Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
15 C
Уральск
15.1 C
Аксай
Еще

    ОТЕЦ

    12 июля 2018 года исполнилось 75 лет Прохоровскому сражению на Курской дуге — одному из самых кровопролитных и в то же время ключевых сражений Великой Отечественной войны. Тысячи казахстанцев сражались и сложили головы на полях сражений за свою единую Родину . Одним из них был мой отец Симонов Архип Акимович – красноармеец 21-й Гвардейской танковой бригады, 1-й танковой армии генерала Катукова, боец роты противотанковых ружей. В эту знаменательную дату я хочу напомнить всем о его подвиге и храбрости миллионов солдат, погибших на поле брани.                                                                                                    

    Своего отца я ясно не помню. Когда его призывали на фронт, мне не было ещё и пяти лет. Иногда, кажется, вспоминаю, как папа идёт домой, в руках у него два арбуза, а я бегу ему навстречу. Не знаю, это действительно сохранилось в моей памяти или воспоминания, навеянные рассказами мамы и сестёр.                                                                                                           

    Этот призыв на фронт был летом 1942 года. Помню много людей, шум, плачь, машины, но ничего конкретного. Призывались тогда же и три его брата. Мама рассказывала, что они поклялись: если кто вернётся живым, будет заботиться обо всех семьях. Но никто из них так и не вернулся…                                                                                                             

    Уходили на фронт они из далёкого казахстанского села Урджара Семипалатинской области. Все призванные из Урджарского РВК сразу попали в пекло Сталинградской битвы, которая развернулась с июля 1942-го по февраль 1943 года и считается самой масштабной сухопутной битвой в истории человечества. Противостояние за Мамаев курган и город Сталинград унесло жизни более миллиона ста тысяч наших солдат, среди них были, видимо, и три отцовских брата Александр, Егор и Пётр. Согласно полученным извещениям, они «пропали без вести». Папу же ранило и он попал в госпиталь Саратова. Оттуда он писал, что в среде солдат его уважают, а командование после госпиталя собирается направить его на курсы политруков. В письмах папа всё время просил маму, чтобы она учила детей, как бы трудно ни было, хотя знал, что у неё нет специальности, что она неграмотна, но был уверен в её любви к детям работоспособности и ответственности. Он верил в будущее, не сомневался в победе и надеялся вернуться.  

     И на долю мамы выпала невероятно трудная доля. Оставшись одна с тремя малолетними детьми восьми, шести и четырёх лет, простая крестьянская женщина чуть старше 30 лет, не имея образования и профессии, без жилья и средств существования, она не стушевалась, восприняла это как данность и окунулась в заботы. Это был героизм, соизмеримый с героизмом солдат на фронте, а зачастую матерям было труднее, так как она была в ответе ещё и за малолетних детей.                                                                                         

     Отцу же не суждено было вернуться живым. Летом 1943 года вновь возникло  обострение на фронтах, перед  готовившимся летним наступлением фашистов, которые пытались реабилитироваться после поражения под Сталинградом. Главная их цель была прорыв на Курском направлении (операция «Цитадель»), там и ожидался главный удар противника. Генштабом была разработана  Курская стратегическая оборонительная операция с дальнейшим контрударом. Отца, не долечившегося, как и многих других  вновь отправили на передовую. Попал он опять на Воронежский фронт, которым командовал генерал армии  Ватутин, в первую гвардейскую танковую армию под командованием генерал-полковника  М.Е. Катукова, в пятый гвардейский Сталинградский танковый корпус, базировавшийся на Белгородском направлении.

    Долго я искал сведения о местах сражений  под Курском частей, в составе  которых  воевал отец, однако этих данных долго нигде найти не мог. И только позже, познакомившись с книгой В. Замулина «Засекреченная Курская битва (неизвестные документы свидетельствуют)», который тщательно изучил прежние и недавно открытые архивы ЦАМО РФ, в том числе трофейный фонд германской армии в Национальном архиве США, я узнал, что 5-й Гвардейский Сталинградский танковый корпус, куда входила  21-я танковая бригада, а отец воевал в этой бригаде, входил во вторую ударную группу планируемого контрудара. Танковый корпус занимал рубежи на южном направлении Курского выступа, где произошли особенно напряжённые бои.

