В Карагандинской области покончил с собой солдат срочной службы Бекжан Бауыржанов. На самоубийство молодой человек решился за два дня до «дембеля». Родные Бекжана в версию суицида не верят.
В субботу в Уральск прибыл «груз 200». Цинковый гроб с телом 19-летнего Бекжана Бауыржанова привезли из Караганды. По официальной версии, солдат срочной службы покончил с собой, повесившись на брючном ремне. В понедельник тело Бауыржанова показали родным. В этот же день специалисты сделали забор материала на экспертизу. Её результаты будут известны через две недели.
ЧП произошло за два дня до увольнения Бекжана в запас, 4 декабря. Тело солдата обнаружили в отдельно стоящем помещении. Заместитель командира войсковой части точно указывает время, когда это произошло — 16.15.
— Один из солдат вошёл в помещение и увидел висящее на ремне тело Бекжана, — рассказал корреспонденту «Н» заместитель командира воинской части 6505 по воспитательной и социально-правовой работе майор Ануар Укубаев. — Его тут же сняли, оказали первую помощь, и в течение, буквально, нескольких минут отправили в больницу посёлка Долинка. Наш медработник говорит, что когда его сняли, пульс уже не прощупывался. Но солдат, который увидел его первым, утверждает, что он слышал хрипы. В больнице провели все необходимые процедуры, но в 16.45-16.50 нам сообщили, что спасти солдата не удалось.
По словам майора Укубаева, фактов неуставных отношений в части замечено не было. К тому же через два дня парень собирался домой. У него на руках были билеты на 6 декабря.
— Возможно, причиной суицида могли стать семейно-бытовые отношения, — предполагает заместитель командира части. — С сослуживцами у него никаких проблем не было. Он был хорошим солдатом, честным, одним из лучших в части.
На вопрос, оставил ли Бекжан предсмертную записку, майор Укубаев ответил отрицательно. Также, по его словам, никаких ран, ссадин и царапин на теле парня не обнаружено.
В качестве доказательства того, что это был именно суицид, военный приводит факт, что на всей территории части установлены видеокамеры. На одной из них видно, как Бекжан заходит в помещение, где его потом нашли. И через некоторое время туда заходит солдат, который обнаружил тело.
Тем не менее, родственники Бекжана Бауыржанова не верят в версию самоубийства.
— Он был очень хорошим мальчиком, — вытирая слёзы, говорит тётя Бекжана Марияш Искалиева. — Он не пил, не курил, самбо занимался. Конечно, они (военные — прим. авт.) сейчас будут всё на него самого валить! Но он не мог самоубийство совершить. Он же домой собирался, мы все его уже дома ждали…
По словам дяди погибшего парня, ЧП могло быть как-то связано с небольшой суммой денег, которую Бекжану отправила мама.
— 29 ноября мама отправила Бекжану 10 тысяч тенге, — говорит Жасканат-ага. — У самого Бекжана карточки нет, поэтому деньги отправили на тот счёт, который он продиктовал по телефону. И там что-то с этими деньгами не то было. Тот человек, на чей счёт отправляли деньги, получил их на следующий день. Но Бекжану их почему-то не отдавал. Мама, конечно, спрашивала, получил он деньги или нет. Когда узнала, что не получил, звонила офицерам, требовала разобраться.
В тот роковой день, 4 декабря около 11 утра Бекжан позвонил маме и сказал, что деньги получил. Кроме того, он попросил её, чтобы она извинилась перед офицерами, потому что «теперь из-за этих денег здесь начался хай-вай». Потом связь прервалась. Через 4 часа Бекжана не стало.
Заместитель командира части заявляет, что никаких проблем с деньгами не было.
— Перед увольнением в запас солдаты готовятся к этому событию, — говорит Ануар Укубаев. — Они готовят памятный альбом, собирают фотографии. Рядовой Бауыржанов тоже готовился к увольнению и попросил у родственников денег. Деньги он получил, сослуживцы утверждают, что потратил он их на себя. Так что здесь никаких проблем не было.
По словам военного чина, сейчас идёт доследственная проверка. Будет ли заведено уголовное дело, решат по результатам проверки и экспертизы.
Между тем, как сообщает республиканское издание «Время», воинская часть 6505, ответственная за охрану исправительных учреждений и конвоирование арестантов, давно имеет печальную славу. В 2003 году на караульной вышке выстрелом в подбородок из автомата покончил с собой Асылбек Жуманов. Следствие пришло к выводу, что к самоубийству солдата подтолкнули неуставные отношения с сослуживцами. Спустя два года также на вышке застрелился новобранец Серикбол Омиртай. А в 2006 году свел счеты с жизнью Асхат Кабильбеков — он тоже застрелился на вышке. Три года спустя повесился Мухамбет Жаманкулов, а в 2012-м выстрелил себе в голову Александр Зайцев. И вот теперь этот скорбный список пополнился еще одним именем…
Лиза КИСЕЛЕВА