Наш край богат на таланты. Говорят, что у нас сама природа музыкальна, так что неудивительно, что именно здесь родились выдающие деятели культуры, известные музыкальные педагоги и вокалисты. В числе тех, кто внес большой вклад в становление и развитие вокальной школы Западного Казахстана была и Валентина Тимофеевна САВЕЛЬЕВА. Современная система вокальной педагогики западного региона страны связана с именами таких педагогов-вокалистов, как Н.Г. Шилимова, В.Т. Савельева, Т.К. Маулетова, Л.А. Лымарева, А. Молдагаинов, Ж.А. Рахимова, К.К. Кужаков, К.К. Бижанова, А.У. Жумалиева и другие. В этом ряду ярко прослеживается тенденция преемственности и верности методическим принципам вокальной школы. Очень часто педагогика и концертно-исполнительская деятельность педагогов вокального искусства идут параллельно. Так было и с известным в Уральске педагоге В.Т. Савельевой, одной из первых выпускниц Уральского музыкального училища (ныне Западно-Казахстанского музыкального колледжа им. Курмангазы) и Саратовской государственной консерватории им. Собинова.
Валентина Тимофеевна родилась в Уральске в 1927 году в семье председателя рабоче-крестьянской инспекции. Ее мама от природы обладала талантом организатора и в доме царила творческая атмосфера. У Вали с братом страсть к домашним спектаклям и пению проявилась с детства, хотя она с удовольствием принимала участие и в подвижных играх, смело переплывала Урал и по-мальчишески бесстрашно была готова на самые неожиданные проекты. Страстная любовь к пению привела в класс преподавателя Уральского музучилища А.Ф. Галактионовой.
Педагогический состав училища военного времени был представлен очень сильными педагогами, эвакуированными в Казахстан из самых разных уголков страны и зарубежья: А.Ф. Муравьева, Н.К. Авдеева, Н.Е. Шилимова, И.И. Бронн и др. Во время войны в Уральск была эвакуирована труппа Карело-Финской оперетты и возможность присутствовать на репетициях и спектаклях, практически выучивая на слух многие вокальные партии, позволило Валентине получить бесценный музыкальный опыт.
Чтобы оплачивать дополнительные занятия по фортепиано, Валентина — миниатюрная, хрупкая девушка, работала в кинопрокате, перенося тяжеленные коробки с кинолентами. Во время учебы в музыкальном училище у нее обнаруживается и развивается голос (меццо-сопрано) большого диапазона и сочного тембра, она проявляет навыки артистизма, что очень важно для начинающего вокалиста. В ее репертуаре проявляется стремление к оперному жанру и по окончании училища она поступает в Саратовскую государственную консерваторию им. Собинова.
Ее судьба складывалась счастливо – она встретила талантливого музыканта Ю.И. Савельева, с которым они создали замечательную музыкальную семью, прошли немало дорог, всегда находя место и время для творчества. Даже рождение дочерей не и житейские неурядицы не помешали ей блестяще окончить консерваторию.
Она поступила в класс доцента Н.Е. Устинова, который до Великой Отечественной окончил Московскую консерваторию и аспирантуру, был солистом Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, в годы войны – солистом Краснознаменного ансамбля Советской Армии. после Победы Николай Еферьевич вернулся в родной Саратов, был доцентом кафедры сольного пения в Саратовской консерватории. Плеяда педагогов кафедры вокального искусства, где училась Валентина Тимофеевна, воспитала таких известных вокалистов, как Народные артисты СССР Г.А. Ковалева, Л.А. Сметанников, Ю.Л. Попов, Заслуженные артисты РФ А.В. Тарасова, Г.А. Яковлева и многие другие.
Валентина Савельева становится Собиновской стипендиаткой, исполняет вокальные партии для меццо-сопрано в оперной студии при консерватории. Большое влияние на развитие профессионального вокального мастерства будущей певицы оказал малоизвестный в те годы педагог Н.С. Артамонов, у которого она в течение нескольких месяцев брала уроки вокала. Это были особые приемы итальянской техники Belcanto, но в то время молодая певица не до конца понимала, что именно эти уроки станут судьбоносными в ее жизни.
Николай АРТАМОНОВ – артист оперы (лирико-драматический тенор). Пению обучался с 1905 в Петербургской консерватории, на оперной сцене с 1912 года. С 1915 – солист Петроградского театра музыкальной драмы, в 1917 году — Оперы С. Зимина (Москва), затем солист Петроградско-Ленинградского ГАТОБ. Сохранились записи его голоса на грампластинках в Петербурге. Уроки belcanto брал у известного вокалиста и педагога Дмитрия Усатова, первого и единственного учителя Федора Шаляпина.
Дмитрий УСАТОВ – выходец из Петербургской семьи крепостного крестьянина у графа Д.Н. Шереметева, он обладал сильным и красивым голосом. В 1873 году окончил Петербургскую консерваторию, десять лет пел в Большом театре Москвы, был первым исполнителем партий в операх Чайковского. В 1890-1894 годах – вокальный педагог, преподавал пение в Тифлисе. Переехав в Ялту, давал частные уроки пения. В его доме часто бывали известные композиторы и музыканты А.С. Аренский, А.К. Глазунов, В.И. Ребиков, А.А. Спендиаров и другие.
Встреча и занятия с Артамоновым подтолкнули Валентину Тимофеевну к более глубокому изучению технических приемов вокала. Вокальная техника, которую освоила Валентина Тимофеевна, относится к лучшим и давним традициям русских вокальных школ Москвы и Петербурга, а также к неповторимой итальянской технике Belcanto. Именно этой технике и обучала В.Т. Савельева своих студентов в Уральске. Правда, этому предшествовало еще несколько лет активной концертной деятельности.
После окончания Саратовской консерватории Валентина Тимофеевна шесть лет выступала в Саратовском академическом театре оперы и балета и на концертных площадках, пропагандируя лучшие образцы классической и эстрадной музыки, показывает свое искусство на Фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году.