В первое воскресенье октября страна поздравляет учителей. Накануне проходят торжественные собрания с бравурными отчетами о достижениях, чествованиями ветеранов, награждениями самых успешных педагогов и трогательно-умилительными концертами юных талантов. Между тем плачевное состояние всей отечественной системы образования становится заметнее год от года.
В моей семье три педагога (я – исключение), и мне хорошо известно, какой это тяжелый и ответственный труд, и многое из того, что тщетно пытаются прикрыть победными реляциями. Мне искренне жаль нынешних учителей, ставших заложниками непродуманной, криво работающей системы, грубо сляпанных учебных программ и реформаторского зуда министерских чиновников. Вместе с ними заложниками становятся дети и, соответственно, родители.
Сегодня родителям школьника следует быть готовыми ответить на его самые странные вопросы, которых возникает немало, например, благодаря методу «межпредметной связи». Четвертый класс, первая четверть, учебник математики. Задание написать даты из истории Казахстана, которые можно найти… в конце учебника «Познание мира». И неважно, что этот материал будет изучаться только в четвертой четверти. В восьмом классе ваш ребенок будет решать задачи по алгебре того же уровня, что мы с вами решали в десятом, а по геометрии он будет проходить программу не в том порядке, что в учебнике, иначе запутается окончательно. Порой вообще складывается впечатление, что учебники и тесты готовят любители головоломок и шарад. Не меньше вопросов возникает и при изучении истории, а также русского, казахского, английского. И если в отношении иностранных языков можно сослаться на отсутствие языковой среды, то выглядит довольно странным, почему русскоязычные дети, изучающие казахский язык с детского сада, не говорят на нем, хотя знают правила.
Между прочим, учителя со стажем и опытом используют учебники других авторов и изданий, нежели рекомендованные министерством науки и образования РК, но это требует дополнительных вложений. Впрочем, дополнительные вложения потребуются все равно, если хотите, чтобы ребенок в полной мере освоил школьную программу – репетиторы, факультативные занятия, сборники тестов и так далее. Если же ваши амбиции и способности ребенка требуют большего, готовьтесь к образовательному сепаратору – поступлению в лицей или в Назарбаев интеллектуальную школу (НИШ).
Имея высшее техническое образование, мне так и не удалось понять, для чего нужно «грузить» учащихся средних классов темами, которые подробнее будут изучаться только в 10-11 классе? Раньше преподавание велось от простого к сложному, подобно кругам на воде. Теперь применяется радиальный способ обучения. И неважно, что в седьмом классе ребенок в силу своих возрастных особенностей не в состоянии усвоить то, что нормально усваивается в девятом. Главное – реформа!
А ЕНТ, одна из главных «страшилок» современной школы? С каждым годом прессинг на всех его участников все мощнее и этому широкомасштабному до цинизма эксперименту нет конца. В этом году, например, министр образования и науки Бакытжан ЖУМАГУЛОВ «обрадовал» выпускников колледжей введением комплексного тестирования при поступлении в вуз за три месяца до экзаменов. И неважно, что колледж работал от вуза. А для пущей радости школьников и учителей с 2015 года ЕНТ будет проходить в два этапа – выпускные экзамены и вступительные в вуз. Таким образом, главный аргумент в пользу ЕНТ потерял свой смысл.
Надо сказать, что у нас каждый министр образования и науки находит свой способ окунуть в радость школьников, их родителей и педагогов. Как тут не вспомнить анекдот о китайском проклятии: «Чтоб жить тебе в эпоху реформ!» Между прочим, на заре советской власти тоже много экспериментировали и даже чудили, но со временем вернулись к той системе преподавания, что была в царских гимназиях, с учетом новых реалий, конечно. Может, уже достаточно наступать на одни и те же грабли? Так ли уж важны многочисленные диссертации, благодаря которым появилась на свет новая программа для средней школы? Стоило ли так рисковать будущим страны, что спустя всего 20 суверенных лет мы столкнулись со страшнейшим дефицитом самых востребованных специальностей, включая учителей?
Имеются в виду не выпускники педвузов, которых штампуют пачками, не носители дипломов и классно составленных портфолио, а настоящие учителя. С каждым годом бумажный вал пожирает у педагогов все больше времени и сил. Подчас хороший учитель физически не успевает вовремя оформить пакет документов и остается без категории, а значит, и без соответствующей своей квалификации зарплаты.
Безусловно, школьные достижения – это результат работы учителей и их грамотного взаимодействия с учениками. Но если учитель выделяет одного, при этом унижая и третируя остальных, можно ли ему оставаться работать в школе? А если при отличном знании предмета педагог ненавидит учеников, можно ли считать такой нездоровый фанатизм преданностью профессии? И почему наши дети воспринимают школу как наказание? «На свободу с чистой совестью!» – огорошил меня пять лет назад сын подруги, с отличием окончивший лицей. Он – будущий врач, учится в России и с благодарностью вспоминает лишь двух школьных учителей! И ведь такое отношение у многих выпускников.
Когда же произошел этот надлом и переворот в сознании? Почему все, включая министра образования и науки, открыто говорят, что в школу идут работать только «троечники»? Думается, еще в доперестроечные времена, когда в любом сельмаге (сельском магазине) на полках с дефицитным товаром висело объявление: «Только для доярок». Никто не отрицает, что труд доярок почетен, но ведь и учитель тогда был на селе значимой фигурой. А каким стал статус учителя в 90-е годы? Ниже плинтуса… Впрочем, как и врачей, инженеров и тех же доярок…
И дело не только в низких зарплатах. Сегодня, по данным Агентства статистики РК, средняя зарплата учителя составляет 65-70 тысяч тенге (в России – 22,1 тысячи рублей). Для сравнения: в промышленности средняя зарплата – 106,0 тыс тенге, на железнодорожном транспорте – 114,7 тыс тенге, в отрасли связи – 120,6 тыс тенге, в целом по стране – 93,0 тыс тенге, минимальная зарплата в 2012 году равна 17439 тенге. Министр МОН РК Жумагулов обещает учителям к 2015 году увеличение зарплат в 2-3 раза, намерен за пять лет переобучить в центрах при НИШ более 120 тысяч педагогов, то есть половину действующего учительского корпуса, а также «радикально изменить систему подготовки педагогических кадров в вузах страны». Кроме того, глава министерства поставил задачу системного повышения общественного имиджа педагогической профессии. Очередной виток реформ?..
Анна МАРЬИНА, фото Георгия СЕМЕНОВА
Светлана БИСЕМБАЕВА,
ветеран педагогического труда:
– Я категорически не согласна с определением «плачевное состояние» системы образования. За время независимости материальная база изменилась кардинально и развивается семимильными шагами. Надо просто научиться соответствовать этому уровню.
Спору нет – ляпсусов в современных учебниках много, но есть и простое непонимание, что сегодня учебник лишь инструмент, помогающий ученику научиться добывать знания. Даже не все учителя понимают это, отсюда и негативное восприятие всей школьной программы. В то же время, есть прекрасные учебники физики А. Перышкина, математики А. Колмогорова, по которым уже весь мир работает, но только не мы. Другое дело, что учебники тоже должны быть дифференцированы. Дифференцирование классов (с углубленным изучением предметов, профильные и обычные) и школ (лицеи, гимназии) уже применяется. Следовательно, должны быть дифференцированы и учебники, и программы.
Что же касается языков, то здесь необходим принципиально другой подход. Учить язык надо с дошкольного возраста и в первую очередь осваивать разговорную речь. Есть множество методик, позволяющих снять ментальные блоки, а задача учителя – научить ребенка воспринимать слова и фразы на слух, понимать их и говорить. В начальном звене надо вести уроки в игровой форме. Давно известно, что легче всего язык усваивается в песне и стихах, что успешно применяют во всем мире. А проблемы с изучением казахского языка, я считаю, связаны со слабым владением методикой преподавания. Здесь должны сыграть свою роль учебные заведения по подготовке педагогических кадров.
С советских времен в нашем менталитете сидит понятие о всеобуче. А нужно ли поголовное среднее образование? В Германии после окончания шести классов одни идут учиться в техническую школу и получают рабочие специальности, а нацеленные на высшее образование поступают в гимназию. В Чехии профессия, скажем, официанта – почетна и передается по династии, и они этим гордятся! У нас же хороший фермер из кожи вон лезет, чтобы сын стал «банкиром» и «вышел в люди». В то же время, есть такие рабочие специальности, которые не всякому инженеру под силу. А ведь во всем мире династийность приветствуется. Ну, а чтобы решить проблему всеобуча, не надо отвлекать хорошего учителя-предметника классным руководством, а ввести в штатные расписания средних школ должности классных руководителей по примеру НИШ.
Отдельная тема – ЕНТ. Оно дало возможность одаренным детям из глубинки поступать в самые престижные вузы и это, наверно, главное достижение реформ в сфере образования. Другое дело, что проводить его нужно в два этапа, возможно, включая письменные работы. Ведь сейчас мы не видим, насколько выпускник умеет грамотно писать и логически выражать свои мысли. А вот прессинг на учеников из-за ЕНТ – это субъективная реакция педагогов вследствие еще более субъективной реакции чиновников. Слава Богу, показатель уровня ЕНТ исключили из рейтинга акимов, теперь должно стать легче.
Последние действия МОН РК по введению комплексного тестирования выявили большие недоработки в преподавании основ наук и учебных программ колледжей. Вопрос, почему это было введено скоропалительно и непродуманно. А колледжи при вузах, особенно частных, я бы вовсе ликвидировала, как один из способов легального отъема денег у населения.