Казахстан был одним из основных производителей мяса, шерсти и зерна в бывшем Советском Союзе. Однако в 1990-х годах сельскохозяйственное производство сократилось. Сейчас в результате накапливавшихся долгими годами нерешенных проблем этой отрасли земля — главное богатство, доведена до совершенно неудовлетворительного состояния: падает плодородие почв, осложнено обеспечение земель водой, большое количество заброшено и выведено из сельскохозяйственного оборота.
При СССР в с. Красноармейск Зеленовского района ЗКО функционировал небольшой колхоз «Заветы Ильича». Имелось около шести тысяч гектаров пашни, из них 3,6 тыс га засевались зерновыми культурами. Средняя урожайность составляла 12-14 ц/га, в благоприятные годы урожай яровых культур достигал до 20 ц/га, озимых – до 30 ц/га. Был яблоневый сад площадью 13 га, на колхозных плантациях ежегодно получали высокие урожаи овощных культур. Дойный гурт из 750-800 коров, плюс 500 коров в индивидуальном секторе обеспечивал г. Уральск молочными продуктами. Работал собственный цех по переработке и сепарированию молока. Орошаемые земли обеспечивали молочный скот силосом, сенажом, зелеными кормами. На семи чабанских точках содержалось 15-16 тысяч голов овец. В машиноремонтной мастерской проводились сложные ремонты узлов и агрегатов сельскохозяйственной техники. Колхозники жили богато и не знали никакой нужды.
После развала колхоза в 1994 году, положение в селе коренным образом изменилось в худшую сторону. Технику разбазарили, весь скот порезали на мясо, земли отдали посторонним людям, в основном проживающим в областном и районном центре. Многие передовые механизаторы и животноводы уехали из села. Село пришло к запустению. Молодежь разъехалась, с каждым годом учеников в школе становилось все меньше, средний возраст оставшегося населения превышал 50 лет.
Если раньше для вывозки хлеба в элеваторы привлекали армейские автобатальоны, то нынешний правопреемник колхоза, АО «Береке», за последние 10 лет не сдало государству ни одного центнера зерна. Посевная площадь уменьшилась до 1 тыс га, из-за несоблюдения требований агротехники, урожайность зерновых в лучшие годы составляла 4-5 ц/га. Поля заросли овсюгом, щирицей, заселились хлебными жуками. Из-за недостатка зерноотходов у местного населения, резко сократилось поголовье свиней и птиц.
В настоящее время в Красноармейском сельском округе осталось 520 голов крупного рогатого скота, из них 200 коров, т.е. поголовье коров за это время сократилось более чем в шесть раз. Содержать скот стало невыгодно. Одна тележка сена, весом 250-300 кг стоит 25 000-28 000 тенге, один мешок отрубей, весом 20-22 кг стоит 750-800 тенге, один мешок зерноотходов – от 1800 до 2500 тенге. Молоко у населения принимают по 60 тенге за литр, а мясо перекупщики скупают по 800-850 тенге за килограмм убойного веса. Продукция не выдерживает конкуренции с дешевыми импортными аналогами на рынках города. Себестоимость наших продуктов животноводства высока потому, что корма для скота заготавливаются техникой, полученной еще при СССР. Машины отработали уже по 3-4 срока эксплуатации, а их ремонт дорожает с каждым годом. В селе имеется трактор ДТ-20, которому около 50 лет. И с такой технической оснащенностью наша страна собирается вступать в ВТО.
40-50 лет назад люди получали без полива хорошие урожаи картофеля, бахчевых. Сейчас с изменением климата, даже при регулярном поливе, сельчанам стало труднее выращивать эти культуры. Из-за углубления грунтовых вод, многим жителям с. Красноармейск пришлось перебить свои колодцы на 2,5-3 метра глубже. А соседнем селе Чеботарево вода с 12-17 метров ушла на 33-35 м, обычными водными насосами ее уже не поднять, об овощах со своего огорода пришлось забыть. Чтобы пошла вода, людям необходимо объединиться и бурить глубинные скважины с установкой промышленных водных насосов ЭЦВ-6, ЭЦВ-8. Но из-за низких зарплат и высокого уровня безработицы многим сельчанам это не по карману.
Официальные СМИ ежегодно сообщают о громадных средствах, выделяемых из госбюджета, на развитие сельского хозяйства, но реальной отдачи пока еще не видно. Большие средства вкладываются в помпезные, но мертворожденные проекты, вроде откормочного комплекса «Батыс Кроун» в с. Янайкино. Проект обошелся бюджету в 3,6 млрд тенге. АО «Береке» почти ежегодно получает льготные многомиллионные кредиты, но эти средства в основном идут на покупку порошкового молока в Российской Федерации, т.е. на развитие экономики другого государства. Вести собственное молочное скотоводство у них не хватило ни умения, ни терпения. Пять лет назад Казахстан импортировал 66-70% продуктов питания, в настоящее время импорт достиг 80%. По данным Агентства РК по статистике за первое полугодие 2012 года в республику завезено продуктов питания на сумму 1,9 млрд долларов, к концу года эта цифра может дойти до 4 млрд $. Продовольственный рынок г. Уральска заполнен импортными продуктами питания. Мы уже привыкли к американским окорочкам, бразильской говядине. Сейчас завозят редис из Израиля, картофель из Пакистана. Причем импортные продукты, имеющие яркую, красивую упаковку, не всегда хорошего качества. Нам завозят то, что там у них не пользуется спросом или вообще запрещено. Лет через 5-10 сельского хозяйства у нас вообще не останется.
Главный банкир страны Григорий Марченко в своем интервью сообщил, что через 60 лет углеводородное сырье в РК почти закончится, тогда закончится и импорт. Из голодных городов люди ринутся в село, начнут создавать МТС, сельхозартели, колхозы. Если к этому времени Казахстан не станет российской губернией или китайской провинцией, поэтому не лучше ли создавать МТС и колхозы сейчас?
Болат БИСЕНГАЛИЕВ