Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-2 C
Уральск
3.1 C
Аксай
Еще

    Трансграничная река — ни чужая, ни своя

    Эту встречу назвали архиважной. Но на этой же встрече, стало понятно, сколько бы денег не выделяли, что бы ни пытались предпринять, в выбранном курсе «спасения» реки Урал, сомневаются все. Даже в министерстве экологии. Тем временем, воды больше не становится — Урал больше не судоходная река. Каждую весну нас ожидает период маловодья, а в период половодья, сбросы воды с территории России, катастрофически дозированы.

    Мирослава ШОНАЛОВА

    О маловодье знали еще в 80-х

    В акимат области на встречу по zoom с вице-министром экологии, геологии и природных ресурсов РК Сериком Кожаниязовым, пригласили представителей природоохранных ведомств, специалистов водного хозяйства Казахстана и России, ученных и общественников. Их выступления продемонстрировали и знания, и заблуждения в вопросах реального состояния реки Урал.

    Доклад второй главный эколог страны начал с цифр: с 2018 года в реке Урал начался период маловодья. С 1925 по 2021 годы среднее многолетнее значение паводкового стока (сброса) составило 9,58 млрд кубокилометров. С начала 1970-х уже накладывается влияние изменения климата из-за сокращения количества осадков. С 1973-2021 гг. среднее значение стока составило уже 9,24 млрд кубокилометров. С 2001 года значение упало до 8,14 млрд кубокилометров. В 2019 году сток достиг своего исторического минимума — 3,5 млрд кубокилометров.

    Серик Кожаниязов добавил: предварительные гидрологические прогнозы говорят, что и в текущем году цикл маловодья продолжится. Затем объяснил: все просто — 70% стока реки Урал формируется в паводковый период, в связи с этим объем паводкового стока имеет ключевое значение для экологического состояния реки Урал. Поэтому в октябре 2020 года была подписана единая дорожная карта, по которой проводятся гидрологические исследования реки с учетом влияния климата и других факторов. Оно призвано изучить и синхронизировать работу всех гидротехнических сооружений, как на территории России, так и на территории Казахстана. Цель этих исследований – выработать рекомендации по синхронизации режима работы водохранилищ для обеспечения паводкового стока, ближе к максимальному расходу в маловодный период.

    «На самом деле большие работы проводятся в рамках дорожной карты, в рамках программы по экологическому оздоровлению Урала. Мы считаем, что в результате реализации этих мер, мы сможем нивелировать негативные последствия этого маловодья. Это то, над чем мы работаем с российскими коллегами. Кроме этого, исполняя поручения Президента, Правительство и акимат Уральска принимает меры по улучшению водохозяйственных ситуаций в бассейне, в том числе в рамках плана социально- экономического развития Актюбинской, Атырауской и Западно-Казахстанской областях до 2025 года. Здесь проводятся мероприятия, направленные на улучшение состояния реки — это дноуглубительные работы, реконструкция действующих пойм, строительство новых водохранилищ, очистка протоков и каналов, увеличение объема лесного фонда. С 2020 по 2025 годы выполняются различные виды работ на сумму более 98 млн тенге. Суммы могут корректироваться в зависимости от финансовых возможностей и по мере готовности проектно- сметной документации»- сообщил вице-министр.

    В рамках дорожной карты развития водного хозяйства области на 2021-2025 годы, ведутся работы по установке насосной станции на реке Урал для подпитки реки Барбастау, очистка стариц реки Жайык, реконструкции 4-х каналов, установка насосной станции на реке Урал для подпитки реки Багырлай. Запланировано завершение берегоукрепительных работ в посёлках Жарсуат и Чапаево, реконструкция водохранилища на реке Караоба, Теректинского района, разработка ПСД реконструкции 4-х водохранилищ.

    О проводимых научных исследованиях подробно отчитался директор АО «Институт географии и водной безопасности» Саят Алимкулов.

    «Серьёзные научные обоснования еще не готовы, но целенаправленная работа показывает многолетние колебания. По графикам видно, что в естественных условиях без антропогенного воздействия, приток с России сократился более чем на 18%. Это климатическое сокращение. Местные ресурсы сократились на 27,4%, также и отток с нашей территории сократился почти на 37%. Если провести сравнительный анализ, то периоды маловодья отмечались и раньше, но цикличность их была меньше. Стойкий период маловодья отмечается уже 10 лет», — сообщил Алимкулов.

    Спикер добавил: нынешний период маловодья был спрогнозирован еще в 80-е годы научно-исследовательским институтом «Гидропроект» имени С. Я. Жука.

    Один в водах не воин

    Саят Алимкулов убежден: без взаимовыгодного научного сотрудничества, где учитываются интересы стран трансграничной реки, в одностороннем порядке сделать ничего не возможно.

    «Исследования, которые мы провели, — это всего десятая часть всех научных работ, которые необходимо провести. Ко всему прочему, у нас острый дефицит специалистов. Если раньше гидрологическими изучениями занимались 700 ученых, то сейчас не наберется и ста», — сказал он.

    О том какие мероприятия провели в рамках программы казахстанско-российского сотрудничества по сохранению и восстановлению экосистемы бассейна трансграничной реки Урал на 2021- 2024 годы, рассказала заместитель директора департамента экологической политики и устойчивого развития Министерства экономического развития и торговли РК Наталья Даулетьярова.

    «Были взяты пробы поверхностных вод, проведен осмотр прибрежных зон. Химический анализ воды показал загрязнение воды и воздуха по нескольким показателям — это сероводород, формальдегид, аммиак и другие. По итогам обследования установлено: качество воды в Урале имеет четвертый и пятый класс загрязнения», — сообщила Даулетьярова.

    Председатель эколого-туристского движения Казахстана «Наш Урал» Елена Тарасенко обратила внимания на вопрос, касающийся реализации и результативности научных исследований по комплексу проблем Урала. И предложила вице-министру экологии Серику Кожаниязову возглавить комиссию по сохранению реки — как сопредседатель. Это поможет в общей работе по решению проблем Урала, считает она.

    «На научные изыскания не выделено ни копейки — мы ведем речь о двух комиссиях. Я хочу напомнить, что в рамках реализации соглашения 2010 года, работает комиссия по охране водных объектов, где рассматривают проблемы всех рек, в том числе и реки Урал. Но в рамках соглашения 2016 года, у нас создана специальная казахстанская комиссия именно про сохранения экосистемы трансграничного бассейна реки Урал. И вот эта комиссия, к сожалению, работает очень слабо. Мне хотелось бы, чтоб ее члены начали действеннее работать. Нам необходимо и синхронизировать работу двух комиссий. Возможно нам необходим один сопредседатель в вашем лице, Серик Салаватович. Пока не будет общего подхода в нашей совместной деятельности в организационном плане, будут только точечные результаты решения проблем. Я надеюсь, что все эти вопросы и рекомендации, которые мы принимали все эти годы, все-таки будут услышаны, изучены и рассмотрены» — заявила Елена Тарасенко.

    Алия Салиева, депутат областного маслихата, поддержала Тарасенко в вопросе необходимости координации общей работы. Река Урал — это река дружбы, говорит депутат. Но общественность не знает даже имен членов комиссии, занимающихся этой проблемой.

    «В этой комиссии должен быть сопредседатель. Выделяются огромные деньги, как бы половину еще не разворовали! Надо нам за всем смотреть, потому что если реку Урал не спасем, здесь будет пустыня! Будет страдать и Россия, и наши дети, правнуки. Я знаю, что 1980-х годах были водолазы, бригады специалистов. Где они сейчас? Кто сейчас чистит дно рек? Ученые, чиновники, акиматы, готовы выделять деньги. Вы говорите, будем обследовать в 2023 году, но к этому времени реки может не стать! Что вы тогда будете обследовать? Вложите все свои силы на спасение Урала. Если нужно исследование, прямо сегодня начинайте это делать, а не когда река исчезнет как Арал. Мы готовы вместе с вами работать над этой проблемой. Но пока у нас все разрозненно: каждый себя защищает, а надо защищать реку Урал», — утверждает Алия Салиева.

     

    Как вылечить пойму Урала?

