Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
7 C
Уральск
14.1 C
Аксай
Еще

    Амплуа — интеллигент

    В недавнюю бытность в театре существовало понятие «амплуа» – исполнение актёрами ролей, соответствующих их внутренним и внешним данным. Со временем оно постепенно исчезает из театра, а порой неожиданное решение режиссёра назначить артиста на ту или иную роль становится вполне обычным делом. Тем не менее, благозвучно звучащее французское слово и профессиональный термин ещё можно услышать в театральной среде, хотя всё реже и реже. Нынче артисты стирают привычные границы и расширяют свой диапазон ролей. Говоря об амплуа «героя-любовника» и «интеллигента», невольно предстаёт образ артиста, отдавшего театру свои лучшие годы, человека, столь редкого для данного времени типажа, которого с лёгкой грустью можно назвать «уходящей натурой» — заслуженного артиста Казахстана Вячеслава РУШКОВСКОГО.

    Найти своего режиссёра
    В 1974 году труппа уральского драматического пополнилась семейной парой — артистами Вячеславом и Анной Рушковскими. Поступили на службу в возрасте так называемого расцвета: и театра, и своего личного. Шёл 115-ый театральный сезон, молодой паре было чуть за тридцать. Актёры тех лет, как известно — племя миграционное. Успев сменить два театра — Барнаульский и Рубцовский, имея за плечами актёрское образование, полученное в студии при Севастопольском театре, их выбор пал на Уральск, где они «осели» на срок без малого — четверть века. Что повлияло на выбор актёрской семьи? Во-первых, с Уральском было связано младенчество Вячеслава Вячеславовича, тут прошли первые годы его жизни во время эвакуации в военное лихолетье, ведь рождён он был в сорок первом. Во-вторых, крепкая труппа и художественное руководство театра, его направленность и репертуар. В то время главным режиссёром театра был заслуженный артист РСФСР Павел ПОДДУБНЫЙ, а буквально через полгода пришёл Ян ПАНДЖАРИДИ, задав театру новый вектор развития. Ну и, в-третьих, как признавался в одном интервью Рушковский, — театр носил имя его любимого драматурга.
    Одну из первых ролей исполнил в спектакле «Здравствуй, Крымов» Р.Назарова в постановке заслуженного артиста РСФСР, народного артиста Коми АССР Николая ШАМРАЕВА. С приходом Панджариди артист получил центральные роли в его постановках: Сарафанов в «Свидании в предместье» по пьесе «Старший сын» А.Вампилова, Митч в драме «Трамвай «Желание» Т.Уильямса, Прохор в «Вассе Железновой» М.Горького. Рушковский сразу влился в труппу, доказав, что в театре появился наделённый способностями одарённый артист. Он нашёл «своего режиссёра», да и вниманием других режиссёров не был обделён, получая основные и главные роли, заняв свою нишу. Сцена театра имени А.Н.Островского приняла Рушковского с первых ролей, а её главный вдохновитель, маг и чародей — режиссёр Панджариди, увидев молодого Рушковского в первом уральском спектакле, именно на нём остановил свой выбор на центральную роль 60-летнего Сарафанова в вампиловской истории, хотя в театре были актёры и посолиднее. Тогда помимо главного в театре было несколько очередных режиссёров. Каждый имел собственный почерк и стиль работы, и, безусловно, авторитет. Если у Панджариди он играл драматические роли, то режиссёр Александр ИНОЗЕМЦЕВ раскрывал в нём комедийный потенциал. Много интересных ролей было сыграно в спектаклях А.ИНОЗЕМЦЕВА: Милан в водевиле «Ограбление в полночь» М.Митрича, Шурик в комедии «Ход конём» Б.Рацера, В.Константинова. Позже были не менее значимые и запоминающиеся работы в спектаклях Панджариди: Смит в «Русском вопросе» К.Симонова, Половцев в «Поднятой целине» М.Шолохова, Леонид в прославленном спектакле «Ретро» А.Галина с прекрасными партнёрами, включая народную артистку КазССР Екатерину ВОЛОДАРСКУЮ, заслуженных артистов КазССР Владимира ПОПОВА и Зинаиду АКИМОВУ, роль Профессора в знаменитом «А по утру они проснулись…» В.Шукшина, в котором довелось партнировать с народным артистом СССР Олегом ТАБАКОВЫМ, Серебряков в «Дяде Ване» А.П.Чехова, где его партнершей в роли Елены Андреевны была заслуженная артистка Чувашской АССР Римма КАПИТОНОВА.

    Любимец публики
    Роли Рушковского всегда принимались уральской публикой благосклонно, и, стоит справедливо заметить, ему благоволила не только публика, но и пресса, которая отмечала каждую его работу. Г.Сарбасова писала: «Любимец публики снискал к себе зрительское доверие той добротной работой, которая и отличает его участие в любом спектакле, будь то «Ромул Великий», «Невеста из Парижа», «Семья преступника» или «Гусар из КГБ». Рушковский — глубоко верующий человек. Его религия – театр. Сюда он приходит словно в храм, веруя в исцеление человеческой души посредством театра, драматургии высокого гуманистического пафоса».
    Мудрый, вдумчивый, интеллигентный артист высокой сценической культуры, обладающий прекрасной внешностью, ростом, хорошим сценическим голосом и пластикой. Внешние данные артиста органично сочетались с душевным богатством, чем артист и наделял своих героев. Он всегда был востребован в работе. В его актёрской копилке появились роли в спектаклях приглашённых режиссёров: Александра УРБАНОВИЧА, московских постановщиков Татьяны ГЛАГОЛЕВОЙ и Олега СОЛОВЬЁВА, Юрия ИЛЬЯШЕВСКОГО и Михаила МАМИЛОВА. Спектакли становились событиями своего времени. Если в памяти всплывут названия и роли, то у старшего поколения театральных зрителей и партнёров по сцене они предстанут перед глазами: Лимон Девдариани -«Обвинительное заключение» Н.Думбадзе, Граф Кефельд — «Кин» А.Дюма, Турковский — «Воспоминание» А.Арбузова (режиссура Урбановича), Зиновий Борисович в «Леди Макбет Мценского уезда» Н.Лескова (постановка Соловьёва), Муров в «Без вины виноватые» А.Н.Островского, Адвокат в «Вагончике» Н.Павловой, Анна Полокучи в «Любовь- книга золотая» А.Толстого (постановки Глаголевой), Барри Кэшмен — «Последний пылкий влюблённый» Н.Саймона и Серебренников — «Равняется четырём Франциям» А.Мишарина (режиссура Ильяшевского), Аполлион в «Ромуле Великом» Ф.Дюрренматта (постановка Мамилова).

    Грандиозный успех и заслуженная награда
    Если говорить о ролях, то, конечно неожиданным было режиссёрское распределение на роль фрейлины императрицы Екатерины II Анны Полокучи. Эту роль получил… Рушковский! Звездный актёрский ансамбль: Князь Серпуховский- заслуженный артист КазССР Владимир ПОПОВ, Княгиня — Любовь СЕРГЕЕВА, Екатерина Вторая — народная артистка Казахстана Людмила ВАНЮКОВА, Завалишин — Марат САЙФУЛЛИН, Санька- Лариса МУХА, шут Решето- Марат КУРБАНГАЛЕЕВ и многие другие. Как писала о нём поэтесса Татьяна АЗОВСКАЯ: «Вообще это был радостный спектакль! Состояние праздника достигалось и тонкой режиссурой, и лёгкой, почти кружевной сценографией, и прекрасными актёрскими работами. Короче, изящество восемнадцатого века царило на сцене в полной мере. И каково же было артисту в роли первой дамы при дворе! В контрасте с опоэтизированным текстом пьесы это создавало такой комический эффект, что зал буквально стонал от смеха при каждом появлении фрейлины на сцене. Успех Рушковского был грандиозен!».
    Вошла в историю и роль Тригорина в нашумевшей «Чайке» А.П.Чехова в постановке легендарного народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РСФСР Петра МОНАСТЫРСКОГО из Куйбышевской драмы. Спектакль был приурочен к 125-летию театра и имел невероятный успех не только на родной сцене, но и на сценических площадках Куйбышева, Алма-Аты, Донецка, Астрахани. И потом было много ролей — самых разных. И всякий раз зрители имели возможность увидеть очень точную работу актёра и порадоваться, что есть в нашем театре артист Рушковский! В 90-ые годы, когда театр переживал не лучшие свои годы и далеко не период «расцвета и творческого взлёта», но Рушковский играл и был по-прежнему востребован. Сыграл у Юрия КОНЕНКИНА Гладышева в «Чонкине» по В.Войновичу, у Анатолия ТАРАСОВА Платонова в «Яме» А.Куприна, у Аллы ЦАРЁВОЙ Ксанфа в «Эзопе» Г.Фигейредо, Президента в трагедии Ф.Шиллера «Коварство и любовь». И в эти «застойные» годы было много героев любимого Островского: Большов — «Свои люди — сочтёмся», Павлин Миловзоров — «На бойком месте» в постановке московского режиссёра Петра ГИЛЁВА, Ашметьев — «Дикарка», Вышневский — «Доходное место». И не удивительно, что Островский стал любимым драматургом, ведь с его пьесы началась актёрская карьера и исполнена первая большая роль — Карандышева в «Бесприданнице». А ещё в 90-ые в репертуарном листе артиста появились герои сказок: Царь в сказке «Лапти-самоплясы», Барин в «Ищи ветра в поле» В.Лифшица, ну и прекрасный, добрый и самый дружественный Кот Леопольд в одноимённой сказке Аллы Царёвой, на которой выросло не одно поколение детей, в том числе и автор данной статьи.
    Зрелое мастерство, артистизм, верное служение театру заслуживало самую высокую оценку в творческой биографии артиста Рушковского. И Указом Председателя Верховного Совета Республики Казахстан от 19 ноября 1992 года В.В.Рушковскому было присвоено звание заслуженного артиста Республики. Он стал последним заслуженным артистом за большую историю нашего театра. А в 1997 году, закрыв театральный сезон, сыграв роль, ставшую для него завершающей в актерской карьере — Аттилио в «Цилиндре» Э. де Филиппо, они с супругой принимают решение уйти на заслуженный отдых, уехав на родную землю в Беларусь.

    Руслан ДЖУМАХМЕТОВ,
    артист театра


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    Последние новости

    В ЗКО эпидситуация по кори остается нестабильной

    По словам заместителя руководителя областного департамента санитарно-эпидемиологического контроля Нурлыбека...

    В Уральске к 9 мая отремонтируют площадь Победы

    По словам руководителя городского отдела ЖКХ, ПТ и АД...

    Рекомендуем

    В ЗКО на борьбу с комарами могут понадобиться дополнительные средства

    Ежегодные работы по травле гнуса планируются заранее, но большой...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл