Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-10 C
Уральск
6.1 C
Аксай
Еще

    Искусство говорить правильно

    История развития любого государства отражается в истории становления и интенсивного развития искусства, отражающего закономерность требований времени. Одна из составляющих такой закономерности – это культура речи, что сегодня стало значимой общественной проблемой.

    На первый взгляд, все очень просто – хорошо учись, и будешь говорить правильно. Однако в жизни мы все чаще сталкиваемся с тем, что даже не все руководители высокого ранга умеют внятно изъясняться, что особенно заметно в ток-шоу. Помимо этого, есть представители таких профессий, как актеры, режиссеры, теле-  и радиоведущие, педагоги, общественные деятели, адвокаты, судьи, психологи, в общем, те, кто по роду своей деятельности должен владеть искусством публичных выступлений. Вижу скептическую усмешку читателей. Так что же с нами происходит и как решить эту проблему? В качестве эксперта «Н» решила привлечь преподавателя театрального отделения ДМШ  № 1 им. Д. Нурпеисовой Руслана ДЖУМАХМЕТОВА:

    – Как думаете, почему мы разучились говорить?

    –  Катастрофически быстро утрачиваются навыки общения. Современные люди, особенно молодежь, перестали читать, обсуждать книги и фильмы, обмениваться  мыслями, в результате процесс общения «расчеловечивается» и заменяется простым обменом информацией. Вы обратили внимание, что люди сегодня более замкнуты и чаще всего отвечают односложно? Потому что привычнее сделать запись в блоге, поставить статус в соцсети, передать сообщения, где количество символов имеет «буквенные» ограничения, отсюда и следует цепочка: «односложные мысли – односложные слова», или же «мало читаем – мало мыслим – мало говорим». Смена ритма жизни, Интернет, мобильная связь, sms-сообщения, агрессивная звуковая среда, бесконечные информационные потоки способствуют распространению социального аутизма, символом которого стали наушники, –  «мышца общения» не тренируется.

    – Так недолго и вовсе лишиться одного из главных качеств человека, благодаря которому он считает себя царем Природы…

    – Пожалуй. Это на самом деле огромная потеря, ведь человеческая речь – необходимый инструмент, имеющий свой определенный путь развития и  играющий  важную роль в жизни человека. Она  устроена нисколько не проще, чем самый усовершенствованный механизм, и обладает не меньшим числом своеобразных, зачастую вовсе не изученных свойств и особенностей. Речь воздействует на собеседника как культурное явление и способствует формированию того или иного образа, раскрывая личность говорящего. Известно, что такие качества, как образованность, духовное богатство, нравственное развитие, воспитанность, начитанность, наличие внутренней культуры либо их отсутствие выявляется в ходе разговора. В психологическом аспекте голос, если расширить это понятие включением в него особенностей произношения, составляет звуковой облик человека. Использование в речи «грязных слов», небрежность в произношении, «проглатывание» окончаний, невнятность и торопливость не должны быть свойственны культурному, интеллигентному человеку, получившему хорошее образование и воспитание в семье. Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта культурного человека.

    – Самые крутые имиджмейкеры при подготовке своих подопечных к публичным выступлениям уделяют искусству правильной речи много времени. Это очень сложно?

    – Разговаривать на родном языке для человека естественно и большинство уверено, что говорят правильно. Как же иначе, ведь так говорили их самые близкие и родные люди! Однако зачастую их речь далека от идеала. В ней могут содержаться диалекты и акценты, неправильные ударения, нарушена мелодика языка. В принципе, научиться говорить правильно несложно, если есть к этому стремление. Прежде всего, нужно знать нормы произношения. Как в правописании существуют правила, так и в произношении тоже есть правила. За правописание отвечает наука орфография, за произносительные нормы – наука орфоэпия, что в переводе с греческого языка означает «правильная речь». Освоив орфоэпические правила, вы учитесь делать орфоэпический разбор текста, то есть записывать транскрипцию слов, а затем – тренировать произношение. Это долгий процесс, требующий постоянных усилий. Но поверьте, это труд, который откроет для вас колоссальные возможности для самореализации.

    – В плане «Правильная речь – путь к успеху»?

    – Возможности совершенствования речи в качественном отношении безграничны. Помните, у Бернарда ШОУ говорится о том, что речь, то есть лексика, мелодика, логика, ударения в словах, произношение и владение речевым этикетом, является визитной карточкой человека.

    Почему Вы так скрупулезно взялись за изучение методик преподавания сценической речи?

    – Человек с детства впитывает речевую культуру своего окружения. Мне повезло – в ДМШ № 1 им. Д. Нурпеисовой я учился у талантливых педагогов Оксаны МАЛУША, Марка ЛАРИНА и Любови МУТАГАРОВОЙ, в Саратовской государственной консерватории (академии) им. Л. Собинова обучался  в мастерской народного артиста РФ Г. Аредакова и заслуженной артистки РФ Э. Данилиной, в классе замечательного педагога по сценической речи, профессора В. Кульченко, которые стали для меня образцами, как должен говорить культурный, творчески интересный человек.

    Еще в студенческие годы я осознал, что сценическая речь является хранителем норм речи литературной. Однако чистота языка в творческой среде не является достаточной, очень важно, чтобы она была совершенной по содержанию и форме. По сути, речевая деятельность является важной составляющей каждой творческой личности, особенно культуры актера. В целом, сценическая речь занимает особое место среди функциональных видов речи. Это главный компонент, который вырабатывается усилиями множества талантливых людей и определяет специфику применения языка на сцене. К сожалению, чаще всего ее рассматривают как узкоспециальную дисциплину, предназначенную лишь для театральных вузов, где воспитывается речевая культура.

    – А разве это не так?

    – Разумеется, нет. Когда я учился, у нас было всего два учебника по сценической речи, ощущался дефицит научно-обоснованных и отработанных на практике методик. Поэтому, узнав о курсах повышения квалификации для молодых актеров при «Щуке», которые организовали Заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат педагогических наук, профессор кафедры сценической речи Анна БРУССЕР и Заслуженный работник культуры РФ, кандидат филологических наук, профессор Мария ОССОВСКАЯ, я постарался попасть на них. Обучение проходило с декабря 2012 по апрель 2013 годов включительно.

    – Учились у этих педагогов?

    – И у них тоже. Приобрел второй межвузовский сборник «Актуальные вопросы преподавания сценической речи», – это научные работы профессоров со всей России, под редакцией А.М. Бруссер. Основным моим наставником была доцент кафедры сценической речи Елена ЛАСКАВАЯ, автор лучшего, на мой взгляд, учебника по сценической речи, который является моей настольной книгой. Она родом из Казахстана и охотно патронирует земляков. Моя практика носила созерцательный характер, и я очень признателен Елене Валентиновне за то, что она позволила мне присутствовать на ее эксклюзивных занятиях с теле- и радиожурналистами, благодаря чему освоил много новых методических приемов. Например, тренировка дыхания ведется с применением восточных практик, а есть еще такие разделы сценической речи, как дикция, артикуляция, голосоведение и логика. Думаю, что на данном этапе развития искусства это верное и весьма перспективное направление.

    – А как относится руководство театра к столь длительным отлучкам?

    – С пониманием. Здесь очень хороший коллектив, а директор и художественный руководитель всегда поддерживают актеров в плане обучения. Это важно для профессионального роста всей труппы. К тому же, у нас принято делиться своими знаниями с товарищами по работе. И, конечно, в педагогической деятельности. Все-таки учить правильно говорить лучше с детства.

    Справка «Н»

    Руслан ДЖУМАХМЕТОВ – актер областного драматического театра им. А.Н. Островского, член Союза театральных деятелей РК. Окончил Саратовскую государственную консерваторию (академию) им. Собинова с красным дипломом. Лауреат премии им. В. А. Ермаковой и молодежной премии «Лучший работник культуры 2011 года». В ДМШ № 1 им. Д. Нурпеисовой ведет занятия по сценической речи. В этом году прошел курс повышения квалификации на кафедре сценической речи в театральном институте им. Б. Щукина при ГАТ им. Вахтангова. Прошел отбор в Международную летнюю театральную школу СТД России в Звенигороде под руководством Народного артиста РСФСР, председателя СТД РФ Александра КАЛЯГИНА.

    Марьяна ПЕРВУШИНА,

    фото Георгия СЕМЕНОВА


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    1 КОММЕНТАРИЙ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Как повысить доверие к функционированию системы ОСМС

    18 декабря 2024 года филиалом Фонда была проведена разъяснительная...

    Рекомендуем

    Более 56 км дорог было отремонтировано в этом году в Уральске 

    В акимате города начали подводить итоги уходящего года. На...

    Сотрудник таможенной службы ЗКО получил 10 лет колонии за взяточничество

    Приговор в отношении бывшего служащего департамента государственных доходов огласили...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл