлили и заявления профильных министров и аналитиков, которые либо рисовали мрачные картины ближайшего будущего, либо делали заявления, откровенно провоцирующие людей на язвительные комментарии. Поэтому неудивительно, что сама власть в итоге начала нервничать и нести одну репутационную потерю за другой.

    Гласные несогласные

    Две основные позиции, цены на которые власти планируют сдерживать до последнего, – лекарства и ГСМ. По поводу первого в минувшую пятницу заместитель акима области Бахтияр МАКЕН собрал представителей всех аптечных сетей Уральска и ЗКО в здании «Нур Отана». Немного сонным бизнесменам от фармацевтики (брифинг проходил в девять утра) замакима передал чёткий сигнал: цены повышать не стоит. Было объявлено о подписании меморандума между министерством здравоохранения и представителями фарм-бизнеса. Документ устанавливает предельную стоимость 220 наименований лекарственных препаратов – в основном, отечественного производства. Стоит отметить, что такой же меморандум минздрав и производители лекарств уже подписывали два с небольшим года назад – в конце 2011 года. Но выше нынешних показателей цифры уже вырасти не должны – по крайней мере, в ближайшее время.

    Проблема в другом: большая часть препаратов, продающихся в уральских аптеках, импортная, и цены на лекарства взлетят сразу же, как только закончатся складские запасы. Это было очевидно, но стало публичной информацией после того, как свою пламенную речь произнёс директор ТОО «МедМаркет-Эксперт» Владимир ЧИГРИН. За несколько минут до этого Бахтияр Макен начал опрашивать посписочно всех аптечников о нынешних ценах на лекарства, и все как мантру повторяли слова «цены не повышали», «социальная ответственность». Чигрин прилюдно нарушил идиллию: «Что вы (представители бизнеса – «Н») сидите все и боитесь сказать? Сейчас у вас кончатся запасы, а новые придут совсем по другим ценам. Надо правильно просто подходить к этому вопросу. И вы повысите цены, и есть опять-таки много частных аптек, которые закупают товар напрямую у поставщиков. Они же не будут работать себе в убыток!». После этого коллеги Чигрина стали смелее, и выяснилось, что есть ещё причины для повышения – например, дистрибьюторы лекарственных компаний, которые могут устанавливать свои собственные цены. Выслушав всё, Макен не изменился в лице и пояснил: «Мы ведь говорим о том, что хотим стабилизировать цены на данном этапе. Никто не говорит: давайте все цены снизим. Просто мы хотим, чтобы та оптимальная ценовая политика, которая у вас есть, сохранялась».

    «Многое будет зависеть от того, как сработает правительство: будет ли оно выделять какие-то дотации и принимать меры для удержания цен на дорогие лекарства, — прокомментировал Чигрин сложившуюся ситуацию в интервью в «Н». – Если сработает эффективно – до конца года, может быть, цены и не вырастут сильно». В противном случае, уверен бизнесмен, вся импортная продукция (то есть почти все лекарства) подорожает стремительно. В первую очередь, от этого пострадают люди с тяжёлыми заболеваниями: диабетики, онкобольные, больные с разными формами гепатита. Впрочем, и покупателям с другими недугами тоже сильно радоваться не стоит: в ситуации, когда главный вопрос формулируется не как «вырастут ли цены?», а «когда они вырастут?», конечному потребителю остаётся лишь обречённо готовиться к подорожанию цен на всё.

    Есть, правда, и другой путь – жаловаться. На том же брифинге в «Нур Отане» Бахтияр Макен озвучил номер телефона доверия, позвонив на который можно рассказать, какие аптеки завышают цены. Если верить документу с содержанием звонков (есть в распоряжении «Н»), то большая часть жалоб не подтверждается, хотя контрольные органы проверяют хорошо (они сами так считают). «Был звонок, что в аптеке на проспекте «Евразия» цены на простые лекарства поднялись с 70 до 115 тенге, — рассказывает начальник лекарственного информационно-аналитического центра по ЗКО  Сара ДЖИДЕБАЕВА. – Там на проспекте одиннадцать аптек. Мы не поленились, проверили все. Повышение цен не подтвердилось». Есть и другие примеры подобных рейдов. Правда, в паре случаев повышение цены таки имеет место быть. Но, как подчёркивает Джидебаева, по накладным видно, что случилось оно ещё до девальвации. Так было с бензоналом (средство от эпилепсии – «Н»), стоимость которого повысилась с 1600 до 1976 тенге, но произошло это ещё в середине января. Это вполне возможно, так как с 1 января пошлина на все лекарства, поступающие в Таможенный союз, выросла на 5%. Правда, как пояснили «Н» бухгалтерские эксперты, перебить номера накладных и оформить их задним числом большого труда не составит. Это, конечно, не значит, что так и было, но подобная возможность несколько девальвирует саму суть проверок. «Мы же не прокуратура», — говорит в ответ на это начальник ЛИАЦ, имея в виду, очевидно, что полномочий у них на подобное углубление в тему нет.

     Топливный нагрев

    С вопросом ценообразования на ГСМ сложнее: там удар по заверениям и программам властей по сдерживанию пришёлся не только от экспертов в этой области, но даже от министра нефти и газа. Предыстория проста: премьер-министр Серик АХМЕТОВ сказал, что резкого скачка цен на топливо не будет, а Агентство по регулированию естественных монополий должно чётко это контролировать. Так пока и есть, но в абсолютный разрез с позицией премьер-министра выступил министр нефти и газа Узакбай КАРАБАЛИН, который заявил: «Сегодня у нас остатки на нефтебазах республики по АИ-92 — 244 тысячи тонн, АИ-80 — 86 тысяч тонн, дизтоплива — около 300 тысяч тонн. Этого нам хватит, если не будем повышать цены, на 30-45 дней примерно. При тех ценах, которые мы имеем, если сохраним при нынешнем курсе, такого интереса уже не будет завозить (ГСМ) в Казахстан и дальше мы ожидаем, что появится сразу дефицит после этого времени». Ответной реакции от премьер-министра пока не последовало (ему после нагоняя от президента не до перепалок с министрами). Зато аналитики тут же просчитали, как изменятся цены с апреля, если даже не раньше. Аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Камилла МАНАКОВА в своей статье на kursiv.kz предсказала: повышение будет крайне существенным. «По нашим прогнозам, АИ-92, самый ходовой тип бензина, подорожает до 140 тенге за литр; АИ-95 и АИ-98 взлетят выше 200 тенге за литр и ниже уже не опустятся. Мера эта вынужденная. Это объясняется тем, что, несмотря на наличие трёх нефтеперерабатывающих заводов, Казахстан не в состоянии обеспечить себя бензином собственного производства и должен закупать значительные объемы из России», — прогнозирует аналитик. При этом дальше будет ещё хуже: «Если не будет проведена корректировка стоимости топлива, то продолжит увеличиваться разница по доходности между внутренними поставками нефти и ее экспортом. Поставки нефти на казахстанские НПЗ будут становиться все менее выгодными. Кроме того, если нефть будет поставляться на экспорт в прежних объемах, то с учетом уменьшения сырьевой базы в 10-летнем периоде для отечественных НПЗ не останется сырья. Все это приведет к тому, что основными регуляторами рынка ГСМ станут только жесткие административные меры», — заключает Манакова. Иными словами, лет через десять бензина в стране может не остаться вовсе. По иронии судьбы, на неделе некоторые заправки в Алматы определили норму в 20 литров бензина на одного водителя: мол, иначе запасы кончатся куда раньше.

     Дефицитный товар

    Сконцентрировавшись на лекарствах и бензине, государство параллельно пытается регулировать ценообразование и на продукты. Однако, как показывает карта цен (см. стр. 10-19) в крупнейших торговых точках Уральска, некоторое удорожание не остановить никакими запретами и угрозами. В некоторых регионах бизнесмены от торговли, кстати, пошли ещё дальше и ввели в магазинах ограничение на продажу сахара и муки в одни руки. Так, в Актобе запретили продавать сахар и муку мешками. А в Павлодаре в один магазин теперь поступает не больше двух мешков сахара в день. Правда, таким образом приходится бороться и с паникой: люди сметают с полок всё подряд.

    В сложившихся условиях публичное выражение протеста из-за накопившегося раздражения было вопросом времени. И митинги не заставили себя ждать: в субботу и воскресенье протест, плавно переходящий в задержания, был замечен в Алматы. По разным оценкам, от 30 до 250 человек, промаршировали по городу, громко выражая своё недоверие проводимому властями курсу. Как рассказала «Н» одна из участниц митинга журналист Дина БАЙДИЛДАЕВА, никаких лидеров у этой акции не было, всё произошло по порыву души. «Стихийно, через соцсети собрались и пошли. Всех этих людей я вообще видела впервые в жизни», — отметила журналист. При этом митингующие не требовали отставок или каких-то реформ, а просто выразили своё недовольство одномоментным решением, о котором никто даже не предупредил заранее. «Вряд ли такие акции ещё будут», — с сомнением заметила Байдилдаева. Но на всякий случай полиция задержала несколько десятков человек (все уже отпущены), причём, судя по видеороликам задержания в интернете, действовала достаточно жестко.

    «Если власть в случае с девальвацией, действительно, долго готовилась к этому, то и дальнейшие её действия вполне продуманы, — комментирует ситуацию в интервью «Н» известный казахстанский политолог Андрей ЧЕБОТАРЁВ. – Тогда задержания на митингах говорят о том, что в отношении всех несогласных по традиции будет применяться силовой метод решения проблем». Политолог считает, что подобная реакция властей на раздражение общества – это проявление слабости, но проблема на самом деле гораздо глубже, и цены будут повышаться и дальше, так как проконтролировать весь малый и средний бизнес в стране просто нереально. Что до крупных монополий, то они, и вовсе, правят бал. «Не секрет, что большинство крупных монополий в стране так или иначе аффилированы с действующей властью, — отмечает Чеботарёв. – И если они вдруг, действительно, захотят поднять свои цены – на те же комуслуги – никто им особо перечить не станет».

    Все это видят, поэтому любые действия власти на региональном и республиканском уровне, даже самые благие, теперь воспринимаются исключительно с недоверием. Репутационные потери того же правительства от своих собственных действий огромные, констатирует известный в Уральске доктор экономических наук, профессор Алла ГИЗЗАТОВА: «Правительство много проиграет, но что о нём говорить, если оно провальное?». Словно в подтверждение этого тезиса председатель Агентства РК по статистике Алихан СМАИЛОВ  на брифинге в СЦК во вторник заявил, что цены местами даже понизились и привёл, пожалуй, самый неудачный пример из всех возможных: «Если взять парфюмерию, то сейчас 40-процентные скидки в Астане, а это все, обратите внимание, импортная продукция». Другое дело, что, по словам Гиззатовой, нынешняя девальвация – вполне естественный макроэкономический процесс, учитывая события в Украине, американские манипуляции с собственной экономикой или Олимпиаду в Сочи. Просто финансово неподкованное население Казахстана делает из этого трагедию гораздо больших масштабов, чем есть на самом деле. «Нам просто кажется, что у нас всё хуже всех», — заключает теоретик экономики.

    К середине этой недели повестка дня в отношении девальвации стала обрастать и более позитивными заявлениями. Некоторые эксперты, например, считают, что через полгода будет выгодно покупать недвижимость, чиновники ранга Кайрата КЕЛИМБЕТОВА призывают трезво взглянуть на ситуацию и не сеять панику, а цены на часть продуктов и тарифы на комуслуги вроде будут заморожены минимум до мая. Будут ли заморожены цены на кресты и оградки, не сообщается.

    Вячеслав ПОЛОВИНКО

     


     
    Предыдущая статьяКарта торговых действий
    Следующая статьяРвачебная тайна
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    1 КОММЕНТАРИЙ

    1. Нужны чёткие, срочные действия, а не слова и угрозы. Угроз сейчас мало кто боится. А что касается слов… то в данной ситуации они играют наименьшую роль.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Какие инженерные сети были отремонтированы в этом году в Уральске

    Акимат города подводит итоги работы за 2024 год на...

    В Казахстане проверят прописки граждан

    Как сообщили в МВД, полицейские проведут рейды по квартирам...

    Рекомендуем

    Более 56 км дорог было отремонтировано в этом году в Уральске 

    В акимате города начали подводить итоги уходящего года. На...

    Сотрудник таможенной службы ЗКО получил 10 лет колонии за взяточничество

    Приговор в отношении бывшего служащего департамента государственных доходов огласили...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл