Активисты общественного фонда «Әділдік және өркендеу» промониторили и оценили качество дорог республиканского и местного значения. Выводы, к которым пришли общественные инспекторы, были озвучены на круглом столе с участием всех уполномоченных ведомств – от дорожной полиции до управления дорог области. А результаты мониторинга не утешительны – качество дорог в реальности намного хуже, чем в отчетах чиновников.
Жанна МАХАМБЕТОВА
Ни для кого ни секрет, что в рейтинге самых плохих дорог страны ЗКО занимает лидирующие позиции. Достижение сомнительное. Общественный фонд «Әділдік және өркендеу» на постоянной основе мониторит состояние дорог, от которого напрямую зависит безопасность дорожного движения, и пока улучшений в лучшую сторону они не видят. О результатах очередного общественного контроля трасс рассказал эксперт, общественный инспектор качества дорог и активист фонда Азамат Мусилов:
– Результаты обследования показали, что реальность не имеет ничего общего с теми отчетами, которые мы слышим из уст должностных лиц. По докладам все хорошо, а по факту состояние дорог оставляет желать лучшего. Работы по проектированию, реконструкции, ремонту и содержанию дорог не проводятся на должном уровне. К примеру, при составлении проекта технические эксперты не обследуют местность, не выезжают на дороги, то же самое и при строительстве. Подрядчик, занимающийся изготовлением проекта, не выезжает на место, а делает проект по онлайн картам, не выходя из кабинета. Плохое качество проекта отрицательно сказывается и на строительстве дорог. К сожалению, такие некачественные проекты проходят государственную экспертизу, после чего проектировщики не несут ответственности за них.
В качестве примера Мусилов вспомнил случай трехлетней давности, когда общественники ставили под сомнение проект 11 дорог в селе Каратобе. Проект был разработан без учета климатических особенностей данной местности. Проектировщик не учел близкое залегание грунтовых вод. В ПСД было написано, что грунтовые воды располагаются на глубине 0,8-1,5 метра, а по факту они находились на глубине 30 см. В результате чего буквально через три месяца все 11 дорог пришли в негодность, а государству был причинен трехкратный ущерб.
– Первый раз ущерб причинен из-за некачественно изготовленного проекта, второй раз – из-за некачественно построенной по этому проекту дороги и третий раз из-за того, что эти дороги придется строить заново. Мы, налогоплательщики, три раза заплатили за одну и ту же дорогу. И подобное – не единичный факт. На строительство дорог выделяются средства из бюджета, который пополняется за счет наших налогов, и мы имеем право контролировать, как их строят, – объясняет дорожный эксперт.
Вспомнил общественный инспектор и о долгостроях области. Это трассы республиканского значения, на которых уже не первый год проводится реконструкция дорожного полотна. Тормозят работы трудности в поставке материалов.
– Почему-то, когда заказывали проект, не учли, что тупиковые зоны в районных центрах Сайхин и Жанибек имеют ограничения по выгрузке строительного материала, в итоге все материалы до 2023 года доставлялись грузовым, тяжелым транспортом из Уральска. Вследствие чего дорожное полотно трассы республиканского значения Уральск-Атырау, которое из без того было в плохом состоянии, испытывало серьезную нагрузку. Подрядчики не соблюдали нормативные требования нагрузки на ось, в результате дорожное полотно разрушалось. Уполномоченные органы не контролировали, кто возил, как возил. В результате государству был нанесен ущерб, так как потребовались дополнительные средства для ремонта трассы. То же самое наблюдается при строительстве подъездных и внутренних дорог в населенных пунктах. Перегруженная тяжелая техника со строительными материалами разрушает трассы республиканского значения. Нет контроля за ходом исполнения работ, – говорит Азамат Мусилов.
Активист фонда назвал самих подрядчиков, занимающихся ремонтом дорог, недобросовестными. А все потому, что они не имеют в штате должного количества специалистов, а в парке необходимой техники, но зато забирают большие объемы работ и просто не могут их осилить. В результате страдает качество, срываются сроки, не соблюдаются нормативы.
– Чтобы создать видимость, подрядчики загоняют технику и проводят вскрышные работы, после чего техника переводится на другой объект, а дорога остается непригодна для передвижения. Основание дороги разрушается, и на него кладут новый асфальт. Естественно, такая дорога долго не прослужит, – говорит Мусилов.
Заместитель руководителя управления дорог ЗКО Бекжан Тукжанов согласился с общественником, что недостатки действительно есть, но соответствующие меры принимаются своевременно.
– В этом году совместно с антикоррупционной службой и экспертами НЦКДА была создана мониторинговая группа, которая выезжала на объекты и проводила проверки. На сегодняшний день без заключения НЦКДА мы дороги не принимаем, с центром заключены договора, в том числе по каждому району. Эксперты проверяют все нормативы, начиная с основания полотна и соответствия используемых материалов. Нахождение технадзора на объекте проверяется экспертами НЦКДА, а также ГАСКом, – сказал Тукжанов.
Руководитель ЗКФ «Национальный центр качества дорожных активов» Рафис Зинетов рассказал, что всего за сезон дорожно-строительных работ специалисты НЦКДА выявили 234 различных нарушения, из них 84% до сих пор не устранены, и как эти объекты будут сданы в эксплуатацию, когда сезон уже завершен, неясно.
Начальник управления административной полиции ЗКО Александр Плешаков в своем выступлении поддержал предыдущего спикера, отметив, что качество дорог в ЗКО оставляет желать лучшего. Дорожная полиция также провела обследование дорог и по итогу выдала предписания, количество которых превысило прошлогодние показатели.
– Дорожная инфраструктура требует реконструкции, необходимо создать такие условия, при которых участники дорожного движения не смогут нарушать и создавать аварийные ситуации. К примеру, установить разделительные полосы, чтобы исключить возможность выезда на встречную. По статистике, наибольшее количество аварий, в особенности – лобовых столкновений с тяжелыми последствиями, происходит на республиканских трассах из-за выезда на встречную полосу. Был факт, когда за одну неделю был 21 погибший. Несколько лет мы уже пытаемся добиться того, чтобы трассу Уральск-Атырау перевели в первую категорию и установили разделение потоков. Все недостатки по дорогам в конечном итоге влияют на увеличение ДТП. Со своей стороны, могу отметить снижение числа летальных исходов в областном центре после установки скоростемеров, то есть камеры дисциплинируют водителей, и они не превышают скорость. Чем ниже скорость, тем легче последствия ДТП, – пояснил Плешаков.
Стоит отметить, что протяженность дорог республиканского значения составляет 1349 км, местного значения – 4833 км. На дорогах республиканского значения реализуется 22 проекта капитального ремонта, областного – 50. Запланирован ремонт автомобильных дорог общей протяженностью 642 км на сумму 91.6 млрд тенге.
Читайте также:
Жители Уральска жалуются на непроходимую грязь по пути в школу и детский сад
37 компаний нанял акимат для содержания дорог области
В ЗКО увеличили запас противогололедных реагентов для республиканских автодорог
90% дорог города будут покрыты асфальтом — аким Уральска
Фото автора и из архива «Н»