По итогам 2024 года в Западно-Казахстанской области в 2,7 раз стало больше аварий на дорогах. При этом количество трагических последствий — гибели людей в дорожно-транспортных происшествиях — стало меньше. Почему статистика так стремительно растёт, но в полиции заявляют о положительной динамике?
Малика УАХИТОВА
За 2024 год в Западно-Казахстанской области произошло 1 196 дорожно-транспортных происшествий. Это в 2,7 раза больше, чем было в 2023 году. Тогда на дорогах области было зафиксировано 445 ДТП. Об этом говорит статистика департамента полиции.
Отметим, что рост количества аварий в полиции констатируют в последние пять лет. Однако существенное увеличение количества аварий на дорогах за 2024 год объясняют в полиции просто — изменились правила ведения статистики.
— Рост ДТП увеличен из-за изменений статистического учёта пострадавших. До 2024 года в статучёт попадали лица, пострадавшие после аварии, обратившиеся в трампункт и после проходившие стационарное или амбулаторное лечение. Те, кто обращался в травмпункт, но серьёзных травм не было зафиксировано, и лечение не требовалось, в учёт не попадали. Это мелкие ДТП. Таких аварий множество. С 2024 года мы начали брать в статистику всех тех, кто обратился в травмпункт после дорожно-транспортного происшествия. Вот поэтому произошёл такой резкий скачок количества ДТП. Количество аварий не выросло как таковое, просто в учёт шли не все, — говорит начальник управления административной полиции ДП ЗКО Александр Плешаков.
По данным прокуратуры области в 2024 году:
- на 168,8% стало больше аварий на дорогах ЗКО;
- на 225,9% увеличилось количество пострадавших в этих авариях;
- на 349% выросло количество детей, получивших травмы в авариях на дорогах.
Несмотря на то, что в полиции связывают рост количества аварий на дорогах региона с обновлённым ведением статистики, в прокуратуре области отмечают рост количества травматизма в ДТП.
— В 2024 году в авариях пострадали 1 863 человека, из них погибли 103 и получили травмы 1 760 участников аварий. Среди пострадавших 440 несовершеннолетних, погибших детей 13, — сообщает старший помощник прокурора ЗКО Динара Нурсултанова.
Неумолимая статистика
По словам Александра Плешакова, чаще всего аварии случаются на дорогах Уральска, административного центра региона. Причина в том, что в городе больше машин и плотнее поток. Но чаще в городе фиксируют аварии, которые не связаны с серьёзными последствиями для людей. Чего нельзя сказать о загородных трассах.
— Погибших, естественно, на республиканских дорогах в прошлом году зарегистрировано больше. Если в городе в прошлом году погибло 30 человек, на республиканских дорогах 40. Почему высокая смертность именно там? Там высокая скорость. То есть скорость — это прямой источник тяжести последствий, — объясняет положение на дорогах Александр Плешаков.
В прошлом году на восьми загородных трассах, как республиканского, так и областного значения, произошли аварии, в которых погибли люди. Чаще всего такие трагедии случаются на дороге Уральск-Атырау.
— В основном – это Уральск-Атырау и Самара-Шымкент, это самые загруженные, самые интенсивные трассы, сообщение на них более активное. На трассе Уральск-Атырау погибло 17 человек, на втором месте Самара-Шымкент, где погибло 12 человек; Уральск-Таскала — три человека погибли; Чапаево-Жалпактал — четверо погибших; по одному: Подстёпное-Фёдоровка, Казталовка-Жанибек, Онеге-Бисен-Сайхин и Уральск-Тёплое, — констатирует печальную статистику Александр Плешаков.
Чаще всего причинами аварий становятся превышение скорости на крупных дорогах, а в городе водители чаще всего не предоставляют преимущество при движении.
— А причина одна — сотовый телефон. Не пропустил пешехода, дистанцию не соблюдал, прозевал — это телефон. Пока водитель смотрит в телефон, обстановка меняется на дороге, соответственно, когда он переводит внимание на дорогу, отреагировать быстро он уже не может, технической возможности у него нет, потому что он за дорогой не следил. Это моё субъективное мнение, что причины всех бед и ДТП — это телефон, — считает начальник управления административной полиции ДП ЗКО Александр Плешаков.
Отдельно в прокуратуре отмечают, что по вине пьяных водителей в 2024 году совершено 5,4% от общего количества аварий, причиной которых стали нарушения правил дорожного движения.
194 человека в 2024 году были лишены водительских прав на управление автомобилем после того, как их повторно поймали пьяными за рулём.
По данным департамента полиции, за вождение в пьяном виде впервые были пойманы 1 576 водителей. Александр Плешаков отмечает, что это только зарегистрированные случаи, которые удалось выявить. Полицейский подчёркивает, что реальное количество пьяных на дороге неизвестно, так как определить их всех невозможно.
Отметим, что за вождение в пьяном виде, если это первое нарушение, которое относится к административным, водителю грозит 15 суток ареста и семь лет лишения права управлять автомобилем.
И кибер-шерифа обманывают
Для борьбы с авариями на дорогах власти регулярно принимают все новые решения. И каждый раз такие меры вызывают массу возмущений. А водители находят способы обойти места, которые могут стать причиной штрафа.
1 240 нарушений скорости было зафиксировано в Уральске скоростемерами в 2024 году. Таких устройств в городе 61, и перед каждым для водителей установлены знаки, которые предупреждают о приборе, фиксирующем скорость. Но водители всё равно нарушают, говорит Александр Плешаков.
Такая же ситуация в Аксае. Там скоростемеры выявили 92 нарушения скоростного режима за первые 17 дней 2025 года.
На загородных трассах нарушения на дорогах регистрируют кибер-шерифы. Однако и скоростемеры, и кибер-шерифов водители научились обходить: перед скоростемерами снижают намеренно скорость, а точки передвижения мобильных кибер-шерифов передают друг другу и соблюдают ПДД на этих участках.
При этом за прошлый год автоматические системы фиксаций в области зарегистрировали 125 тысяч нарушений скоростного режима. Показатель увеличился на 27%, в 2023 году таких нарушений было 99 тысяч, сообщают в полиции.
В прокуратуре Западно-Казахстанской области отмечают, что для обеспечения безопасности дорожного движения и профилактики дорожно-транспортных происшествий ещё два года назад была разработана «Дорожная карта по повышению безопасности дорожного движения на 2023-2025 годы». Проект утвердил в ноябре 2023 года аким Западно-Казахстанской области Нариман Турегалиев.
Отметим, что схожая программа по борьбе с высокой аварийностью на дорогах была разработана и на трёхлетний период 2019-2021 годов. По итогу, из 12 указанных пунктов, которые должны были сократить количество ДТП на дорогах города и области, а также снизить число нарушений ПДД водителями, выполнены были только четыре.
Дорожная же карта на 2023-2025 годы включает в себя установку светофоров, освещения на дорогах, а также интеллектуальных перекрёстков.
Тем временем, в прокуратуре продолжают свою борьбу с высокими показателями аварий на дорогах.
— Для снижения аварийности на дорогах ЗКО применяются следующие меры: усиление контроля за соблюдением правил дорожного движения посредством увеличения количества патрулей и использования систем видеонаблюдения; проведение профилактических мероприятий и информационных кампаний, направленных на повышение осведомленности водителей о последствиях нарушений; улучшение состояния дорожной инфраструктуры, включая ремонт и модернизацию проблемных участков дорог, — сообщает Динара Нурсултанова.
При этом в прокуратуре выделяют основные причины большого количества аварий на дорогах. Это превышение установленной скорости движения, несоблюдение дистанции и нарушение правил маневрирования. Что важно, одним из факторов в надзорном органе называют неудовлетворительное состояние дорожной инфраструктуры, которое также способствует увеличению числа аварий. Об этом говорит и член общественного совета Западно-Казахстанской области Азамат Мусилов, который поднимает проблемы дорожного движения и ситуации на дорогах области.
У дорог нет хозяина
Азамат Мусилов отмечает, что плохое состояние дорог и ненадлежащее их содержание становится одной из частых причин аварий на дорогах города и на загородных трассах.
1 799 предписаний были оформлены полицейскими за ненадлежащее содержание дорог Западно-Казахстанской области. К ответственности были привлечены за эти нарушения 107 первых руководителей.
— Сейчас у нас очень много ДТП случается в связи тем, что обочины дорог не убирают, более того, к примеру, есть дороги, где кустарники очень близко подходят к ним. Это самые плохие участки, потому что именно в этих местах в зимнее время происходят снежные перемёты, потому что ветер несёт снег и образовывается препятствие, и в этом месте снег больше и больше накрывает проезжую часть. В этих местах обычно пасётся скот, который неожиданно выскакивает перед водителем, — констатирует Азамат Мусилов.
Плохое состояние дорог — ямы, выбоины, неровная поверхность асфальта, обледенение покрытия и снежные заносы — приводят к тому, что водители оказываются в сложных ситуациях. Ухудшает это положение не обустроенные или запущенные обочины.
— Согласитесь, что даже вот, к примеру, вы будете ехать со скоростью 60 км/ч у населённого пункта. Машина, которая имеет полторы тонны веса и скорость 60 км/ч, и резину, четыре точки соприкосновения с покрытием, не может остановиться за три метра. А у нас говорят «вот сволочь выехал, ехал, он мог видеть, он сбил выбежавшее животное». А куда мы денем кустарники, которые мешают обзору водителя? Куда мы денем высокорастущие травы, которые как деревья растут? То есть работа по уборке, благоустройству дорожного покрытия, обочины или кюветной зоны не производится. Производится, но только на бумаге. К примеру, мы сейчас доказываем, что дороги на бумаге принимаются: у них там всё идеально, подрядчик получает оплату 100%, а на самом деле работа не производится, — говорит Азамат Мусилов.
В полиции также признают, что проблемы по содержанию дорог в городе и области есть. Но Александр Плешаков отмечает, что это не единственная проблема, заслуживающая внимания. И работают власти по приоритетности: куда важнее вложить деньги, туда их и выделяют. Получается, что ремонт дорог и их тщательное обслуживание остаются без должного финансирования.
Тем временем количество аварий и людей, которые в них получают травмы, растёт. Утверждённая же дорожная карта, призванная снизить этот показатель в этом году должна быть закрыта. Но её эффективность мы увидим только по итогам статистики 2025 года, который только начался, но уже показал, что нарушения на дорогах и аварии продолжаются.
Фото из архива «Н»