Министерство транспорта Казахстана завершило предварительный отчёт о крушении самолёта Азербайджанских авиалиний, который разбился в Актау 25 декабря 2024 года.
Малика УАХИТОВА
Предоставленный министерством транспорта отчёт содержит только фактические данные о самолёте, траектории полёта, переговоры пилотов и наземных служб, фото и данные о находившихся на борту людях. Никаких предварительных выводов о причинах или аналитики в документе нет. Нет также данных о том, что стало причиной смены курса самолёта. Напомним, что самолёт летел из Баку в Грозный, но пилоты сменили курс. Перелетев Каспий и совершив две петли близ Актау, попытались сесть на аэродром казахстанской стороны.
В отчёте также есть фото продолговатых металлических предметов, которые извлекли из уцелевшей хвостовой части самолёта. Как сказано в документе, эти металлические предметы повредили различные системы борта: некоторые были извлечены из отсека гидросистемы №3 и механизма управления стабилизатором, а также из левого стабилизатора и отсека ВСУ (вспомогательной силовой установки).
Внешние повреждения, пробоины в обшивке самолёта были обнаружены в хвостовой части фюзеляжа, киля и стабилизатора, рулей высоты и направления, а также на левом двигателе и левом крыле воздушного судна, на агрегатах и компонентах. В некоторых случаях пробоины имеют правильную прямоугольную форму, об этом свидетельствуют приложенные фото.
Судя по приведённым в отчёте переговорам пилотов с диспетчерами наземных служб, у экипажа недалеко от Грозного начались проблемы с GPS. После стало известно о каком-то внешнем воздействии, в переговорах, как это ранее уже озвучивали, пилоты сообщали о птицах, врезавшихся в борт. После бортпроводник сообщил о том, что взорвались два кресла.
В ходе полёта, после того, как пилоты сообщили об ударе в борт, они меняли направление и запрашивали посадку в Махачкале, Минеральных водах, а также намеревались вернуться в Баку. При этом у самолёта на тот момент отказала часть систем управления.
В отчёте также есть расшифровка переговоров российских диспетчеров, которые обсуждают введённый в Грозном план «Ковёр». Это план, по которому все самолёты, находящиеся около определённого аэропорта должны улететь или приземлиться. Ранее власти России уже сообщали, что утром 25 декабря в Грозном действовал план «Ковёр» из-за атаки украинских дронов.
Утром 25 декабря самолёт авиакомпании Azerbaijan Airlines, летевший рейсом Баку — Грозный, совершил аварийную посадку в Актау. Приземление было жёстким, и часть самолёта вспыхнула, а хвостовая часть отвалилась. Из 62 пассажиров и пяти членов экипажа выжили 29 человек. Среди погибших — шесть граждан Казахстана.
Место крушения самолёта в Актау, фото Азамата Сарсенбаева
Читайте также: