Завтра, 15 ноября, в областном драматическом театре им. А.Н. Островского состоится давно ожидаемая уральцами премьера – комедия Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в постановке главного режиссера театра Оксаны МАЛУША. В этом году исполняется 230 лет со дня первой постановки этой гениальной пьесы.
О чем нам расскажут актеры?
О любви. О подлости. О судьбе. И о людях.
Действие происходит в течение одного дня в замке графа Альмавивы, сластолюбца и в некоторой степени самодура. Его домочадцы и вассалы успевают за столь короткое время сплести не одну головокружительную интригу со свадьбами, судами, усыновлением, ревностью и примирением сторон. Главный герой дня – управляющий графа Фигаро, невероятно остроумный и изворотливый человек, правая рука графа, но в связи с собственной свадьбой впавший в немилость. Причиной опалы стало решение Фигаро жениться на горничной графини, но на нее положил глаз сам граф Альмавива. Фигаро потрясен низостью хозяина, отменившего право сеньора на девственность невесты перед собственной свадьбой и вернувшего его себе перед свадьбой Фигаро и Сюзанны.
Однако свадьбе Фигаро угрожают еще два врага. Это доктор Бартоло, у которого граф с помощью хитреца Фигаро увел невесту, и Марселина, экономка Бартоло, влюбленная в Фигаро и намеренная принудить его к браку. Положение усугубляется распиской, данной Фигаро Марселине с обязательством вернуть ей баснословно крупную сумму денег или жениться на ней. Но в ходе судебного разбирательства выясняется, что родителями выросшего сиротой Фигаро являются Марселина и Бартоло.
Тем временем Фигаро проворачивает интригу, чтобы спасти честь своей невесты и нейтрализовать любовный пыл графа Альмавивы. Параллельно свою игру начинают и графиня с Сюзанной. К тому же графиня не особенно удручена охлаждением графа, ее вполне утешает нежная привязанность поклонника – юного пажа его сиятельства Керубино. Очаровательный маленький проказник уже осознал себя привлекательным юношей и, по примеру графа, по очереди ухаживает за всеми женщинами в доме, хотя тайно влюблен в графиню, его крестную мать.
И вот близится развязка этого безумного дня: свадьба Фигаро празднуется широко, но граф Альмавива рассчитывает получить приз первым, отправляясь в парк. Финальная сцена происходит в темном уголке парка рядом с беседкой, где в разных местах затаились в ожидании рокового свидания графа с «Сюзанной» Фигаро, настоящая Сюзанна, Марселина и еще целая куча народу. В итоге события разворачиваются так, что граф второй раз за день вынужден молить супругу о прощении, а молодожены получают прекрасное приданое и благословение родителей Фигаро.
Дела давно минувших дней
Пьер Огюстен Карон БОМАРШЕ – французский драматург XVIII века. Мировую славу ему принесла трилогия комедий о похождениях слуги, полного энергии и ума по имени Фигаро, в которых ярко изображен конфликт между третьим сословием и дворянством накануне Великой Французской революции. На сюжеты пьес «Севильский цирюльник» (1775 год) и «Женитьба Фигаро» (1778 год) были написаны оперы В.А. Моцарта (1786 год) и Дж. Россини (1816 год).
Известно, что Бомарше уже в начале 1776 года читал «Безумный день» принцу де Конти, а окончательно завершил работу над пьесой в 1778 году. Она быстро становится широко известной в салонах знати, тем более что в первом варианте комедии дело происходит во Франции, в замке Фрэш-Фонтен, и возмущение вассалов в финале было акцентировано значительно сильнее, чем в окончательном варианте.
В 1781 году Бомарше отдает «Женитьбу Фигаро» в театр «Комеди Франсез», однако долгое время ее постановка под запретом короля Людовика XVI. Даже перенос действия комедии в Испанию помогает мало, король разрешает пьесу к постановке лишь три года спустя и то под давлением аристократии. Премьера «Безумного дня» состоялась в 1783 году в доме графа Франсуа де Водрейля перед придворными, на профессиональной сцене — 27 апреля 1784 года, та постановка была сыграна более 130 раз!
В России с комедией Бомарше познакомились раньше, еще в ноябре 1781 года Екатерина II пожелала получить ее текст, весной 1782 года Бомарше прочел пьесу наследнику российского престола Павлу I, путешествовавшему по Европе под именем графа Северного. Первая постановка в Михайловском театра состоялась в 1785 году и с тех пор не сходила с российской сцены.
На то они классики
В XX-м веке комедия не потеряла своей актуальности и не раз была экранизирована. В 1961-м году Марсель Блюваль (Франция) снял одноименный телефильм, а в СССР самой известной экранизацией стала телеверсия спектакля Московского академического театра Сатиры 1974 года с участием Андрея Миронова (Фигаро), Александра Ширвиндта (граф Альмавива), Веры Васильевой (графиня Розина), Татьяны Пельтцер (Марселина). Кстати, с этой комедией связаны и трагические страницы истории театра: любимец публики, гениальный актер Андрей Миронов умер на сцене в костюме Фигаро прямо во время спектакля – это случилось во время гастролей театра Сатиры в Риге 14 августа 1987 года.
В 1983-м Борисом Эйфманом был снят фильм-балет «Безумный день» на музыку Россини, а в 2003-м на экраны вышел российско-украинский новогодний музыкальный проект с участием Филиппа Киркорова (граф Альмавива), Лолиты Милявской (Розина), Софией Ротару (Марселина) и Анастасией Стоцкой (Сюзанна). К творчеству великого французского комедиографа по-прежнему обращаются режиссеры разных стран, ведь классическая драматургия тем и хороша, что актуальна навеки.
Ну, что сказать?
Трудно спрогнозировать, насколько будет удачна нынешняя постановка «Женитьбы Фигаро» уральского театра русской драмы. С одной стороны, когда за дело берутся такие профессионалы, как художник-постановщик Максим БУДАЕВ, хореограф Лариса СТАНИЧНАЯ, педагог по вокалу Любовь МУТАГАРОВА, музыкальное оформление – Татьяна КОВАЛЕВА во главе с художественным руководителем театра Оксаной МАЛУША, всегда получается что-то интересное. С другой, – эта комедия настолько популярна и столько раз была экранизирована, не говоря уже о театральных постановках, что поневоле появляется соблазн сравнить опыт уральских служителей Мельпомены с уже известными и высоко оцененными версиями великих мастеров сцены.
В спектакле заняты такие мастера сцены, как Лариса МУХА и Тамара СТОЛЯРОВА, Марк Ларин, Руслан ДЖУМАХМЕТОВ, Насим МАМЕДОВ, а также Наталья КОПЕЕЧКИНА и Светлана КАЛАНДАРОВА, Марина КОВАЛЕВА, Илья ТАРАНОВ, Владимир КРАВЦОВ, Виталий КОТЕЛЬНИКОВ, Николай РОМАНОВ и другие. В этом году в труппу театра пришло новое пополнение, им еще учиться и учиться, конечно, но по мнению руководства театра, молодежь перспективная.
Не буду навязывать своего мнения зрителям, разве что порекомендую отложить все дела и сходить в театр. Конечно, гораздо удобнее сидеть дома, на диване, попивая чаек с печенюшками и смотреть понравившуюся вам экранизацию пьесы. А просмотр спектакля в театре имеет ряд преимуществ: живой звук, визуальный контакт с актерами и потрясающая энергетика храма искусства. Идите в театр – не пожалеете.
Марьяна ПЕРВУШИНА