Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
1 C
Уральск
14 C
Аксай
Еще

    «Театр будет жить во все времена»

    Жюри республиканского фестиваля драмтеатров Казахстана возглавила заведующая кафедрой «Истории и теории театра» Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова, профессор и театральный критик Сания Кабдиева. Перед отъездом она поделилась своими впечатлениями, а также рассказала о проблемах в развитии казахстанского театрального искусства.

    — На сегодняшний день режиссура продолжает оставаться слабым звеном казахстанских театров?
    — Да, и проблем всегда много, включая ту же преемственность. Что скрывать, с молодежью в наших театрах всегда существовала проблема. Хотя на нынешнем фестивале было представлено немало молодых актерских коллективов, которые попытались дать свое видение классических произведений. Мы увидели, что работают интересные труппы, к примеру, Молодежный театр Астаны, драмтеатры из Актау, Караганды. И это уже хорошо. Современная режиссура предполагает отличный от прежнего подход к сценическому мастерству. Когда режиссер берется за классику, он должен вносить в постановку свое новое современное видение. В этом плане мы и возлагаем большие надежды на молодежь.
    — Но дипломированных режиссеров у нас немало…
    — Однако профессионалы с масштабным видением, о ком говорят во всеуслышание, уже все в возрасте. Многим уже за шестьдесят. И проблема в том, что долгое время мы вообще не могли найти, кто же будет стоять за ними.
    — А с чем это связано, в Казахстане трудно получить хорошее режиссерское образование?
    — Прежде всего, это зависит от самого студента, а во-вторых, конечно, от мастеров-преподавателей. Есть люди, которые хорошо обучаются и у нас. Многие заканчивают Казахскую национальную академию им. Жургенова, а потом получают возможность стажироваться. Но я всегда говорю, что нужно, конечно, выезжать в Москву и учиться театральному искусству там. Не секрет, что театры с огромными многовековыми традициями из Америки, Франции и других стран дальнего зарубежья едут в столицу России. Филиалы Московского художественного театра, к примеру, давным-давно открылись в Гарварде. Мне самой посчастливилось закончить с отличием театроведческий факультет ГИТИСа, а потом и аспирантуру, где я защитила диссертацию по искусствоведению.
    — Чем хороша российская театральная школа?
    — Там очень много самых разнообразных театров. У нас же они все похожи друг на друга, и в этой одинаковости кроется наша проблема. Настоящий театр должен быть разнообразным — развлекательным, социальным, он призван поднимать проблемы и заставлять думать. Причем, разнообразие должно начинаться с репертуара и заканчиваться режиссурой. Но на этом фестивале мы наконец-то увидели, что стали появляться разные театры, и это происходит во многом благодаря молодым режиссерам и актерам.
    — Вы говорите о том, что сценическому искусству необходимо развиваться. Но как это возможно, когда театры, особенно провинциальные, являются заложниками низкого финансового положения…
    — Это довольно сложно, и все действительно упирается в финансы. Понятно, что у академических театров статус гораздо выше, потому что эти театры находятся под ведомством министерства культуры и информации. А вот положение областных учреждений культуры во многом зависит от поддержки местных акиматов. Если для них важна культура, как составляющая часть современного общества, все злободневные вопросы вполне решаемы. Причем, основной проблемой в театрах является текучесть кадров. Раньше, так сказать, шла новая волна, потому что выпускники академий и университетов приезжали на работу в провинциальные театры по распределению. Сейчас этого делать никто не спешит, и поэтому театры вынуждены набирать кадры из того, что у них есть. Так, при местных вузах открываются театральные отделения, где как умеют, так и преподают. Но выход, думаю, все-таки существует…
    — Какой?
    — Можно приглашать специалистов из академии им. Жургенова или лучших российских учебных заведений. Пусть даже на неделю приедут профессионалы и проведут курсы по актерскому мастерству или по сценической речи. Театрам из Северо-Казахстанской области мы, к примеру, советуем приглашать мастеров из Омска, где только за один год проходит по пять-семь фестивалей, в которых участвуют самые лучшие театральные коллективы из Москвы. Кстати, недалеко от Уральска находится Саратов – город с мощной театральной школой. Через саратовцев можно было бы выйти и на театр Олега Табакова, который родился в этом городе. Да и до Москвы из Уральска всего час лету. На худой конец есть интернет, где тоже можно посмотреть отличные постановки разных режиссеров или почитать материалы театральных конференций.
    — Насколько сейчас востребовано сценическое искусство, ведь разговоры о закате театральной эпохи ведутся давно?
    — Во все века говорили, мол, театр умирает, но вопреки всему он жив. Это место, куда человек приходит за живыми эмоциями. Ведь эмоционально мы настолько зажаты и закрыты, нам всегда бывает некогда, мы работаем. И только театр дает возможность сочувствовать и сопереживать. Конечно, я имею в виду хорошие спектакли. Если постановка скучная, вялая и неинтересная, она не затронет душу и, самое главное, в такой театр не пойдет молодежь. Понимаете, развлекательная часть останется в репертуаре, потому что это коммерческая составляющая и театрам надо зарабатывать. Но есть и много зрителей, которые хотят пойти на умный спектакль, чтобы научиться мыслить. Еще Аристотель говорил об очищении души через сопереживание. Мне посчастливилось, я видела такие спектакли в своей жизни, когда училась в Москве. А вот поколение моих родителей воспитывалось на спектаклях Мамбетова, которому и был посвящен нынешний театральный фестиваль, потому что его работы были потрясающими. В 70-80-е годы на его спектакли в театр им. Ауэзова ходили далекие от театра люди, и для них это было нормой, потому что именно там они и получали образование. Даже многие актеры, вспоминая то время, говорят, что для них тот театр был настоящим университетом жизни…
    — Хорошо, если театр будет жить в любое время, другое дело – это должен быть высокопрофессиональный уровень?
    — Я всегда говорю, что проблема не в наших традициях, а в традиционализме. Зачастую режиссеры просто закостеневают. А традиции, наоборот, могут получить новую жизнь, которую в них вдохнет новое поколение. Я все время жду, когда же появится новое видение наших фольклорных произведений, того же, к примеру, Ауэзова, Мусрепова? Это же очень любопытно. Никто еще не ставил спектакли по их произведениям с точки зрения современного 21 века. Ведь дело не в том, что актеров можно облачить в современные одежды или переименовать. Это формальный ход, главное же – по-другому взглянуть и показать, в чем сегодня может быть конфликтным то или иное произведение. Современное режиссерское мышление не каждому дано…

     

    Итоги театральной недели

    Лучший спектакль — Молодежный театр, Астана — «Ревизор» Н. Гоголь.
    Лучшее режиссерское решение — республиканский немецкий драмтеатр, Алматы — «Исключение и правило» Б. Брехт и Мангистауский музыкально-драматический театр им. Н. Жантурина, Актау, «Цунами» М. Ауэзов.
    Лучшая мужская роль — Тлектес Мейрамов (Науан, «Акан сери — Актокты»), государственный академический казахский музыкально-драматический театр им. К. Куанышбаева, Астана.
    Лучшая женская роль второго плана — Бибигуль Исалиева (Камка, «Кыз Жибек»), казахский драмтеатр, Уральск.
    Лучшая мужская роль второго плана — Олжас Бегайдаров (Горацио, «Гамлет»), казахский драмтеатр им. И. Омарова, Костанай и Артур Кизилов, Восточно-Казахстанский драмтеатр им. Ф. Достоевского.
    «Сценическое долголетие» — Людмила Ванюкова, народная артистка РК, Северо-Казахстанский театр им. Н. Погодина.
    Премия в номинации «Дебют» — Карагандинский драмтеатр им.
    К. Станиславского.
    Специальный приз акимата ЗКО — государственный академический казахский музыкально-драматический театр им. К. Куанышбаева, драмтеатр им. А. Островского и Каздрамтеатр, Уральск.

    Галина КАРЕНСКИХ, фото Георгия СЕМЕНОВА


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    1 КОММЕНТАРИЙ

    1. Когда в наш город приезжают театры, для меня это настоящий праздник, а когда есть возможность послушать таких театральных критиков, как Сания, праздник вдвойне.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Почти 2,4 тыс. сельскохозяйственных животных погибло во время паводка в ЗКО

    Цифры еще не окончательные, подсчет убытков фермеров продолжается. Об...

    От паводка в ЗКО пострадали посевы озимых

    Также паводком нанесен ущерб сельхоз объектам, небольшим хозяйственным складам...

    Рекомендуем

    Паводки были всегда. Часть 2

    Какие наводнения оказались самыми сильными для Уральска В 20-м веке...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл