Есть профессии, представители которых не привыкли к выходным и праздникам, не считаются с личным временем, потому что все их силы и ресурсы подчинены одной задаче – спасти человеческую жизнь. Конечно, это в первую очередь спасатели, герои из службы ЧС. И среди них важны не только те, кто в составе отрядов оперативного реагирования работают на месте возникновения чрезвычайной ситуации, но и те, от кого зависит, насколько быстро оповещение о пожаре или ином кризисе будет передано в нужные руки, чтобы службы спасения вовремя пришли на помощь пострадавшим. Это диспетчеры Центра оперативного управления спасательной службы ДЧС ЗКО. Старший диспетчер Нариман Демесинович Маушев рассказал о буднях службы 101.
Галина САМОЙЛОВА
И на первый взгляд, как будто не видна…
На первый взгляд, диспетчерская работа кажется нетрудной. Но это утверждение далеко от истины. В ЦОУСС ГУ «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» ДЧС ЗКО ежедневно поступает несколько сотен звонков – информация о пожарах, ДТП и других чрезвычайных ситуациях со всей области. Основные задачи ЦОУСС – осуществление централизованного управления силами и средствами гарнизона области, координация и корректировка при тушении пожаров и проведении первоочередных аварийно-спасательных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и аварий.
Именно с поступления звонка в ЦОУСС начинается и ведётся невидимая, но ежедневная и кропотливая работа по спасению жизней наших земляков.
– В моей должности старшего диспетчера необходимо всегда находиться начеку, быть готовым к любым ситуациям. В любой момент может поступить звонок на 101, это значит, что ситуация экстренная, угрожает жизням и здоровью людей. И нам надо своевременно направить силы и средства к месту вызова, чтобы наши коллеги прибыли вовремя, выполнили свою работу оперативно и ответственно. От этого зависят человеческие жизни. Поэтому заступающий на дежурство диспетчер, во-первых, должен быть отдохнувшим, а, во-вторых, обладать необходимыми в нашей работе качествами – уравновешенностью, психологической устойчивостью, хладнокровием, выдержкой. А самое главное – четко знать алгоритм действий и следовать ему при исполнении своих обязанностей, – отмечает Нариман Демесинович.
От того, насколько верно диспетчер следует предписанному алгоритму, зависит оперативность прибытия дежурного караула и спасательной техники на место возгорания или возникновения иной чрезвычайной ситуации. Ведь мало принять звонок, записать адрес и сказать: «Ждите, скоро будем». Собственно, диспетчер не только принимает звонки – он уточняет, где и что случилось, какова угроза, сколько людей нуждаются в помощи, одним словом – собирает сведения, на основании которых высылает к месту происшествия необходимое количество людей и спецтехники. И зачастую диспетчеру приходится быть не только спасателем, но и психологом, чтобы не только уточнить необходимую информацию, но и успокоить человека на том конце провода, вселить в него чувство защищенности, убедить, что помощь обязательно придет.
Смены бывают разные
В диспетчерской службе 101 день на день не похож, как и дежурство на дежурство. Так, по словам Наримана Маушева, смена может проходить тихо, с незначительными выездами. А бывает и наоборот – звонков и сообщений об аварийных ситуациях так много, что приходится поднимать отдыхающих в караул, на подмогу. В летнее время, например, в ЦОУСС может поступать порядка 1000 звонков за сутки, и на все специалисты диспетчерской службы должны ответить, все грамотно и четко разъяснить людям и прислать помощь.
– Я работаю старшим диспетчером ЦОУСС уже немало времени, имею значительный опыт в этой сфере. Сюда пришел, исполняя родительскую волю: мой папа всегда мечтал, чтобы я был спасателем. Можно сказать, он меня и направил на эту стезю. Но я об этом нисколько не жалею, а наоборот, в очередной раз убедился, насколько мудры наши родители. Моя профессия мне очень нравится. Несмотря на то, что постороннему взгляду не видно, какой огромный, колоссальный труд выполняется диспетчерами ежедневно, это работа нужная, важная и полезная. Мы помогаем спасть жизни – что может быть почетнее? И часто, особенно если бывают трудные смены, нас поддерживает это осознание – что ты кому-то помог, и что сейчас еще есть нуждающиеся в тебе люди, ради которых ты день за днем поднимаешь телефонную трубку и оперативно выполняешь свой долг. И это осознание помогает идти дальше, – говорит Маушев.
Нариман Демесинович отмечает, что люди в ЦОУСС звонят разные. У всех свои особенности психики. Кто-то, сталкиваясь с нестандартной ситуацией, бедствием, сохраняет спокойствие, старается как можно более подробно ответить на вопросы диспетчера, понимая их важность. Кто-то, наоборот, впадает в панику, говорит сбивчиво, кричит, плачет, может даже проявить агрессию, таким людям кажется, что диспетчер, уточняя информацию, тянет время.
– Я хочу, чтобы люди поняли: от их собранности, от того, как быстро они нам все объяснят, какую наиболее полную информацию дадут, мы сможем быстрее отреагировать и помочь им. Поэтому важно четко и внятно сообщать суть происшествия, по какому адресу или в каком месте это произошло, есть ли пострадавшие. И помощь будет направлена незамедлительно. Бывают люди, правда, таких единицы, которые после происшествия звонят и благодарят нас за помощь. Это очень приятно, очень мощная мотивация в нашем деле. Бывало в моей практике и такое, что звонили молодые люди, которые говорили о своем нежелании жить и готовности что-то с собой сделать. Это тоже своего рода чрезвычайная ситуация, и мы в таких случаях не можем бросить трубку – приходится продолжать разговор, находить нужные слова, успокаивать звонившего. Это тоже морально тяжело, в таких разговорах буквально приходится балансировать. Зато главный результат – когда они говорят: «Спасибо Вам. Мне легче, и я очень хочу жить». Это значит, что спасена еще одна человеческая жизнь, – рассказывает о нюансах своей работы Нариман Маушев.
Ваш звонок важен для нас
Вся информация, поступающая в ЦОУСС ГУ «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» ДЧС ЗКО, обрабатывается, сведения по каждому звонку передаются руководству. Поэтому здесь не бывает «слепых» звонков, диспетчер всегда знает, чем закончился тот или иной вызов, сколько техники и людей было задействовано на ликвидации опасной ситуации, кто пострадал, какая помощь была оказана. Все это фиксируется и документируется соответствующим образом.
– Как и во всех службах, нам на дежурстве нельзя оставлять свое место службы без уважительной причины. Все входящие звонки мы обязаны отработать – не только высылать силы и средства на пожар или ЧС, но и зафиксировать информацию, отследить, чем закончился тот или иной звонок. Есть в моей практике диспетчера и такие ситуации, которые запомнились, запали в душу, и за звонивших людей я переживал буквально, как за родных. Например, был случай – позвонила женщина, сообщает о пожаре и говорит, что горит прихожая, то есть, дом покинуть нельзя, путь отрезан, пройти сквозь огонь и дым невозможно. А окна были зарешечены, и через них тоже спастись нельзя. На момент пожара в доме находились две женщины, причем одна из них была беременной, и маленький ребенок. Я сразу же передал информацию, к ним срочно выехал дежурный караул. До прибытия спасателей они прятались в спальне, закрыв дверь, чтобы огонь до них не добрался. Благодаря слаженности, оперативности, мастерству наших коллег из дежурного отряда пожарной части, который был направлен на этот адрес, женщины и ребенок были успешно спасены. Пока шла ликвидация пожара, я не находил себе места, так как волновался за судьбу этих людей. И все закончилось хорошо, – вспоминает Нариман Демесинович.
В наше чересчур прагматичное время считается, что нельзя много сил и эмоций отдавать работе, иначе неизбежно выгорание. Психологи даже советуют уметь абстрагироваться. Однако все эти советы – не для старшего диспетчера ЦОУСС ГУ «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» ДЧС ЗКО Наримана Маушева, который считает, что к людям в первую очередь нужно относиться по-человечески, а равнодушие, по его мнению, в профессии спасателя сродни преступлению. Поэтому за каждый звонок он переживает всей душой и очень радуется, когда ситуация разрешается благополучно, кризис удается погасить как в прямом, так и в переносном смысле. А профессиональное выгорание, как отмечает Нариман Демесинович, ему не грозит, потому что его отдушина – это семья, друзья, близкие люди, которые обеспечивают надежный тыл и спокойствие. Это и есть секрет счастья.
– Свободное время я провожу, как и все, в кругу своей семьи, друзей, родных и близких, это для меня самый лучший отдых. И когда тебя окружает твоя семья и надежные коллеги, с которыми приятно работать, приходя на дежурство, ты готов ко всему. Я уже много лет тружусь на своей должности, повидал немало за все это время. И могу точно сказать, что где бы ты ни работал – важно оставаться человеком, – считает наш герой.
Фото ДЧС ЗКО