Как нарушение детских прав и насилие против детей и женщин рассматриваются правозащитными организациями браки, заключенные с несовершеннолетними девочками. В сводках МВД Казахстана таких преступлений не числится, поскольку законодательство страны имеет ряд лазеек.
За последние десять лет в РК зарегистрировано более 30 тысяч браков с девочками в возрасте 15-19 лет, но это только верхняя часть айсберга. По последним данным, в Казахстане почти пять процентов несовершеннолетних девочек побывали в браке, причем многие выходили замуж по принуждению, хотя это уголовно наказуемое деяние. Фондом ООН по народонаселению в Казахстане проведено исследование, показавшее, что в Алматинской, Акмолинской, Мангистауской областях число замужних девочек гораздо больше, поскольку все большую популярность набирает так называемый религиозный обряд «неке», когда родители отдают своих несовершеннолетних дочерей замуж за калым, решая таким образом собственные социальные и финансовые проблемы. При этом детские браки практикуются чаще всего в закрытых сообществах – этнических и религиозных группах нетрадиционного ислама. Ссылки на то, что эта проблема не нашего региона, беспочвенны. Просто девочкам, ставшим жертвами насилия в семье, некуда идти и они остаются один на один со своей бедой.
«Мы переехали в город, когда старшая сестра пошла в первый класс, – рассказывает Дана. – Папа часто избивал мать, потом его посадили за убийство. Мама долго не могла найти работу, жили на бабушкину пенсию, на квартире, но учились хорошо, чтобы выбиться в люди, как говорила мама. А потом она подружилась с одной доброй женщиной, которая помогла ей найти работу и жилье получше. Мама стала строже, запрещала ходить на дискотеки и носить брюки, а потом сестру отдали замуж. Жениху было 27 лет, сестре – 15. «Так будет лучше для тебя, доченька. Я же только добра вам желаю, птенчики мои», – сказала мама. На свадьбе Алия все время плакала, через год родился сын. Роды были тяжелыми. За три прошедших года у нее случилось несколько выкидышей, она тает как свечка. Меня после девятого класса ждет та же участь. Не хочу жить».
«Выдали замуж меня в 14 лет, имам совершил обряд и все. Через два года родилась дочь. Мужа никогда не любила, надеялась, достроим дом и все наладится. Но он взял вторую жену из уважаемой семьи, этот брак зарегистрировал. Детей у них нет, а я терпела унижения и побои ради ребенка. Весной муж погиб и теперь его вторая жена выгоняет меня из дома». Это история Салимы, которая пришла к юристу на консультацию и находится в отчаянном положении.
Между тем такие истории не единичны, хотя наш регион более европеизирован. Однако же, известно, что уральские невесты на юге страны считаются почти бесплатными, калым за них могут потребовать порядка трех-пяти тысяч долларов, не более, в Актау и Шымкенте – 50 тысяч и выше. И ведь воруют девушек, и «выкупают», только никто не заявляет об этом в полицию. У кого же поднимется рука заявить на собственную мать? Да и не верится в эффективность помощи от государства, вот и терпят женщины и девочки. До смерти терпят.
СПРАВКА «Н»:
По данным управления общественной безопасности ДВД ЗКО, за 10 месяцев 2012 года в отношении женщин были совершены преступления, по которым осуждено за убийство 8 человек, за нанесение тяжкого вреда здоровью – 9, за изнасилования – 63 и за разбой – 17 человек, вынесено защитных предписаний – 1198, привлечено к ответственности по ст. 79-5 (скандалы, оскорбления и так далее) КоАП РК – 1204 человек, по статье 79-1 (побои) КоАП РК – 90 человек. Фактов принуждения к браку несовершеннолетних и жалоб от несовершеннолетних девушек не зафиксировано.
Не Бог весть какой надеждой для этих бедолаг должен стать кризисный центр, который никак не получит финансирования уже более полугода. Очередная сессия гормаслихата должна была состояться во вторник, на которой депутатам предстояло наконец-то принять решение о выделении пяти миллионов тенге на организацию кризисного центра. По иронии судьбы 20 ноября отмечается Всемирный день ребенка, а 25 ноября – Международный день защиты женщин от насилия. Заседание перенесено на 27 ноября. Может, в этот раз повезет?
Как пояснила начальник горотдела занятости населения и социальных программ Айгуль ТУКЕШЕВА, при Центре социальной адаптации лиц без определенного места жительства уже создан сектор по оказанию помощи женщинам-жертвам бытового насилия. Он расположен в бывшем здании областной детской больницы, рассчитан на восемь койко-мест. Назначен и руководитель этого подразделения – Ганди ШАМКЕЛОВА. Консультативную помощь здесь уже оказывают юрист и психолог, но вот принять женщин пока, увы, негде. Так что пока Уральск по-прежнему единственный областной центр Казахстана, где нет такого учреждения. Но к концу года событие, которого женские НПО добиваются более десяти лет, должно произойти. Если конец света переживем.
Куда можно обратиться, если вы попали в сложную жизненную ситуацию?
К инспектору по защите женщин от насилия УОБ ДВД ЗКО Шынар КАПАЕВОЙ, телефон 98-40-29, в ночное время – 102;
к психологам ЗКФ «Ассоциации молодежи Казахстана» по адресу: Чапаева, 20, второй этаж, телефон 260-300;
кризисный центр для женщин-жертв насилия по адресу: Хамида Чурина, 116 (вход со двора), телефон 51-54-94.
Елена АКАТОВА, директор Юридического сервиса «ВЕРА»:
– Не зарегистрированные в органах ЗАГС браки не имеют юридической силы, вследствие чего автоматически нарушается ряд прав молодой женщины. В случае развода она не имеет права на совместно нажитое имущество, на алименты, а поскольку подчас сама еще является несовершеннолетней, то не может быть законным представителем собственного ребенка. Согласно закону РК «О правах ребенка» детьми являются граждане, не достигшие 18 лет. Брачный возраст может быть снижен на два года (до 16 лет) только при особых обстоятельствах. По действующему законодательству, на родителей, отдавших не достигшую шестнадцатилетнего возраста дочь замуж за взрослого человека, по решению суда может быть наложен штраф в размере от пяти до десяти МРП (ст. 111, 336-4 КоАП РК), хотя это попадает под действие ряда статей Уголовного кодекса. Например, о торговле людьми, о насилии в отношении несовершеннолетнего, о доведении до суицида и так далее. «Муж» тоже совершает преступление, вступая в «брак» с 14-15-летней девочкой (ст. 122, 124 УК РК), за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы до пяти лет. И это при условии, что сексуальные действия в отношении «супруги» не носят насильственного характера.
Асем МАМБЕТОВА, детский гинеколог перинатального центра:
– К сожалению, подростковая беременность становится частным явлением, а состоит ли девочка в браке, совершал ли имам обряд бракосочетания или нет, для состояния здоровья матери и плода значения не имеет. Раннее начало половой жизни чревато многими осложнениями. Организм девочки, несмотря на внешние признаки зрелости, еще не в полной мере готов к таким взрослым нагрузкам, как супружеская жизнь. Беременности в возрасте до 16 лет являются непосредственной причиной серьезных заболеваний репродуктивной системы, в том числе хронического воспаления придатков матки, внематочной беременности, бесплодия и других. Беременность для девочки-подростка чревата большими осложнениями: невынашиванием беременности, преждевременными родами, врожденными пороками развития плода, рождением маловесных детей. Маленькие мамы гораздо чаще подвергаются риску послеродовой депрессии, высока и вероятность материнской смерти. Как правило, дети рождаются слабые, часто болеющие.
Эльвира МЕНДЫГЕРЕЕВА, психолог ЗКФ «Ассоциации молодежи Казахстана», магистр психологии:
– Ребенка можно убедить во всем. В большинстве случаев такие браки продиктованы меркантильными интересами взрослых, их стремлением решить свои материальные проблемы. Национальные и религиозные традиции служат прикрытием коммерческой сделки, в которой товаром выступает ребенок. Это унижает человеческое достоинство, формирует у девочки чувство вины непонятно за что. В результате она постоянно подвергается стрессу (отрыв от матери, факт перехода из родительской семьи к чужим людям, лишение привычного круга общения и возможности получения образования, профессии, нередко секс по принуждению, беременность, роды, изоляция от сверстников и так далее), по интенсивности воздействия равному посттравматическому стрессу во время военных действий. При незрелой психике и социально-волевой сфере, присущих подростковому возрасту, риск возникновения депрессии, суицидальных настроений возрастает многократно. Большое количество ранних и, тем более, неравных браков (когда супруг значительно старше) присуще неблагополучным, отсталым странам.
Анна ПАНИЩЕВА