25 декабря близ аэропорта Актау разбился самолёт Азербайджанских авиалиний, летевший из Баку в Грозный. Аварийная посадка судна, пролетевшего через Каспий, привела к пожару и гибели людей. Среди погибших — шесть граждан Казахстана, в их числе один ребёнок.
Малика УАХИТОВА
Утром 25 декабря борт авиакомпании Azerbaijan Airlines вылетел из Баку и направился в Грозный, но в столице Чечни в посадке борту отказали и перенаправили его в Махачкалу. Около 9.25 по времени Казахстана борт пропал с радаров, показывают записи полёта в онлайн-сервисе Flightradar24. Через полтора часа самолёт вновь появился на радарах, он находился в это время над Каспийским морем и двигался к аэропорту Актау. Для того, чтобы совершить посадку, пилоты проделали путь над морем.
Перед снижением и заходом на посадку пилоты совершили круги над территорией Казахстана и в трёх минутах от аэропорта Актау самолёт приземлился. Посадка была жёсткой, и самолёт загорелся, развалившись на две части. Из 62 пассажиров и пяти членов экипажа выжили 29 человек. Среди погибших — шесть граждан Казахстана.
В МЧС предоставили списки погибших граждан Казахстана.
- Тулесинов Сандибек Екибаевич, 16.11.1988 года рождения, уроженец Мангистауской области, проживал в Жанаозене
- Джумагулов Бауыржан Джумабаевич, 30.09.1985 года рождения, уроженец Мангистауской области, проживал в Жанаозене
- Махсудова Галина Растамбековна, 12.01.1978 года рождения, уроженка Мангистауской области, проживала в Актау
- Шаймерденова Гаухар Жумагатовна, 17.07.1975 года рождения, уроженка Алматы, проживала в Астане.
- Жумагат Эльдар, сын Гаухар Шаймерденовой, 23.08.2013 года рождения, проживал в Астане.
- Джутаева Салима Аманжоловна, 21.02.1995 года рождения, уроженка Костанайской области, проживала в Караганде.
Утром 26 декабря стало известно, что Министерство транспорта создало комиссию для расследования обстоятельств катастрофы самолёта. Первый этап специалисты расследуют на месте, казахстанские эксперты сотрудничают с властями Азербайджана. Кроме того, в Казахстан прибыла делегация Государственного Агентства Гражданской Авиации Азербайджанской Республики , а также представители авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL). В Казахстан также вылетели представители производителя разбившегося самолёта Embraer и CENIPA (Центр расследования и предотвращения авиационных происшествий, Бразилия).
Версии причин катастрофы
Первой версией, которая прозвучала после крушения самолёта, было объяснение российской стороны. Пресс-секретарь «Росавиации» Артём Кореняко 25 декабря заявил, что, по предварительным данным, «после столкновения с птицами, из-за возникшей нештатной ситуации на борту воздушного судна его командир принял решение «идти» на запасной аэродром — им был выбран Актау». Вскоре эту же версию о птицах озвучили в авиакомпания Azerbaijan Airlines.
После была озвучена ещё одна версия. Её также назвали представители РФ. На этот раз в предполагаемых причинах указали отказ одной из систем самолёта.
«(Самолёт) подал сигнал бедствия и затем он пропал с экранов радаров. Таким образом, версия технической неисправности сейчас рассматривается в качестве приоритетной», — рассказал представители российских экстренных служб «Интерфаксу».
Одной из версий, которую в том числе озвучили в управлении здравоохранения Мангистауской области, причиной крушения самолёта стал взорвавшийся на борту кислородный баллон.
«Сегодня, 25 декабря 2024 года, около 10:58 произошла авиакатастрофа на маршруте Баку — Грозный. На борту самолёта взорвался баллон, из-за чего пострадали 14 человек, в том числе двое детей», — рассказали вскоре после крушения в облздраве Мангистауской области.
Частично эту версию подтверждают и свидетельства выживших. Пассажиры утверждают, что слышали взрыв во время полёта, а также после выпадения кислородных масок не все они подавали кислород.
Версию взрыва подтверждает и разгерметизация салона, которую сняли пассажиры, и кадры уже есть в сети. На фото и видео видны повреждения внутри салона, отошедшие панели внутренней обшивки самолёта.
Однако после того, как к рухнувшему самолёту добрались журналисты, стало понятно, что на хвостовой — уцелевшей части борта — есть внешние повреждения. Пробоины разного калибра нашли на хвосте, хвостовой части и крыле самолёта. Третьей версией крушения стали повреждения борта самолёта чеченской системой ПВО, которую активировали утром 25 декабря из-за прилёта украинских дронов.
Информацию об атаке беспилотников и успешной их ликвидации неофициально озвучил накануне племянник главы Чечни Рамзана Кадырова, секретарь республиканского совбеза Хамзат Кадыров, он выложил сообщение об этом в социальных сетях.
Некоторые комментаторы высказывают версию, что отверстия в обшивке могли образоваться в результате взрыва самолёта после посадки. Момент взрыва и последующего возгорания самолёта хорошо виден на многочисленных записях камер свидетелей катастрофы.
Сегодня, 26 декабря, в Азербайджане объявлен днём траура. В стране отменены все праздничные мероприятия, а в Баку разобрали новогоднюю ёлку. От торжественного зажжения главной ёлки отказались накануне и в Актау. Также торжественные праздничные мероприятия отменили ещё в нескольких городах Казахстана.
Фото Азамата Сарсенбаева