70 лет назад в результате операции по прорыву блокады Ленинграда был пробит коридор вдоль берега Ладожского озера, названный в последствии «Дорогой победы». Непосредственным участником и летописцем тех событий был наш земляк – Бисен ЖУМАГАЛИЕВ, отметивший в декабре свое 90-летие.
СПРАВКА «Н»
Бисен Жумагалиев, полковник запаса, кандидат экономических наук. Родился 22 декабря 1922 года в селе Сайкудук Тайпакского района Западно-Казахстанской области в семье бедняка. По окончании Фурмановского педагогического училища работал учителем начальных классов до призыва в ряды Красной Армии в 1942 году. Сразу попал снайпером в 13-ую добровольческую дивизию Ленинградского фронта, которая обороняла Пулковские высоты. Был заместителем политрука, затем – военным корреспондентом фронтовой газеты «Отанды Коргауда» («На страже Родины»), выходившей на казахском языке.
После войны с 1947 по 1949 год Бисен Жумагалиевич был инструктором отдела пропаганды и агитации Западно-Казахстанского обкома компартии, работал редактором областной газеты, первым секретарем Фурмановского райкома партии, секретарем Уральского, затем Кокчетавского обкомов компартии Казахстана. Окончил Уральский пединститут им. А.С. Пушкина (ныне ЗКГУ им. М.Утемисова), Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Его ратный и трудовой путь отмечен девятью орденами и 25 медалями. В 2000 году Б. Жумагалиев вернулся на родину. В декабре 2012 года 90-летие ветерана широко отмечалось общественностью Приуралья, но на покой Бисен Жумагалиевич не спешит, продолжая трудиться советником акима области.
– Бисен Жумагалиевич, уральцы знают, что для Вас Ленинград имеет особое значение, а Великая Отечественная война стала главным событием жизни, особой точкой отсчета. Как сейчас Вы оцениваете те четыре военных года с высоты прожитых девяноста?
– Это были годы испытания на прочность, годы духовного роста для каждого из нас. Для юноши, не видавшего ничего, кроме своего аула, мир предстал во всем многообразии. Отсчет своей биографии я начинаю с войны и до сих пор считаю себя военным корреспондентом. На долю моего поколения выпало немало – XX век был прекрасен и жесток. Бесценен опыт общения с поэтом, моим фронтовым другом Михаилом ДУДИНЫМ, редактором газеты «На страже Родины» и моим, можно сказать, крестным отцом в журналистике Максимом ГОРДОНОМ, Всеволодом ВИШНЕВСКИМ, Николаем ТИХОНОВЫМ и многими другими людьми, относившимся к нам, молодым бойцам и начинающим журналистам по-отечески. Восхищало мужество «голоса блокадного Ленинграда» – Ольги БЕРГГОЛЬЦ, она писала стихи и читала их по радио так, что за ее голову фашисты предлагали огромное вознаграждение.
– Слово – сильное оружие.
– Правильная информационная политика обеспечивает половину успеха, если не больше. Поэтому и были в конце 1942 года созданы дочерние газеты «На страже Родины» на казахском и татарском языках, в которых публиковались не только вести с фронта, но и рассказывалось, что происходит на родине солдат. Большую роль играли письма из дома. Некоторые говорят, мол, казахские девушки не могли первыми писать незнакомцу, это неприлично. Казахские девушки были очень смелыми – Маншук МАМЕТОВА и Алия МОЛДАГУЛОВА погибли на поле боя, а сколько еще было девушек-казашек, воевавших, спасавших бойцов в госпиталях, трудившихся на полях и заводах? И письма писали первыми, с хорошими, теплыми словами. Ведь адресовали их «самому храброму бойцу», а защитник Отечества не может быть чужим, он – всегда родной. Эти письма вручали перед строем отличившимся в бою, как награду, что здорово поднимало боевой дух солдат. Были случаи, когда из такой переписки рождалась любовь, создавались семьи.
– Бисен-ага, сейчас стало модным перекраивать историю, говорить о колониальной политике России по отношению к другим союзным республикам. Так ли это?
– Подобные мнения считаю не только некорректными, но и крайне вредными. История не терпит насилия над собой, как и забвения. К слову, государственность и нынешние границы Казахстан обрел не в 1991 году, как это пытаются нам навязать, а в 1936-м. Именно тогда Казахстан стал республикой в составе СССР. А попытки пересмотреть значение обороны и битвы за Ленинград вообще считаю оскорбительными. Ленинградский фронт оттягивал на себя до 20 процентов всего военного потенциала фашистской Германии. Конечно, этому могла противостоять только очень сильная держава. В Казахстане было сформировано несколько частей, сотни вагонов с продовольствием отправили казахстанцы в осажденный Ленинград. После освобождения «колыбели революции» Казахстан, в том числе Западно-Казахстанская область, взял шефство над несколькими районами ленинградской области. Защищая город на Неве, казахи навсегда побратались с ленинградцами. Тысячи воинов из Казахстана дрались с фашистами за каждую пядь земли, хотя родные аулы были за две-три тысячи верст от фронта.
Ленинград будет вечно помнить парторга роты Султана Баймагамбетова, повторившего бессмертный подвиг Александра Матросова в августе 1943 года во время наступления на Синявинско-Мгинском участке Ленинградского фронта. Отважному казаху было присвоено звание Героя Советского Союза. Первый номер противотанкового орудия Торе ХУДОЯТОВ был ранен в бою осколками в лицо и левую руку, но покинуть поле боя отказался: «Что скажут отец, братья, аульчане? Из боя аскера могут только вынести!» Он продержался еще восемь дней! На девятый его с восемью осколочными ранениями вынесли с поля боя товарищи. Вспоминается скромный, душевный парень из Аиртауского района Кабдуш АЯГАНОВ. Он участвовал во всех наступательных операциях Ленинградского фронта, шесть раз был ранен, его ратный труд отмечен орденом Красного Знамени, медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда». А наш земляк – уроженец Таскалинского района Ибат КУБАШЕВ? Уже в сорок четвертом году его грудь украшали три медали «За отвагу», ордена Славы второй и третьей степеней, а к концу войны он имел еще и три ордена Красной Звезды.
Казахстанские солдаты не раз проявляли отвагу и смекалку настоящих джигитов. В кровопролитных боях за прорыв блокады в январе 1943 года ефрейтор Кожахмет АБАЙДИЛЬДЕНОВ под ураганным огнем противника первым достиг немецкой траншеи, бросился в землянку, где засели фашисты, и с ходу уничтожил пятерых из них. Из глубины обороны противника по нашим наступающим воинам стреляла неприятельская батарея. Абайдильденов со своим другом Василием КУЗНЕЦОВЫМ добровольно взялись за ее уничтожение. Отважные бойцы сумели незаметно выйти в тыл противника, забросали их гранатами и с криками «Ура!» ринулись в атаку, чем привели фашистов в замешательство. Те решили, что в их тыл пробрался крупный отряд советских воинов и, побросав оружие, бежали. Вот так два бойца уничтожили целую батарею и захватили два вражеских орудия. Об этом и о многом другом написано в моей книге «Казахстанцы в Великой Отечественной войне».
– Недавно вышла книга английского историка Роберта Кершоу «1941 год глазами немцев. Березовые кресты вместо железных», она целиком состоит из воспоминаний немецких солдат и офицеров, их писем домой и записей в личных дневниках. Для многих из них война «с Советами» была тяжелой, сильны пессимистические настроения. Чувствовалось ли это под Ленинградом?
– К сожалению, книгу не видел, сказать о ней ничего не могу. Сейчас многие делают попытки оболгать все, связанное с эпохой Советского Союза. Одно могу сказать: германские солдаты не были слабым противником, но на нашей стороне была правда освободителя. Операция под символическим названием «Искра», начавшаяся 12 января 1943 года, стала прологом дальнейших наступательных действий советских войск, которые привели к окончательному разгрому врага под Ленинградом. К 19 января полоса южного побережья Ладожского озера шириной в десять километров была отвоевана, она имела огромное стратегическое, политическое и хозяйственное значение, потому и получила название «Дорога победы». Хорошо помню и 14 января 1944 года – начало освобождения Ленинграда. Здесь враг создал густую сеть оборонительных сооружений, построенных на выгодных естественных рубежах по последнему слову военно-инженерного искусства, сопротивлялся яростно. Однако к 20 января войска фронта блестяще закончили первый этап наступательной операции, в результате которой было нанесено поражение семи пехотным дивизиям противника, освобождено более 80 населенных пунктов, на поле боя остались более 25 тысяч солдат и офицеров вермахта. Пресловутая «Беззаботинская артиллерийская группа» немцев, в течение двух с половиной лет варварски обстреливавшая Ленинград, была полностью захвачена нашими частями. Радость победы омрачалась видом разрушенных городов, памятников мировой культуры и зодчества. Как писала Ольга Берггольц: «И, крылья мечевидные расправив, над нами встанет бронзовая Слава, держа венок в обугленных руках». Вечером 27 января 1944 года над Невой прогремел салют в 24 залпа из 324 орудий в честь освобождения Ленинграда. Даже не верится, что почти 70 лет прошло.
– Бисен Жумагалиевич, готовы ли к изданию Ваши воспоминания, помощь в издании которых обещал аким области Нурлан НОГАЕВ на торжественном собрании в честь Вашего юбилея? Как будет называться эта книга и когда она выйдет?
– Книга готова, название пока не скажу. Раз аким обещал помочь, значит, так и будет.
– Спасибо за беседу, Бисен-ага.
Анна ПАНИЩЕВА