    Владимир Самсонов, директор Уральского судоремонтного завода, считает, что о главной проблеме на заседании так и не сказали. Пристальное внимания нужно обратить не только на русло реки, но и на пойму, которая не менее важна — является ее неотъемлемой частью.

    «Пойма высохла совсем. Ей не от чего питаться. За последние 60 лет всего три раза было затопление поймы. С 1927 по 1957 год она затоплялась раз в три года. Нам надо напоить пойму. Во время весеннего паводка, вода приносит много мусора — все эти старицы нужно от мусора чистить. А их очень много по всему руслу Урала. Сейчас они все сухие. Необходимо чтоб вся весенняя вода, которая приходит туда заходила. Тогда и поднимутся грунтовые воды и за счет этого будет поддерживаться уровень Урала. Делать это нужно от Ириклинского водохранилища до Атырау. Пока не заполним старицы, Урал не вылечим! И какие бы мероприятия вы не проводили, это его не спасет», — внес свое предложение Самсонов.

    Председатель ЭКО Совета при ЗКФ партии «Нур Отан», руководитель «Эколого-географическое общество ЗКО» Дархан Сариев, обратился к участникам встречи с критикой.

    «Я бы хотел поддержать Елену Ивановну, в вопросе комиссии. Все проблемы идут оттуда. Как мы договорились с российской стороной? Там должен быть один глава, который возьмет на себя ответственность и будет отчитываться перед людьми. Вопрос направляю Сергею Риделю — заместителю начальника Нижневолжского бассейнового управления водного хозяйства Федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации. Мы знаем, что Оренбург собирается строить плотину. Но будете ли вы согласовывать с нашей стороной? Это нас очень беспокоит и тревожит! Второй вопрос направляю комиссии. Мы ваш доклады прослушали по маловодью реки, но то, что весенней воды становиться меньше это, и рукотворная проблема. То есть воду сбрасывают сверху, когда она не нужна, а весеннюю воду задерживают у себя. Мы правильно понимаем, что российская сторона предоставляет мало информации? То есть казахстанская сторона плохо владеет гидротехническими данными, а это говорит о слабой работе комиссии. Просим в краткие сроки представить условия договора. Обращаюсь и к нашей комиссии: не хотите нас включать в комиссию, тогда предоставляйте нам отчеты два раза в год», — заявил экоактивист.

    Трансграничная река — ни чужая, не своя

    Профессор университета им. М. Утемисова Қажымұрат Ахмеденов присоединился к предложению о полной подотчетности комиссии. Ученный уверен: проблема маловодья в том, что реке не дают наполниться.

    «Было объявлено: по целевому заданию выделят 158 млн тенге на проведение научных исследований. Но эта сумма слишком мала, чтоб провести комплексные научные исследования, подключить специалистов всех уровней, чтоб дать полный анализ сложившейся ситуации. Я не услышал в выступлениях ни одной конкретной рекомендации по улучшению экосистемы бассейна реки Урал. Научно обоснованных рекомендаций, что делать дальше в экономике и на производствах регионов. У меня как у ученного и географа тоже есть ряд требований. Запретить строительство гидросооружений на реке Урал и ее притоках. Увеличить сброс воды с Теректинского водохранилища, и если по договоренности сбрасывается 15 куб воды, то можно увеличить до 30. Так мы обеспечим население качественной водой», — сказал профессор.

    Заместитель начальника Нижневолжского бассейнового управления водного хозяйства Федерального агентства водных ресурсов РФ Сергей Ридель отмалчиваться не стал. Взяв слово, он заверил жителей ЗКО, что в ближайшие годы новые плотины строиться не будут.

    «Что касается плотины города Оренбурга, этот вопрос обсуждался на Уральском бассейном Совете — для того, чтобы Оренбургу повысить уровень воды на 70-80 см. В Оренбурге протекает только Урал, и если ваши реки Сакмара и Илек еще более-менее, то Урал у нас обмелел, водозаборы питьевые были открытые, а теперь мы переходим полностью на закрытые водозаборы. Для этих целей и предлагалось построить плотину. Но могу заверить, что в 2022-2025 годах в бюджете на эти мероприятия средства не заложены. Строить пока не планируем. Что касается предоставления информации, то Жайык-Каспийская бассейновая инспекция, обменивается данными — какую запрашивают информацию, мы ее предоставляем. Со стороны Российской Федерации никакой секретности нет. Каждое строительство и мероприятие рассматривается на комиссии», — объяснил Ридель.

    Директор АО «Институт географии и водной безопасности» Саят Алимкулов, возразил, заявив: все данные, связанные с рекой Урал давно устарели.

    «У меня нет права обмениваться данными, или требовать их. Все свои данные мы можем предоставлять совместно с Гидрометом. Я со своей группой исследователей самостоятельно искали нужную нам информацию. С Российской стороны нам предоставили гидрологические данные с 2008 года. К сожалению, Сергей Анатольевич не сможет ответить на этот вопрос, потому что за него ответить должен Росгидромет. У нас данные по речному стоку с 2008 года. Кроме того, ни режима водохранилищ, ни режима гидроузлов у нас на руках нет. Я об этом не впервые говорю. Этих данных нет и по казахстанской территории», — утверждает Алимкулов.

    Все наладиться само собой

    Серик Кожаниязов прокомментировал ряд вопросов, которые поступили в адрес Министерства, касающихся взаимоотношений с Россией и в целом по бассейну реки, пообещав изучить все прозвучавшие рекомендации. Но вновь обратил внимание: проблема Урала – климатическая. Река в период маловодья, по его мнению, естественным путем не способна очиститься. Кожаниязов уверен: российская сторона, ни казахстанская повлиять на этот фактор не могут. Еще в 80-е годы, повторил он, был прогноз, что у Урала резко снизится водность.

    «Мы, к сожалению, не можем вернуть время назад и исправить ошибки. Сейчас мы должны принимать меры, которые нам по силам. Для этого мы и создавали дорожную карту. Маловодный цикл пройдет. На его смену придет средневодный или многоводный. Наша главная задача сейчас — подготовить мероприятия вместе с российской стороной, как нам выйти из условия маловодия с минимальными потерями. Возможно, мы не все предусмотрели и не все мероприятия дадут положительный эффект. Тем не менее, природу полностью мы заменить не можем. Мы можем только снизить негативные последствия. На все денег не хватает. 98 млрд — сума для решения первостепенных проблем. Эти деньги предоставлены за счет только нашего министерства. Мы вышли с предложением — укрепить единственное подведомственное учреждение НИИ водного хозяйства (НИИВХ). При нем создать научный центр, который будет анализировать все, что происходит в мире и в нашей стране. Они и сейчас работу выполняют, но у нас физически нет времени, возможностей эту информацию обработать. Поэтому нам нужно создать аналитический центр, который бы изучал любые данные.

    Вторая проблема — нехватка кадров. В Жайык-Каспийском бассейне всего 14 человек работает на четыре области. Бассейная инспекция — это хозяин воды, он охраняет нашу воду, он должен следить, как эта вода используется, контролировать и наказывать в пределах своей полномочий. Главная задача — укрепить наш бассейн инспекции кадрами и материально-технически. На сегодняшний день наш хозяин недееспособный. В том, что вы предлагаете объединить две комиссии, есть рационально зерно, но решать не мне. Я в свою очередь буду доводить до руководства, чтоб эту работу скоординировать. Включение в комиссию общественников, тоже будет рассмотрено. Я вижу, у общественников и жителей нет полной картины происходящего, и я согласен с тем, что нужно вас информировать по работе комиссии», — пообещал вице-министр.


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Шесть медалей Кубка Восточной Европы – у казахстанцев

    21 ноября в Щучинске состоялся первый этап соревнований по...

    На Новый год казахстанцы будут отдыхать четыре дня подряд

    День отдыха перенесен с воскресенья, 5 января, на пятницу,...

    Рекомендуем

    Добро должно быть под контролем

    В правительстве идёт обсуждение законопроекта, который предполагает контроль за...

    Взрыв в кафе «Rizyk»: суд вынес решение по апелляции осужденного предпринимателя

    20 ноября коллегия Западно-Казахстанского областного суда огласила решение по...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл