Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-0 C
Уральск
4.1 C
Аксай
Еще

    Это только начало, впереди — самое интересное

    Известные казахстанские экономисты и политологи объяснили читателям «Надежды», как курс тенге реагирует на ситуацию в российской экономике и что ждет нацвалюту дальше на фоне событий в Украине и санкций, которыми была вновь подвержена Россия.

    Мирослава ШОНАЛОВА

    Айдар Алибаев, экономист:

    «Тенге поплыл и сейчас курс покупки продажи крутится вокруг 500 тенге за доллар. На мой взгляд, это только начало, впереди — все самое интересное. Тенге будет падать, а как он это будет делать: быстро или медленно, ступенчато или плавно, зависит от поведения Нацбанка.

    Второй момент: посмотрите какой курс рубля в России. В отдельных банках он доходит до 130 -140. Если использовать привычное нам соотношение между тенге и рублем, в районе 5, 5, — 6, то вот эти 140 умножьте на 6, и получите 840 тенге. Это же кошмарная сумма! Причем интересно, что официальный курс рубля в России не такой страшный — где то в районе 100-110, но по этому курсу вы нигде доллар не купите. Население может купить только у спекулянтов, по курсу 130 рублей за доллар.

    У нас пока курс небольшой — в районе 500. Это соотношение не работает, что означает только одно — Нацбанк очень сильно его удерживает. А как можно удерживать? Только одним путем – скупая тенге. Но и эта процедура не приносит серьёзного успокоения и получается, мы просто сжигаем эти деньги. Этот такой момент, связанный с валютой, а мы очень сильно связаны с Россией экономически. Почти половину торгового баланса приходится на торговлю с Россией. Хотим мы этого или не хотим, поведение рубля будет оказывать влияние на поведение тенге.

    Но есть один интересный момент. На деньги наших соседей – киргизов и узбеков, тоже влияет сегодняшнее положение вещей, но не так сильно. Почему? А потому, что среди всех стран СНГ у нас самая слабая денежная единица. Она пустая, в ее выражении, а это мое твердо убеждение, отсутствует добавленная стоимость, отсутствует производство, отсутствует выпуск собственных товаров. Только тогда национальная валюта любой страны становится крепкой, не подверженной никакой девальвации, когда в стране развито производство. Посмотрите на китайский юань, чтобы не происходило в мире, он держится, наоборот крепче становится. Американцы вынуждают, требуют, чтобы они опускали свою валюту, но они крепко стоят на ногах. За счет того, что там все работает, крутится без остановки. А у нас пустой как барабан, на любой малейший «чих» где ни будь в долларовой или рублевой зоне, реагирует «воспалением легких». Потому что он как осенний листок на ветру. Это результат тридцатилетнего неэффективного управления страной.

    Мы пришли к истокам проблем когда все уничтожалось, разворовывалось, ничего не развивалось не производилось. И даже когда были жирные хорошие времена, скажем так, в середине первого десятилетия, вместо того, чтобы как это делают многие страны мира, использовать их для собственного развития, развития производства, вложений в образование, здравоохранение — для экономического укрепления страны, наши увлеклись никому не нужными проектами, универсиадами, экспо, стройками дорогостоящих зданий. Очень много было разработано госпрограмм на которые ушли сотни миллиарды и которые не реализованы. Сейчас мы хлебаем чашу последствий: бездействие, непонимание нужд народа и интересов развития страны.

    Отвечу на ваш вопрос, касающийся санкций. Напрямую они нас уже задевают, потому что поведение тенге, это и есть следствие санкций, которым подвергают сейчас Россию.

    Вспомните, что происходило в 2014-2015 годах. Думаю, у вас, в Уральске эту ситуацию помнят. Вы все рванули в соседние города России за машинами, чайниками и холодильниками — «затариваться». Сейчас мы опять стоим на пороге такой ситуации. Она еще не случилась, но возможна.

    У России сейчас все перекрыто, осталось только два направления – Казахстан и Китай. И тогда весь товаропоток народного потребления, может хлынуть к нам. И тогда бизнес наш, который итак в согнутом состоянии, окончательно загнется.

    Что еще интересно — на руках у россиян очень много рублей. Доллар соседи покупать не смогут — даже те, кто имеет валютные счета в банке, не может их снять. Предлагают взять в рублях, по официальному курсу. А он отличается от черного рынка на 50-40%. И они вынужденно будут брать в рублях. Вот теперь представьте – им эти рубли не нужны, доллары купить не могут, какой напрашивается вывод? Надо ехать в Казахстан и менять эти рубли на тенге, по отношению к тенге хороший курс, если по отношению к доллару рубль сильно упал, то по отношению к тенге 5,5. И это очень выгодная сделка. Такое может произойти и это будет очень неприятно, для казахстанцев. Продавцы подымут цены – для россиян это будет «чепуховая» цена, а нас прибьёт. Поэтому нам надо вводить ограничительные меры, чтобы не произошло негативных сценариев.

    От России отгородится, мы не можем. Это было бы глупо и неправильно. Мы связаны тысячами нитей, но существует такое понятие как национальная безопасность. В данном случае национально-экономический интерес. Думаю, надо ставить нетарифные барьеры, чтоб можно было ограничить этот процесс. Например, менять можно, но не более определенной суммы. Это необходимо сделать, чтоб наша внутренняя экономика не разбалансировалась».

     

    Петр Своик, политолог:

    «Возможно, тенге еще немного просядет против нынешнего уровня, но вряд ли намного. Рубль активно будет сопротивляться девальвации. Сценария 14-15 годов, когда рубль потерял половину стоимости, а вслед за ним и тенге, точно не будет. Рубль просядет и тенге вслед за ним. На этом ситуация стабилизируется. А если смотреть шире, то нынешние события стремительно приближают разделения мира на валютные зоны и, соответственно, ускоряют формирование евразийской валютной зоны, в рамках которой должен быть создан общий рынок нефти, газа, ГСМ, электроэнергии и финансового рынка. Президенты Евразийского союза два года назад подписали договор и по плану он должен быть осуществлен к 2025 году. Все идет к этому сценарию. Западная (долларовая) монетарная система плотно вошла только в Россию. Конкретно в Москву. Московская товарная биржа — это филиалы запада. Москва — это филиал Чикаго. Большая часть игроков на московской бирже — иностранцы. До Казахстана это дело не дошло. Наша казахстанская КАSЕ — небольшое озерцо рядом с океаном. Когда в океане буря, в озерцо попадают капли. Но по большому счету они не связаны. Есть у нас и РФЦА, где сидит Кайрат Келимбетов, но это чистая пустышка, существующая на бюджетные деньги. Там одни понты, никаких финансов нет. В целом, политика в Казахстане выполняет свою работу, с оглядкой на Москву. Все, что не делается с тенге, это по большому случаю отражение того, что делается с рублем. Не случайно все нынешнее ослабление рубля сопровождается тем, что курсовое соотношение между тенге и рублем остается примерно одинаковое — в районе 5,5 тенге.

    Другое дело, что во всех этих событиях, еще до нашего «января» и до российского «февраля», в Казахстане очень плохо шли дела с платежным валютным балансом. Мы прошлый год закончили с показателем 9,5 млрд долларов, а это отрицательный итог внешнего платёжного баланса. Поэтому с уверенностью можно сказать: тенге уже давно под девальвационным давлением. Просто Правительство и Нацбанк боятся

    девальвировать тенге, так как социально- экономическая ситуация в Казахстане не такая, чтоб можно было курс тенге опускать. А то, что сейчас произошло с российским рублем, в определенном смысле некий подарок для наших монетарных властей: им удалось понизить курс тенге. Но на каком бы уровне не стабилизировался курс рубля по отношению к доллару и, соответственно, курс тенге, который будет повторять курс рубля, инфляционное давление на казахстанский тенге остается. Нам же, нашу проблему с отрицательной величиной внешнего платёжного баланса надо в любом случае решать.

    А санкции уже отражаются — через курс тенге. И пока только так. Но если отвлечься от конкретных текущих событий, которые с громадной скоростью обрушиваются на весь мир, посмотреть чуть шире — с перспективой на три года, то это, повторюсь, влечет за собой ускоренное формирование отдельного Евразийского экономического и, в том числе, денежного пространства. То, что сейчас происходит — это мощнейший катализатор этих процессов и у нас в Казахстане.

    Отказаться Европа от России полностью не сможет. Это больше символические заявления, сиюминутные движения. Могут быть временные перебои с поставками, будут отказываться, контракты рвать, но это все очень быстро успокоится, потому что реально Европа не может обойтись без российской нефти, и особенно без ее газа. Напоминаю, к 2025 году запланировано создание общего электроэнергетического рынка ЕАЭС и этот процесс видимо будет ускоряться, приближая из-за всех этих событий дату запуска. Хочу сказать, что казахстанцам надо как можно серьёзней и быстрей думать о присоединении к Союзному договору».

     

    Азат Арупов, экономист:

    «Экономики Казахстана и России очень тесно связаны. Мы торговые партнеры Российской Федерации. У нас есть совместные предприятия, которые мы открываем, очень большая связь в нефтегазовом секторе. И вполне закономерно, что из-за санкций и последующего падения курса рубля, тенге тоже такую корреляцию показал. У нас плавающий валютный курс и такие факторы, как экономическая рецессия и резкие остановки прямых партнеров, они, конечно, на нас влияют. Но касательно того, что будет делать тенге, наш министр национальной экономики уже объявил — будут проводиться экономические интервенции со стороны банка. Я не думаю, что мы будем падать дальше и за цена за 1 доллар повысится до 600 тенге. Но и к изначальному положению в 430, он вряд ли вернется. Ожидаемый курс 460-470 тенге.

    Санкции же, думаю, отразятся на тех наших секторах экономики, которые больше всего связаны с Россией. Если мы возьмем нефтегазовый сектор, а представители США говорили, что не станут внедрять санкции по отношению этого сектора, потому что боятся буквально нехватки на рынке топлива и ресурсов. Поэтому именно этот сектор останется стабильным. Если мы говорим о других секторах, то, например, банки второго уровня, которые больше всего пострадали: ВТБ, Сбербанк — наши компании, которые с ними сотрудничают, проводят напрямую финансовые операции. Они, конечно, потеряют определенное количество ресурсов и будут заморожены. Банально часть наших ресурсов хранится на их расчетных, корреспондентских счетах. Конечно же мы ощутим влияние, но я не думаю, что оно будет настолько критичным. В том, что сейчас происходит непосредственно с Россией, оказалось небольшой пользой для Казахстана — из-за того, что Европейские страны закрыли небо гражданской авиации России, Казахстан получил около полутора миллиона долларов доходов день – потому, что в три раза увеличились полеты через Казахстан. Это все геополитика. Страны теперь вынуждены будут не с Россией работать, а с Казахстаном. Те же самые производители автомобилей или другой продукции — они не смогут напрямую торговать с Россией, но будут растормаживать в Казахстане и завозить на территорию России. Сильного дефицита не будет, но цена вырастет на 20-30%».


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Поиск дешевого тура обернулся для жительницы ЗКО потерей денег

    20-летняя девушка из Жанибекского района нашла выгодное предложение туристической...

    Учредитель благотворительного фонда подозревается в хищении 1,5 млрд тенге

    Деньги были собраны для помощи пострадавшим от весенних паводков,...

    Рекомендуем

    Серьёзные нарушения выявила проверка продуктов на полках магазинов Уральска

    Помимо отсутствия необходимой информации на упаковках и маркировки товаров,...

    Убийство учительницы в Уральске: суд рассмотрел апелляции потерпевшей и осужденного

    13 октября в Западно-Казахстанском областном суде были рассмотрены апелляционные...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл