Жизнь часто делает крутые повороты, и ведь не угадать, что спряталось за очередным из них. Вот и у читательницы «Н», приехавшей в Уральск по делам на пару недель и застрявшей здесь на неопределенное время, получилось так, что теперь она тщетно ищет ответы на классические вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?».
Хотелось как лучше…
Галина Николаевна ВАЛЕЕВА родилась в России, много лет жила в Омске, в Уральск приехала на заре независимости, но вскоре осталась без работы. Сложа руки не сидела – торговала на рынке под проценты. На жизнь хватало, а вот официального стажа и, соответственно, пенсионных накоплений нет.
Два года назад она продала свою квартиру в Уральске и переехала на постоянное место жительства в Жигулевск, где сумела приобрести «двушку», в которой и прописалась. От гражданства РК она не отказывалась, получив разрешение на временное проживание на территории РФ, нашла работу. Дочь жила в гражданском браке, с зятем не ссорились, внук подрастал, даже с бывшим мужем, проживающем в Тольятти, удалось достичь перемирия, – в общем, жизнь потихоньку налаживалась.
Приключения начались год назад, когда дочь нашей героини попала в тюрьму. Статья скверная – три года за распространение наркотиков, пятилетнего сына определили в детский дом. Вскоре Галина Николаевна попала в аварию. Поправившись, взялась оформлять опекунство над внуком. А тут подоспело время менять паспорт гражданина РК, удостоверение личности осталось в паспортном столе взамен на разрешение на временное проживание на территории РФ.
И вот здесь сюжет получил новый поворот. Галина Николаевна по чьему-то совету (правда, она ссылается на российские миграционные службы, что маловероятно) приехала в Уральск в последний день действия казахстанского паспорта. Лишь перед самым отъездом она узнала, что у дочери обнаружили рак легкого, сделали операцию, но уже пошли метастазы.
Когда жизнь экзаменует – первыми сдают нервы
Остановилась она у знакомых, поскольку родственников и жилья здесь не имеет, и отправилась в ЦОН. А там ее огорошили: поскольку она нигде на территории РК не зарегистрирована, то документы на паспорт ей следует подавать в миграционную полицию. В миграционной полиции ее направили в Астану, куда она добиралась автотранспортом, поскольку на поезд уже взять билет не могла из-за просроченного паспорта.
В столице удивились, что ее отправили к ним и пояснили, что ей нужно было взять справку по месту ее регистрации, то есть из Самарского паспортного стола о том, что она постоянно проживает на территории РФ, но не имеет российского гражданства. Женщина вернулась в Уральск и запрос россиянам сделали уже из миграционной службы ЗКО. Ответ российская сторона выслала почтой в конце августа. Сколько будет идти простое письмо, неизвестно. А пока бедная женщина мечется без документов, почти без денег, переживая за дочь и внука. Ситуация усугубляется еще и проблемами со здоровьем. На одном глазе у нее развилась катаракта, на другом тоже что-то происходит и зрение ухудшается довольно быстро. Лечение получить можно только платно, а денег нет.
– Я уже на работу сколько времени не выхожу, пенсию-то мне там не платят, поскольку гражданка другого государства. А здесь пенсию тоже не дадут, хотя 58 лет мне исполнится 4 ноября. В ГЦВП сказали, что пенсию выплачивают гражданам РК, постоянно проживающим в Казахстане. Что мне делать, куда еще пойти? Там дочь при смерти, внук сиротой растет, квартира брошена, а я тут как заложница, ни на работу не устроиться, ни домой вернуться, – плачет она.
Заместитель начальника управления миграционной полиции ДВД ЗКО Мендыкыз УТАРОВА хорошо знакома с этой историей. В миграционной полиции достаточно упомянуть фамилию Галины Николаевны и слышишь: «Знаем, знаем».
– Другого выхода, кроме как дождаться ответа из миграционной службы Самарской области, у нас нет, – объясняет Мендыкыз Басаровна. – Делается это, чтобы предотвратить получение двойного гражданства, поскольку в Казахстане согласно Конституции РК двойное гражданство не признается. При всем сочувствии Г.Н. Валеевой, мы не имеем права выходить за рамки закона. Чтобы избежать такой ситуации, гражданам РК следует заранее побеспокоиться о подаче документов, а не оставлять все на последний день. Этих неприятностей можно было бы избежать, если бы она вовремя встала на консульский учет в консульские учреждения РК, например, в Москве или Астрахани, и для обмена паспорта обратилась бы туда. В этом случае ей не пришлось бы пересекать границу, оставаясь на территории Российской Федерации. А сейчас остается только ждать ответа от наших российских коллег, а затем будет решаться вопрос о ее документировании через структуру МВД или миграционной полиции.
– Согласно статье 15 п. 1 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» заявление о назначении пенсионных выплат подается в ГЦВП по месту жительства гражданина с приложением документов, подтверждающих стаж и доход, необходимых для начисления пенсионных выплат. А местом жительства признается тот населенный пункт, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 16 п. 1 ГК РК), при этом юридическим адресом гражданина признается место его регистрации (ст. 16. п. 3 ГК РК). Таким образом, юридическим адресом Г.Н. Валеевой является адрес квартиры в Жигулевске Самарской области РФ, где она прописана. При выезде на постоянное место жительство из Республики Казахстан, законодательством РК предусмотрено право гражданина изымать пенсионные накопления, если они имеются. Судя по рассказу, у Г.Н. Валеевой не было и таких накоплений, – пояснила Елена АКАТОВА, директор Юридического Сервиса «ВЕРА».
Кстати, согласно закону РК о «О правовом положении иностранцев», постоянно проживающие в Республике Казахстан иностранцы, имеющие на это разрешение, в вопросах социального и пенсионного обеспечения имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане Республики Казахстан (ст. 8 ЗРК «О правовом положении иностранцев»).
За разъяснениями «Н» обратилась и в ЦОН, но ответа пока не получили. Одно в этой истории совершенно ясно – все надо делать вовремя.
Анна МАРЬИНА