    12 июля 1943 года стало наиболее драматическим днем всей Курской битвы. Отец с однополчанами  находился на рубежах Богатое–Кузнецово и им предстояло играть главную роль в контрударе второй ударной группы, отвлекая значительные силы противника.                           

     «Именно здесь, выполняя замысел операции «Цитадель», основные силы германской армии «Юг» нанесли  главный  удар. Не смотря на усилия гитлеровцев,  рубежи обороны устояли, главная и решающая заслуга в этом принадлежала солдатам, офицерам и генералам 1-й Танковой армии.  Вечная им слава»! —  пишет Замулин.                                                            Первую попытку найти могилу отца предприняла моя старшая сестра Лия, она писала запросы в военкоматы Урджара, Белгорода, Ивни и, наконец, получила ответ из Ивнянского РВК: «На Ваше письмо сообщаю, что имя Вашего отца увековечено на мемориальной плите Братской могилы в селе Богатое, за которой ухаживают учащиеся Богатинской СШ». Написав письмо в школу, получила ответ от старшей пионервожатой Марии Михайловны. Она писала, что пионеры ухаживают за Братской могилой, проводят там все торжественные линейки, высаживают деревья и цветы, а на праздники возлагают венки и приглашала приехать.

    Теперь я стал искать возможность посетить места боёв и Братскую могилу в селе Богатое, где похоронен отец. И удача пришла: я встретил человека из тех мест, из села Сырцево того же Ивнянского района, что в 20 км от села Богатое. Таким человеком был Иван Степанович, бывший председатель Сельсовета и Совета ветеранов села Сырцево. Он хорошо знал свои края и пригласил меня к себе, чтобы познакомить с этими местами. Иван Степанович встретил меня в Белгороде, провёз по памятным местам сражений. Это музей-диорама «Огненная дуга» в Белгороде, музеи «Курская дуга», «Прохоровское поле» и другие. После посещения села Сырцево, где он живёт, знакомства с семьёй, его сын Николай отвёз меня в село Богатое на Братскую могилу, где похоронен отец. Это было летом  2000 года. Школа не работала, народу в селе не видно, я возложил цветы на Братскую могилу, зашел в несколько домов, чтобы пообщаться с ветеранами, которые ещё помнили то грозное время.                                       

     По счастливой случайности, в одном из них как раз собрались, оставшиеся в живых однополчане, воевавшие в этих местах. Они очень радушно встретили меня, а что меня до глубины души удивило и растрогало — так это то, как ветераны со слезами на глазах благодарили меня только за то, что так издалека  приехал  ради памяти отца. Я рассказал о своём отце, о нашей семье, а также то, что узнал из книги Замулина, озвучил мои предположения о месте гибели отца и показал его фронтовую фотографию. Вдруг один из них, Виктор Николаевич, внимательно рассмотрев фото, разволновался и сквозь слёзы сказал:

    — Постой, я, кажется, помню твоего отца, у него было старинное имя, да-да  Архип. Я был в этом батальоне командиром взвода пулемётчиков, в его состав входила и рота ПТР, где служил твой отец, в этой роте с твоим отцом воевал мой земляк Степан из Сырцево. Далее он рассказал:

    — Перед наступлением в ночь с 11 на 12 июля батальон располагался в районе урочища Кузнецово, это юго-западная окраина села Богатое. Я пошёл проведать земляка перед боем, нашёл его в группе солдат, которые сидели кружком, курили и внимательно слушали кого-то. Когда я подошёл к ним, то увидел, что один из них что-то говорил, потом достал из кармана маленький треугольничек и стал читать вслух под освещение самодельных зажигалок. Оказывается, это твой отец рассказывал о своей довоенной жизни, а потом стал читать письмо от своей дочурки-первоклассницы, которое я запомнил на всю жизнь: «Дорогой папа! Мы получили от тебя письмо, я отличница и перешла во второй класс. Мы все очень соскучились по тебе, мама часто плачет. Ждём, приезжай, только скорее! Целую, Лия». У всех слушателей, этих суровых солдат, не раз видевших смерть, на глазах навернулись слёзы, каждый вспомнил свою семью, родителей, это и была лучшая агитация перед боем. Больше я твоего отца не видел, но тот бой я помню хорошо. Вначале время атаки было назначено на 07.00 в районе Верхопенья, но неприятель спутал все карты и сорвал наш план, так как танковый корпус, который держал оборону на направлении урочища Толстое -Чапаево, был оставлен без поддержки и разбит, поэтому нашему корпусу была поставлена задача, наступать в этом направлении. Только в 10 часов утра 12 июля бригада двинулась к  переднему краю для перехода в атаку в направлении хутора Чапаево. Через час село было освобождено, и бригада продолжила наступление на д. Раково. Часть нашего батальона при поддержке танков продвинулась вперёд и заняла первый рубеж обороны фашистов на окраине деревни. Но как только пулемётчики и стрелки ПТР успели занять траншеи, как гитлеровцы перешли в контратаку. Их с воздуха поддерживала авиация, бомбы летели, как рой пчел. Потом пошли танки. Они выходили с левой стороны, выстраивались в цепь. Я насчитал более чем сорок  танков против авангарда нашего батальона. Танки остановились в метрах трёхстах и открыли по нашим траншеям ураганный огонь…  До этого я воевал в Сталинграде, в других местах, но то, что мне лично пришлось пережить в этот день, не имеет никакого сравнения. Наш батальон понёс большие потери. Как выяснилось позже, из-за несогласованности приказов  командного состава запоздало наступление 22-й танковой бригады, а когда прервалась связь, командир батальона посчитал, что после отхода наших танков, передовой эшелон погиб, поэтому не принимал никаких мер. По рассказу Степана, командир роты ПТР в этой ситуации решил направить для восстановления связи твоего отца, как наиболее опытного и грамотного бойца. Примерно через час связь была налажена, нас поддержала артиллерия, подоспело подкрепление и завязался встречный бой. Целый день бригады продолжали вести упорный бой с противником за деревню Раково. Но, восстановив связь, твой отец так и не вернулся. Позже земляк рассказывал, что его, тяжело раненного в голову, подобрали санитары на месте порыва телефонного кабеля с проводами в зубах, а по дороге в медсанбат он скончался…                                                                 

    Эти данные из рассказа ветерана полностью совпадают с извещением, полученным нами из медсанбата: «Красноармеец в/ч 36311, рота ПТР Симонов  Архип Акимович в бою за Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был ранен и умер от ран 12 июля 1943 года».

    После этой поездки я решил привезти на Курскую дугу детей и внуков, чтобы они воочию увидели места, где сражался и погиб за Родину их дед и прадед. Там они познакомились с прекрасными людьми, живущими в этих местах, поклонились Братской могиле в селе Богатое, где нашёл своё последнее пристанище наш героический предок. Теперь мы всей семьёй в юбилейные годы приезжаем в эти места, у нас здесь много друзей и хотелось бы, чтобы эта традиция сохранилась  навсегда.  Жаль, что тех ветеранов я уже не застал в живых.                                                                                             

    Когда я рассказывал об этих поездках своим родным, друзьям и просто знакомым, они с одобрением воспринимали мои действия. И только однажды я встретил человека, у которого тоже погиб отец, но который  сказал: «А зачем? Кому это надо? Мёртвых не вернёшь? Это лишь лишние заботы и тревоги…». Думаю, лучшим ответом на такое суждение будут слова из «Реквиема»:

    — Вспомним всех поимённо, вспомним горем своим…  Это нужно — не мёртвым, это надо – живым!

    Владимир Симонов, 

    Заслуженный энергетик ЗКО


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    Последние новости

    В Уральске жители затопленных дачных обществ требуют новое жилье

    Жители садоводческих товариществ «Умиткер», «Ягодка» и «Деркул», расположенных в...

    Рекомендуем

    Венский бал в Уральске

    Уже второй год подряд в нашем городе проводится это...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл