Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
14 C
Уральск
20.2 C
Аксай
Еще

    Что нам стоит судно построить?

    «Сколько в Уральске судостроительных предприятий?» — такой вопрос автор этих строк задал двум десяткам уральцев. Почти все без запинки ответили, что два: «Зенит» и «Гидроприбор». Подсказка: «А судоремонтно-судостроительный завод?» повергала респондентов в смущение. Хлопая себя по лбу, они восклицали: «Да-да-да, конечно! Но разве этот завод не развалился?»

    Обидно слышать такое. Мы забываем свои корни, собственную историю!

    Основанный в 1928 году судоремонтно-судостроительный завод имени В.И. Чапаева в советское время стал известным в Казахской ССР предприятием. С его стапелей сходили сухогрузные и нефтеналивные баржи грузоподъемностью 300, 600 и 1000 тонн, пассажирские теплоходы типа «Речной» и «ПС», брандвахты, карчекраны, морские баржи проекта 1736 для перевозки ракушеблоков на Каспийском море и другие плавсредства.

    После развала СССР и с началом перехода к рынку предприятие едва не отдало концы. Нынешнее ТОО «Судоремонтный завод» вновь возглавил опытный производственник, бывший капитан Уральского речного пароходства Владимир Самсонов. Трудно было поверить в то, что сейчас на заводе трудятся всего-то 30 человек. Однако оснований для пессимизма, по мнению Владимира Борисовича, нет.

    Сегодня здесь не только флот ремонтируют. В 2013 году по собственным проектам предприятие построило две насосные станции производительностью 2000 кубометров в час, 6 малых насосных станций круглогодичной эксплуатации производительностью 30-100 кубометров и один земснаряд. Наконец, примечательным событием того же года стало начало строительства пассажирского теплохода на основе базового проекта советского времени Р118 «Фонтанка».

    Суда такого типа предназначались для работы в центральной части Ленинграда, богатой историческими и культурными памятниками. Уральцы внесли ряд новшеств: длина судна увеличена до 25 м, ширина – 5,5 м, высота борта до 1,5 м, скорость составляет 20 км/ч, осадка – 0,5 м, имеются 3 каюты, санузел, в пассажирском салоне 65 посадочных мест, пассажировместимость 100 человек. Теплоход приводится в движение водометным двигателем мощностью 250 лошадиных сил с поворотным концевым патрубком, что обеспечивает судну высокие маневровые качества. Это идеальное судно для Урала!

    Любимый уральцами пассажирский двухпалубный теплоход «Москва» в 2002 году был продан на Волгу в Новокуйбышевск, чтобы поправить финансовые дела тогдашнего АО «Уралречфлот» и закрыть долги по зарплате. Логично было предположить, что Уральск, наконец, получит долгожданный комфортабельный теплоход, который, как когда-то «Москву», можно будет использовать в качестве пассажирского и экскурсионного судна. Беда, однако, в том, что заказчиком его строительства выступил акимат Атырауской области. Кстати, заказы от наших южных соседей-атыраусцев поступают Самсонову и его коллегам постоянно: для Атырау построены не только насосные станции, но и два парома.

    На «Москве», регулярно перевозившей садоводов по маршруту Уральск — Козинское, также проводились экскурсии для школьников и гостей города, выпускные вечера, дискотеки.

    Торжественная церемония спуска на воду уральского варианта «Фонтанки» прошла в Затоне им. Чапаева 25 сентября 2014 года.

    — Мы можем строить не только суда типа «Фонтанка», но и типа «Москва», — сказал тогда Владимир Самсонов. — Были бы заказы и деньги. Штат, если надо, мы увеличим. Думаю, что такие суда нужны Уральску, ведь спрос на пассажирско-экскурсионные перевозки большой.

    Один из мэтров уральского судостроения Владимир Чижов, несмотря на пенсионный возраст, продолжает трудиться на родном заводе, воспитывает достойную смену. Акцент делается на практику, а не теорию, потому как учебного комбината речников давно уже нет, а кадры судостроителей в Казахстане не готовят. Довелось побеседовать с этим замечательным человеком в судокорпусном цехе.

    Владимир Николаевич говорит, что рано ему на покой: дел-то сколько!

    Работают сварщики, снует туда-сюда козловой кран. Дышит, живет завод! Но потенциал его далеко не раскрыт.

    Объективная потребность в речных перевозках немалая: это песчано-гравийная смесь, кормовая ракушка, крупногабаритные конструкции для Карачаганака и нефтегазовых месторождений шельфа Северного Каспия…

    Флот Урала нуждается в обновлении и пополнении, и внести в это весомый вклад может ТОО «Судоремонтный завод»!

    Возможности использования его потенциала на благо Уральска и всей области ответственными лицами явно недооцениваются. Вот и уходит продукция предприятия в другие регионы. Можно решить проблему путем участия судоремонтно-судостроительного завода в госпрограммах по поддержке бизнеса. Но эта возможность также пока не прорабатывалась. Словом, потенциал у предприятия немалый, но организационные неувязки, явная недооценка использования его мощностей в интересах региона мешают возродить речное судостроение на Урале в его прежнем понимании.

    А теперь представим, что Владимир Самсонов и его команда получили заказ на строительство теплохода проектов Р51 и Р51Э «Москва». Это станет мощнейшим стимулом для дальнейшего развития завода, обновления его основных фондов, мобилизации кадров! Кстати, слип – уникальное сооружение для подъема и спуска судов (таких в Казахстане всего 3!) – давно пора отремонтировать.

    Сегодня заводчане могут сказать о себе: «Нас мало, но мы в тельняшках!» К тельняшкам и заводскому патриотизму надо добавить деловой, государственный подход к производству. Тогда речное судостроение на Урале действительно возродится на качественно новом уровне.

    Александр СУЕТИН, фото автора


     
    Предыдущая статьяТернистым безналичным путем
    Следующая статьяТендерные заморочки
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    В ЗКО пострадавшим от паводка бизнесменам будет оказана всесторонняя поддержка

    Палата предпринимателей ЗКО организовала пресс-конференцию с участием представителей государственных...

    Рекомендуем

    В ЗКО на борьбу с комарами могут понадобиться дополнительные средства

    Ежегодные работы по травле гнуса планируются заранее, но большой...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл