Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
1 C
Уральск
5.1 C
Аксай
Еще

    Хайдар КАПАНОВ: «Внутренний терроризм вполне логичен: уходящим элитариям есть что терять»  

     Ученый — политолог, руководитель Центра «Батыс- Analytics» Хайдар Капанов в интервью «Надежде» прокомментировал сложившуюся ситуацию в Казахстане и поделился мнением над какими ошибками следует поработать центральным и местным властям,  а стране достичь «нового курса», о котором говорил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на заседании Мажилиса.
     Акмарал ШАЯХМЕТОВА
    — Хайдар Кисметович, на Ваш взгляд то, что случилось в Казахстане в первые дни нового года? Это реальный протест жителей или внешняя атака, чей-то коварный сценарий?
     —  Безусловно,  сначала был «газовый» социальный протест с закономерным перерастанием в политические требования.  Люди с «кухонных» митингов вышли на площади, требуя по сути обновления  власти. Новой по содержанию и персоналиям, близкой к людям, понимающей реальные нужды простых граждан и принимающей справедливые решения.  Масштабы протеста невиданные в современной истории Казахстана, тысячи казахстанцев во всех регионах страны! В нашем Уральске 4 января центральная площадь была полностью заполнена, народ вышел в ряде районных центров области.
    В сентябре 1991 года еще при Союзе на двух площадях противостояли несколько дней также тысячи «азатовцев» и казаков, мирно разрешив межнациональный вопрос. Хотя и тогда были провокаторы. Ситуацию того времени знаю изнутри — работая директором Дома политпросвещения был делегирован руководством области для переговоров и мирного исхода противостояния.
    Так и сейчас, подстрекатели к штурму облакимата были. Но народ не допустил беспорядков, как и в Мангыстау, в Атырау. В Актобе весьма многолюдный митинг также не допустил поджогов административных зданий, погромов. То есть, Запад страны, начав мирное восстание, продемонстрировал свой бунтарский характер и при этом высокую политическую культуру. Я о простых гражданах. Силовикам же не хватило этого, зачистки митингующих и представителей СМИ тому свидетельство. Несмотря на то, что Президент развел «митингующих» и «террористов».
    В отношении «внешней атаки»: я не сторонник конспирологических теорий. Все дни ЧП был один источник информации – это выступления Главы государства. Пока  публично не представлен ни один иностранный агент. Будем ждать работы следственной группы генеральной прокуратуры.
    В заговор собственных элит верю больше. Внутренний терроризм вполне логичен: уходящим элитариям есть что терять! Новому Президенту саботаж чиновников по исполнению его Посланий и текущих поручений изрядно надоел, о чем он прямо заявлял неоднократно. Поэтому расчистка политического поля также логична. Казахстан был и остается авторитарным государством. Просвещенный же авторитаризм от Токаева возможен, и он поведет себя именно так. Политически это единственный путь к позитивным переменам в интересах своих сограждан. И это более реальная поддержка, нежели какие-то договоренности «ни о чем». Потому трагические события в Алмате стали лакмусовой бумагой на тему «ху из ху» и «проверкой на вшивость» для многих. Здесь возможно было то, что вы называете «внешним фактором». Действующий Президент призвав ОДКБ подтвердил это и дал знать, что власть он не отдаст. Ради мира и благополучия мирных граждан. Логично и волевым образом как подобает Первому руководителю!
    — То есть, в основе протестного движения всегда лежит накопившееся неравенство?
      Дефицит социальной справедливости за годы суверенитета стал главным фактором кризиса. Причем системного кризиса, сформированного политическим режимом.  Экономика страны по большому счету поделена по кланам и ТНК. Большой, да и средний бизнес, «крышуют»  те или иные кланы. Используя при этом силовиков. Аресты почти всего руководства КНБ тому свидетельство. За бюджетом регионов есть свои «смотрящие», о чем нем раз высказывались независимые экономисты и знают парламентарии. Создана система олигополии только с их доступом к собственности и ресурсам, о чем Президент прямо сказал. По сути, создано клептократическое государство. Люди не глупы, видели и видят, кто кормится за счет государства и стали богачами. И что они обнищали из за несправедливого строя жизни.
     —  А какие, например, решения власти привели к этому?
     Да их много и они на слуху. Вот пример из местной жизни – бестолковая урбанизация. В свое время публично выступил против заявленной Алтаем  Кульгиновым идеи строительства «Акжаик Сити» с 50-ти тысячным населением. Новый расход бюджетных средств с коррупционной составляющей, новые внеплановые нагрузки на всю инфраструктуру, рост чиновничества и полицейских,  экологические проблемы города и т.д.  Территория государства – это материальная основа, которую следует осваивать, окультуривать. Территория области — это более 151 тыс. кв. км с плотностью населения чуть более 4 человек на кв. км.  Две Чехии или Австрии! При этом 660 тысяч населения — уже половина, проживает в Уральске. Город при существующей структуре экономики не проглотит эти десятки тысяч внутренних и внешних мигрантов, не обеспечит работой и должным социальным обеспечением! Породим всплеск безработицы, люмпенизации и преступности, по сути создадим новые резервы для радикалов. Смысл в этом!?
    Предлагал акимам: давайте все просчитаем, выстроим прогнозы по правильному территориальному расселению на основе приоритетного развития сельских территорий с нужной для каждого района структурой экономики и занятости, создания таких условий жизни, чтобы жить и работать на селе стало лучшим вариантом. Там  где действительно нет смысла вкладываться бюджетными деньгами, нужно объявлять их неперспективными и переселять людей в более перспективные районы.  Нужна Программа развития сельских территорий ЗКО! Комплексная, с охватом и городской инфраструктуры по  прогнозной подготовке кадров и суперразвитой и доступной системой медицинского обслуживания для сельчан,  всеми другими подсистемами развития в целом социокомплекса нашего региона. По идее это и должно было  быть заложено в то, что именуется «Программой развития территории ЗКО» на соответствующий среднесрочный период. Но не сделано,   Предложили свою, с коллегами из Алматы и России, помощь акиму области Гали Искалиеву в этом вопросе. Ждем ответа.
    Когда без обсуждения что-то замалчивается, это и есть отсутствие диалога или политических коммуникаций, ставших также одной из причин кризиса и протестов.
    —  Как ученый, какие шаги Вы видите, для исправления ситуации?  
    — Необходима ревизия ранее принятых решений. Без этого с определением конкретных виновников мы вновь наступим на те же грабли. Обновления без очищения не бывает.  Я   региональный политолог и политические отношения рассматриваю «изнутри». Потому, с коллегами по АТиСО, еще более десяти лет назад мы открыли новое направление политической науки – политическая регионалистика. При Крымбеке Кушербаеве провели ряд знаковых научных мероприятий, ставших затем основой для прикладных исследований и проектов. По просьбе акима Бактыкожи Измухамбетова разработали конкретные предложения по проблемам радикального исламизма и терроризма. В 2009 г. первыми в стране разработали и приняли на маслихате города «Программу развития местного самоуправления в Уральске», уникальную и с опережением на года. Акимат области ее свернул буквально через неделю, когда понял, что они теряют свою власть. Тогда мы могли бы создать для населения публичный канал обсуждений и решений местных вопросов, подготовили бы кадры. Думаю, мы вернемся к этой теме и представим общественности новый вариант программы.
    В феврале 2020 года с алматинскими коллегами предложили научно-прикладной проект «Политическая конфликтология  для Западного Казахстана: аналитика и прогностика», имея в виду растущий протестный потенциал во всех четырех областях Запада страны, который требует разработки пакета мер по предупреждению конфликтов и возможных, в том числе, радикальных выступлений. Но ответа не было.
    Чтобы власть развернулась к народу лицом и научилась разговаривать с людьми, надо прежде осваивать политические коммуникации. Как мы видим, не каждый аким смог найти язык с бастующими. Власть толпы требует живого интерактивного диалога. Возьмите поведение акимов:  Сагинтаев просто пропал до приезда Президента в Алмату, только назначенный аким Алматинской области  Бозумбаев вообще с криком и матом в адрес митингующих,  аким Актюбинской области Оразалин не увидел смысла общаться с людьми и только городской аким Шахаров выходил  и пытался найти общий язык, не слышно и не видно было Сапарбаева, как и многих других областных руководителей. В нашей области замакима Нарымбетов совершил политическую ошибку, заявив, что не с кем вести диалог. На этом бесцветном фоне, еще как-то с лицом руководителя области, остался  Нурлан Ногаев, который без СОБРа вышел на площадь в Актау, как и в 2016 году на земельных митингах в Атырау. Поражает рассказ Сагинтаева с обстрелом его автомашины, Оразалина  — о захвате аэропорта Актобе и его героическом освобождении без единого выстрела. Такие оправдания сыпятся теперь как горох.
    Все это к тому, что акимы во многом заняты текущими оперативно-распорядительными функциями и прежде всего бюджетным распределением. По сути просто чиновники. Хотя по статусу политические госслужащие, то есть должны быть политиками с умением определять и фильтровать интересы различных слоев и групп общества, стыковать их и тем самым выстраивать политику развития своего региона в интересах большей части населения.
    — Теперь власть сделает выводы?  
    — К сожалению, после митингов, власть уже повторяет те же  ошибки. Они выбирают тактику замалчивания. В день общенационального траура появлялись фото погибших военных и полицейских. Но почему не было фото простых граждан, которые пострадали в результате беспорядков? Ведь и жертвы среди мирного населения были. А детей?
    Опять же, тысячи задержаний по стране, но не названы конкретно террористы. Пусть страна знает, кто конкретно был участником беспорядков. Волнения не утихли, они  продолжаются на кухнях — народ обсуждает и гадает, потому что внятной информации до сих пор нет.
    — Касым-Жомарт Токаев в Мажилисе сообщил о планах по экономической реформе страны. Как Вы оцените его план? 
    — Стране нужны не только экономические преобразования, Президент их обозначил с позиций утверждения принципов социальной справедливости и народ воспринял. Но люди ждут и социально-политических изменений.  Безусловно, кадрового обновления на региональном уровне.
    Более чем убежден — пришла пора силами гражданского общества форматировать региональную повестку дня. Что имею в виду? Практика чертить, что делать с областью с приходом каждого нового акима, должна уйти. Никто не обладает истиной в последней инстанции, хоть будь семи пядей во лбу. Приоритеты развития региона, каждого района должны стать предметом широкого и открытого обсуждения, выстроив процедуры такого участия для различных групп населения. Демократия состоит в процедурах! Грамотных экспертов по отраслям, в том числе из старшего поколения у нас хватает. Видящих общеэкономическую картину — также. Пригласить хороших социологов для проведения экспертных опросов тоже не проблема. Составить перечень приоритетов, их иерархию с возможностями финансового обеспечения из средств местного бюджета и, конечно, трансфертов из Центра. По уму и настойчиво отстаивая их в Астане. По мере разработки программ выставлять их на обсуждение. Анализировать эти предложения, ясно и внятно «да» или «нет» по тем или иным проектам. Это и есть процесс вовлечения людей к принятию решений. Долго, мытарно? Да! Но иначе уже нельзя. По-другому, думать и жить надо всем.
    Вы  еще упомянули формальный подход и «игру в одни ворота» властей…  
    —  У нас есть общественные Советы, есть  маслихаты,  но в действительности – это не более чем явление. У многих на устах, как пошла «нуротанизация» выборов, эти представительные органы  просто выпали из политической жизни.  Партия тогда вправе именоваться таковой, когда она исходя из формулы классика «массы-классы-партия-вождь» является представителем определенного страта и добивается защиты интересов этого или иного социального слоя общества. «Народно-демократическая» партия – это фикция! Реально эта партия как бы «политическая» крыша чиновников. С примкнувшими работниками бюджетных сфер, МСБ и пр. Равно как и КПСС в августе 1991 г. развалилась в одночасье, так и сейчас ни одна из «партий» страны не стали в ряды митингующих и тем более не защитили свои партийные офисы от погромщиков в той же Алмате. Это  факт.
    — Как же сейчас наладить это диалог власть — народ?
    — Вернёмся к началу митингов в Жанаозене. Ведь решение по переходу на торги газом было принято ещё полгода назад. Депутаты Мажилиса об этом знали, акимы регионов — также. Последствия резкого перехода на рыночные цены также предполагали. Но промолчали же. Либо знали «правила игры» и тем самым стали пособниками заговорщикам?  Невольно возникают и такие вопросы.  Для людей же это стало нежданным открытием, поскольку власть сама не знала мнение народа по этому вопросу и не предполагала, что вспыхнет протест. Вот что значит – отсутствие диалога с народом.
    Как власть может контактировать с народом?  Элементарно! Наполнив конституционную норму о народовластии возможностью прямого управления через выборы акимов районов и городов, затем и областных. А пока последним осваивать политические коммуникации вживую «на поле боя», учиться выстраивать политический диалог со своими согражданами. Перейти к прямым выборам  депутатов маслихатов всех уровней в конкретных округах городов и сел,  отменив партийную систему выборов. В Мажилисе также половину мест предоставить избранникам- одномандатникам.  Все это после осени 2022 года. Начать же летом с органов местного самоуправления. В тех же прежних 20 избирательных округах Уральска создать территориальные органы самоуправления прямым голосованием и затем по 2-3 представителя в общегородской Совет самоуправления.
    Только так формула Президента «государство для людей»  наполнится реальным содержанием! Как и нормы основного Закона о демократическом и социальном характере нашего государства. Новый Казахстан не создастся в одночасье, к нему надо идти, объединив патриотические силы общества.

     


     

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Через тернии к Олимпу

    Спортсмены детско-юношеской школы по гребле на байдарках и каноэ...

    Данные о воинской службе можно получать и переслать онлайн. Новая функция появилась в eGov Mobile

    В мобильной версии приложения Правительства для граждан появилась новая...

    Рекомендуем

    Канализационные стоки заливают дворы частных домов в Уральске (ВИДЕО)

    В редакцию «Н» обратились жители домов, расположенных в районе...

    Серьёзные нарушения выявила проверка продуктов на полках магазинов Уральска

    Помимо отсутствия необходимой информации на упаковках и маркировки товаров,...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл