Уральские речники уже четыре месяца не получают зарплату. После вмешательства транспортной прокуратуры, деньги обещали выплатить до 10 декабря. Однако отчаявшиеся люди не верят словам и обещают пойти на крайние меры.
Корреспондент «Н» встретился с речниками в неотапливаемом, промерзшем насквозь помещении. Люди, пришедшие на встречу с журналистами выглядели подавленно. Причин, по которым они собрались здесь, две: поговорить с журналистами и подписать коллективное письмо в областную прокуратуру. В нём они требуют разобраться с ситуацией, которая сложилась на предприятии.
Все дело в том, что речники уже несколько лет практически не получают зарплату. То, что им выдают иногда, — лишь малая толика того, что они должны получить на самом деле.
Речная эпопея длится уже не первый год. Мощное когда-то предприятие с гордым названием «УралРечФлот», прекратило своё существование в середине прошлого десятилетия, и стало называться просто ТОО «Флот». Учредителем «Флота» является Алия Шаленова — вдова бывшего руководителя ОАО «УралРечФлот». Исполнительным директором уже несколько лет записан Марат Исполов. Всё, во что супруг нынешнего учредителя вкладывал душу и силы, было развалено за считанные годы. Предприятие много раз становилось объектом журналистских расследований и тем репортажей. И всегда причина была одна: людям не платят денег. При этом каждую навигацию речники исправно выходят на работу и, буквально, на голом энтузиазме добывают и возят ПГС. Эта песчано-гравийная смесь впоследствии продаётся. А вот куда деваются деньги — большой вопрос.
— Чтобы нам нормально выдали зарплату, такого не было уже сколько лет, — говорит один из работников Андрей Питерсков. — Бывает, отдадут какую-то часть и снова: «Ребята, давайте работать, нужно доверять друг другу». Ну мы им доверяли, доверяли, но сколько же можно?!
По словам работников предприятия, проблемы с зарплатой возникают каждый сезон.
В этом году в ТОО появился новый директор. В июле место руководителя занял Бисембай Кадыров.
— Когда пришёл новый директор, он сказал, что если мы будем нормально работать в этом сезоне, то он потихоньку будет отдавать и старые долги, и зарплату 2013 года, — продолжает Андрей Питерсков. — Мы с мужиками опять поверили. Да, собственно, куда нам уже деваться было.
Однако ситуация не изменилась. Долги предприятия перед работниками продолжали копиться. Предприятием заинтересовалась областная прокуратура и департамент труда. Счета ТОО «Флот» закрыли и там началась проверка. Тогда руководство ТОО «Флот» сделало «финт ушами» и всем скопом перевело своих работников в другую фирму. Сделано это было следующим образом. Откуда-то возникло предприятие под названием ТОО «Техносила LTD». Директором этого ТОО, как и директором ТОО «Флот» является Бисембай Кадыров. Всем работникам в принудительно-добровольной форме было предложено написать два заявления. В ТОО «Флот» с просьбой об отпуске за свой счёт и тут же в ТОО «Техносила LTD» — о принятии на работу. Цели при этом, по крайней мере, по словам Бисембая Кадырова, преследовались самые благие.
— ТОО «Техносила LTD» взяло в аренду территорию и мощности ТОО «Флот», — объясняет свои грандиозные замыслы директор обоих ТОО Бисембай Кадыров. «Техносила», работая в навигацию, могла бы платить и зарплату работникам и аренду предприятию «Флот», которое в свою очередь гасило бы свои долги.
Однако и здесь что-то не «срослось». Навигацию-то речники отработали. Причём, грузов перевезли не меньше, чем обычно. А вот денег так и не получили.
— Мы с начала работы в «Техносиле» перевезли не меньше 55 тысяч тонн ПГС, — горячится один из работников. — Где эти деньги?
— Ну что вы, они ошибаются, — отвечает на это Бисембай Кадыров. — Они за всё время привезли не больше 25 тысяч тонн.
— Неужели опытные речники могли так сильно ошибиться? Почти в два раза?
— Конечно, могли!
И наконец, последняя на сегодня веха ТОО «Техносила LTD» — так называемый «целевой рейс».
— Когда мы начали искать пути решения зарплатного вопроса, сами работники решили, что привезут партию ПГС и продадут её определённым фирмам, — сообщил журналистам помощник транспортного прокурора по ЗКО Канат Дисалиев. — Привезли ПГС чуть больше чем на 4 млн тенге. Скоро они свои деньги получат.
Объясняя, куда делись деньги хотя бы с этих 25 тысяч тонн ПГС, привезённых в навигацию, и за последний рейс, директор ТОО «Техносила» рассказал, что на этот раз его подвели госбюджет и… доброе сердце.
— Предприятия, которые взяли у нас ПГС, до сих пор не расплатились, — сообщил он журналистам. — А им, в свою очередь, бюджет ещё не перечислил. А те средства, которые получали до этого, каюсь, отдал тем уволенным, которые уже на пенсии. Потом ещё солярку покупали…
Почему, вместо того, чтобы выплатить работникам зарплату, директор предприятия раздал деньги полумифическим уволенным, и вложил в приобретение солярки, он ответить так и не смог.
Примечательно, что объясняя ситуацию на предприятии, директор ни разу не сослался ни на один финансовый документ. А в ответ на просьбу разъяснить, сколько прибыли получало предприятие, будучи ТОО «Флот», а потом ТОО «Техносила», Бисембай Кадыров лишь развёл руками.
— Я не могу показать вам эти документы без разрешения учредителя, — сообщил он.
Учитывая, что учредитель ТОО «Флот» сейчас находится в одной из столиц (правда, где конкретно выяснить так и не удалось), вопрос о документации приобрёл риторический характер.
В итоге, после бурных дебатов помощник транспортного прокурора предложил речникам подождать до 10 декабря. До этого срока предприятию должны перечислить деньги две фирмы, взявшие ПГС, но до сих пор не расплатившиеся. В ответ на ропот мужчин о том, что этих денег всё равно не хватит на погашение всего долга, директор вздохнул:
— Я найду, где взять, в крайнем случае сам займу и выдам до 10 декабря.
P.S. В этих перипетиях вызывает некоторое недоумение позиция правоохранительных, и контролирующих органов. На протяжении нескольких лет, продолжая работать и перевозить грузы, крупное когда-то предприятие на глазах пришло в упадок. Деньги, каждую навигацию появляющиеся от продаж ПГС, мифическим образом куда-то исчезают. Но ни финансовая полиция, ни прокуратура, ни департамент труда, наконец, так и не озаботились этим вопросом и не увидели в этой ситуации ничего странного.
Лиза Киселёва
Почем ПГС?
Средняя отпускная цена 1 тонны ПГС — 600 тенге
Одной цифрой
3 млн. 490 тысяч 767 тенге — таков, согласно справке транспортной прокуратуры, долг ТОО «Техносила» перед 60 работниками предприятия