Министр труда и социальной защиты Светлана Жакупова высказалась о том, что в Правительстве рассматривают инициативу, которая лишит пенсий тех казахстанцев, кто по выслуге лет вышли на заслуженный отдых, но продолжают работать. Слова министра Жакуповой вызвали шквал возмущений и критики. «Н» разбиралась, почему пенсионеры вынуждены работать в современном Казахстане.
Малика УАХИТОВА
Настоящий шквал возмущений и критики вызвало высказывание министра труда и социальной защиты Светланы Жакуповой о том, что в ближайшее время работающих на пенсии казахстанцев могут лишить их законных выплат по выслуге лет.
— Буквально на прошлой неделе мы встречались с экспертами, и определенные есть, скажем так, наработки, они на стадии обсуждения. И акимы, и министры являются госслужащими и могут оставаться по контракту на один год (после достижения пенсионного возраста — прим.), на один год всего может продлеваться контракт, и они должны будут уходить на пенсию, — высказалась Жакупова.
Министр отметила, что достигшие пенсионного возраста казахстанцы не хотят сами уходить на отдых и продолжают работать.
— Особо не хотят уходить с работы, потому что им комфортно — их знания, опыт востребованы, и они могут оставаться. В таком случаем мы говорим: не выплачивайте государственную выплату, пенсию из государственного бюджета. А пенсионные накопления пенсионер может изымать по достижению пенсионного возраста, — сообщила Жакупова.
По её словам, возобновить выплату пенсий возможно будет после того, как человек прекратит работать и «выйдет на пенсию».
—Пенсия будет оставаться в бюджете и будет распределятся тем, кто хочет выйти рано. Понимаете? Вот этот баланс же должен быть. Мы только за счёт этого же и идём, что любое наше предложение не требует, скажем, огромных вливаний из бюджета, мы идём через трансформацию, через цифровизацию и оптимизацию. Это как раз-таки и рассматривается, — сообщила Светлана Жакупова.
Министр отметила, что и сама не собирается уходить на пенсию по достижению возраста. Жакупова отметила, что может заниматься научной деятельностью или преподавать, чем и намерена заняться. За труд министр планирует получать зарплату и «жить на неё, не получая пенсию».
Пенсия есть, но на жизнь не хватает
Почему же казахстанские пенсионеры продолжают работать вместо того, чтобы отдыхать после окончания трудовой деятельности? «Н» поговорила с несколькими работающими пенсионерами, и вывод оказался прост — это вынужденная необходимость. И чаще всего пожилые люди остаются на работе или ищут новую лишь потому, что им не хватает пенсии для жизни.
70-летний Талгат Орынбаев (имя изменено по просьбе героя — прим.) продолжает работать в свои годы из-за того, что пенсии, которую ему выплачивает государство, просто не хватает на жизнь. Ежемесячные выплаты за коммунальные услуги, продукты и не продуктовые товары, а также лекарства — вот на что тратит заработанные за жизнь деньги пенсионер.
— Конечно, если бы у меня была возможность, я бы отдыхал. Возился с внуками, занимался домашними делами, может быть, и хобби себе нашёл. Но пенсия моя не позволяет отдыхать. Только на одни лекарства уходит почти половина того, что начисляет государство, — говорит пенсионер.
Мужчина признаётся, что серьёзных диагнозов у него нет, но, тем не менее, всё равно приходится регулярно ходить в аптеку за препаратами от давления, для сердца и желудка.
— У нас, считайте, две пенсии — моя и жены. Но всё равно трат немало. Ведь и ей лекарства нужны. Плюс с нами живёт внук, который учится сейчас в колледже. А ему хочется дать самое лучшее и побаловать, — признаётся Талгат Орынбаев.
В свои 70 лет Орынбаев подрабатывает извозом, и тут спасает старенькое авто. Сейчас, признаётся мужчина, машина для него настоящая кормилица. Инициативу Правительства пенсионер не понимает и признаёт, что выбирать между пенсией и заработком в 70 — тяжело. Ведь заработать больших денег пенсионеру не получится.
— Старики почему идут работать? Чтобы хватало на жизнь. Многие ведь ещё и детям помогают, и кредиты у всех сейчас есть. Как лишать нас возможности работать, хоть и на пенсии? Кажется, это несправедливо, — рассуждает Орынбаев.
При этом пенсионер подчёркивает, что получает он не самую маленькую пенсию – 120 тысяч тенге. При этом его супруга, которая не успела наработать трудовой стаж, получает минималку — на такие деньги вообще не выжить, подчёркивает Орынбаев.
— Мы жили в 90-е, когда приходилось работать где и как придётся. У многих этот стаж не вошёл в трудовые, поэтому часто слышу, что, выходя на пенсию, люди сталкиваются с проблемой по установлению пенсии, стажа работы. А потому часто годы «выпадают» и начисляют пенсию — копейки, — отмечает пенсионер Орынбаев.
Некому работать
Ещё одна причина, по которой пенсионеры вынуждены продолжать работать — это нехватка квалифицированных кадров в отдельных отраслях. Например, в сфере энергетики и инженерии. 77-летний Николай Мазепа продолжает работать именно потому, что заменить его — некем.
— Меня попросили остаться в компании. Я выходил на пенсию в 2010 году. Организация, в которой я работал на тот момент — это была пуско-наладочная сервисная организация на электрических станциях и подстанциях. А в 2015 году ко мне поступило предложение перейти на работу в «Батыс Пауэр» в связи с тем, что у меня опыт работы на электрических станциях и подстанциях начался практически сразу после окончания ВУЗа. Я дал согласие и с этого времени работаю в «Батыс Пауэр». Конечно, возраст у меня уже приличный. Главный инженер уже сменился, тем не менее, от руководства поступило предложение продолжить работу в качестве консультанта, — говорит Николай Мазепа.
Дефицит специалистов вынуждает человека в почётном возрасте трудиться и не уходить на отдых.
— Это связано с тем, что на тот момент, когда я выходил на пенсию, в основном, все специалисты оканчивали экономические факультеты, финансовые и юридические. Специалистов-инженеров, имеющих опыт работы, было очень немного, так как практически с 1985 года и по 2010-11 годы у нас получился провал по выпуску технических специалистов нашими ВУЗами. Ну и надо прямо сказать, что подготовка таких специалистов, которые оканчивали даже наши энергетические ВУЗы, оставляет желать лучшего, — говорит Мазепа.
Нововведение, инициированное в Правительстве, Николай Мазепа называет не совсем понятным — ведь тех, кто получает пенсионные выплаты от государства, это те, кто работал до 1998 года, осталось не так много.
— Пенсия сейчас, в основном, выплачивается из тех средств, которые аккумулируются с вычета заработной платы. Поэтому мне несколько не понятно это дело (…) И я думаю, что это очень недальновидная государственная политика — надо максимально использовать знания и опыт тех лиц, которые по состоянию своего здоровья могут передавать свои знания и опыт, — говорит Николай Мазепа.
Мнения и факты
Депутат Мажилиса Парламента Казахстана Айдос Сарым высказался о словах министра Жакуповой в своём депутатском запросе.
«Подобные инициативы сеют раздор между поколениями, противопоставляя пенсионеров и молодёжь. Аргумент о том, что пенсионеры «отбирают» рабочие места у молодёжи, неконструктивен. Анализ навыков выявил существенный разрыв между поколениями, что создает дополнительные риски для рынка труда. Существующие проблемы указывают на необходимость глубокой реформы системы подготовки кадров и улучшения условий труда в стране», — считает депутат.
Экономист Сапарбай Жобаев, выступая перед прессой, сообщил, что лишать казахстанцев накопленных средств из пенсионного фонда — это конституционное нарушение.
— На хороших местах, где большие зарплаты, наши пенсионеры до конца сидят — это государственные организации, которые финансируются из бюджета, народные деньги. Это квазигосударственные предприятия, это министерства, это акиматы… Они миллионные зарплаты получают, у них образуют большие накопления в ЕНПФ. Это его (пенсионера) деньги, это не бюджетные деньги. Лишать пенсионеров собственных накоплений из ЕНПФ — это нарушение конституционных прав казахстанцев, — говорит экономист Жобаев.
Между тем, после того, как среди казахстанцев волна возмущения после слов министра Жакуповой выросла до критики и негодования, сама министр заявила, что её слова «вырвали из контекста».
— Я вообще не проговаривала, что у состоявшихся пенсионеров приостанавливать выплаты и не выплачивать им пенсии. Нужно правильно доносить информацию. Говорилось о праве раннего выхода и отложенного выхода. И говорилось так, что, если человек откладывает выход и желает работать, тогда ему пенсию не назначать, — заявила в итоге Жакупова, отметив, что «никаких пенсионных реформ» в Казахстане не планируется.
На сегодня в Казахстане размер базовой пенсии, которую выплачивают из бюджета, составляет 28 215 тенге. Минимальный размер пенсионных выплат составляет по стране 57 853 тенге. Совокупная пенсия, которая включает и накопленные в ЕНПФ средства, не превышает 197 873 тенге, а её минимум — 86 068 тенге. В Западно-Казахстанской области 98 709 пенсионеров. Сколько из них работающих — сказать никто не может, так как такой статистики просто не ведут — сообщили «Н» в пресс-службе правительства для граждан.
Согласно данным биржи труда enbek.kz, по состоянию на начало ноября в Казахстане числится 53 826 вакансий, из которых более 13 000 не требуют опыта работы. На платформе hh.kz также значится почти 48 000 вакансий.
Фото автора