Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-6 C
Уральск
-0.9 C
Аксай
Еще

    Неудачные экспортеры

    Почему у бизнеса ЗКО потенциал есть, а экспорта нет?
    Экономика Западно-Казахстанской области на 98, 9% формируется за счет продаж нефти и газа за рубеж. Бюджет области, по данным ДГД, в большей части, формируется за счет поступления части налогов главного нефтяного инвестора области КПО б.в и ее подрядных организаций. Остальные отрасли становятся источником пополнения бюджета лишь на 1,1%. Почему у местного бизнеса потенциал есть, а экспорта нет?
    Акмарал ШАЯХМЕТОВА
    Пандемийный перекос
    По данным управления предпринимательства и индустриального развития ЗКО, 98,9% от всего экспорта области занимает углеводородное сырье. Объемы его экспорта по итогам 2018, 2019 и 2020 годов составили соответственно $5, $9, $5,1 и $3,7 млрд. Нефть КПО б.в. экспортирует в дальнее зарубежье – это почти вся Европа: Центральная Азия, Ближний Восток, Россия, Япония и США.
    Исходя из данных департамента национального бюро статистики, именно нефтяной сектор обеспечивает самые высокие зарплаты жителям области, и влияет на индекс среднемесячной номинальной заплаты.
    По данным бюро, в 4м квартале 2020 года средняя зарплата в ЗКО составила 206 тысяч тенге. В районном разрезе: в Бурлинском районе (центр нефтедобычи) средняя зарплата – 402 тысячи тенге, в Акжайыкском районе – 121 тысяча тенге. По отраслям: средняя зарплата в горнодобывающей промышленности – 1 млн тенге, в строительстве – 226 тысяч тенге, в сфере искусства и развлечения – 106 тысяч тенге.
    Снижение экспорта в 2020 году произошло из-за падения цен на нефть в период первой волны пандемии. Что сразу же сказалось на экономике области: снизилось количество налогов. По данным департамента госдоходов, в 2020 году снизилось также количество налогов от ЗКО в республиканский бюджет. Если в 2019 году от области поступило 278 млрд, то в 2020 году – 163 млрд тенге. Это произошло как раз таки из-за сокращения таможенных налоговых сборов и налогов КПН от компании КПО и ее подрядных организаций.
    Эти налоги возвращаются к нам в последующие года и на сессии областного маслихата распределяются по госпрограммам. А раз снизились поступления, значит государство будет направлять меньше денег на строительство дорог, школ, больниц и другие цели. Соответственно, для предпринимателей будет меньше тендеров, а у рабочих меньше работы и, соответственно, меньше денег. Эти же предприниматели в конце года заплатят еще меньше налогов в казну.
    Сокращение экспорта нефти, повлекло за собой сокращение этими компаниями инвестиций в экономику области. В 2019 году КПО направил на проекты 298 млрд тенге, в 2020 году 257 млрд, в 2021 году компания заявила, что вложит всего 209 млрд тенге. Вторая в области по величине компания по нефтедобыче «Жаикмунай» в 2019 году инвестировала 128,5 млрд тенге, в 2020 году всего 6,3 млрд. Инвестиции направляли в бизнес-проекты, которые давали новые рабочие места жителям области и соответственно, новые налоги.
    Еще одна деталь: КПО б.в. увеличило стоимость газа, необходимого для выработки электроэнергии из-за чего энергоснабжающая компания вынуждена была скорректировать свой тариф и направить в антимонопольный орган заявку на повышение среднеотпускного тарифа на поставку электричества на 12%.
    Из чего складывается наша экономика?
    В Западно-Казахстанской области не много экспорториентированных предприятий. Часть из них поставляет за рубеж промышленные товары, мебель и стекло, другая – переработанную и не переработанную продукцию сельского хозяйства.
    По словам руководителя управления предпринимательства и индустриального развития Жанны Беккалиевой, область экспортирует на внешние рынки муку, мясо, консервные, колбасные изделия, масло подсолнечное. Объемы, понятно, несравнимые с объемами экспорта нефти, но последние года эти показатели растут. В 2018 году область экспортировала продуктов питания на $18,9 млн, в 2019 году – $ 33,7млн ,в 2020 году – $29,4.
    «Желаевский комбинат хлебопродуктов экспортирует более 30% своей продукции, ТОО «Кублей» экспортирует мясо и консервные изделия, ТОО «Пойма май комбинаты»- подсолнечное масло, ТОО «Аккайнар» макаронные изделия. География экспорта разная: от стран ближнего зарубежья, до Китая и Ирана», — рассказывает Жанна Беккалиева.
    По словам чиновницы, чистая непереработанная продукция сельского хозяйства тоже вывозится из области. В 2020 году вывезли 114 тонн мяса на $ 297 тыс., 7 миллионов штук домашних яиц на сумму $ 321 тыс. и 32 тыс. тонн пшеничной муки на сумму свыше $1 млн.
    «Область экспортирует также промышленное оборудования и запасные части к оборудованию. Например, насосно-компрессорные трубы от «КазТрубПрома» ( 95% — экспорт), коленчатые валы – детали от «Уральского механического завода» ( 90% продукции на экспорт), мелющие шары от «КазАрмаПрома» ( 100% экспорт), трансформаторы от «Уральского трансформаторного завода» ( 96% — на экспорт», стеклопакеты от «Стекло-сервиса», мебель от «Кванта» и полиэтиленовые трубы от «Уральской торгово-промышленной компании», — продолжает Беккалиева.
    Вместе с тем, по ее словам, есть предприятия, которые прекратили поставку продукции на внешние рынки с связи с большой конкуренцией товаров на рынке России. Например, завод «Нуржанар» прекратил поставлять в Россию пиво, АО «Западно-Казахстанская корпорация сторительных материалов» прекратила поставлять на рынок Самарской области свои кирпичи.
    Что мешает развитию экспорта
    По словам Беккалиевой, у предпринимателей существуют проблемы с выходом на внешний рынок. Например, отсутствие механизма по сертификации продукции по госстандартам других стран.
    «К нам обратилась «Уральская торгово-промышленная компания» с проблемой сертификации продукции. В настоящее время в РК действуют ГОСТы для труб из полиэтилена для газопроводов. Раньше эти ГОСТы были и в России, и предприятие сертифицировало свои трубы в Казахстане, беспрепятственно экспортировав их. Сейчас в России ГОСТы изменены. Предприятие не может провести сертификацию, что препятствует экспорту продукции в Россию. Сейчас прорабатываем вопросы разработки межгосударственного стандарта», — говорит представитель управления предпринимательства и индустриального развития.
    Госпожа Беккалиева говорит еще об одной проблеме, мешающей развитию экспорта продукции с территории Западно-Казахстанской области – это длительность возврата налога НДС.
    «Сбор подтверждающих документов, что продукция действительно экспортировалась зарубеж – длительная процедура. Проверка этих документов в налоговых органах – тоже очень длительная. Порой, чтобы вернуть свои налоги, предприниматель ждет год. А это большие деньги — 12% от суммы поставки. Мы поднимаем этот вопрос не первый год и хотим упростить эту процедуру», — говорит Жанна Беккалиева.
    По словам Жанны Беккалиевой, государство оказывает поддержку предпринимателям, чтобы те вышли на внешний рынок. Например, в 2020 году государство покрыло расходы предпринимателей на участие в международных выставках продукции, на рекламу и каталоги на иностранных языках и содержание торговых площадей за рубежом на сумму 182,3 млн тенге, льготы получили девять компаний.
    Резюме этой небольшой экономической раскладке мы попросили дать финансиста, доктора экономических наук из Алматы Алмаса Чукина. Он считает, что для развития несырьевого сектора и экспорта продукции, области нужны простые условия — отсутствие коррупции и экономическая свобода. Помогать бизнесменам государству, при этом, вовсе не обязательно.
    «Если будет свободный рынок – все будет развиваться своим чередом, всегда найдутся люди, которые будут заниматься бизнесом и делать это талантливо. Сами предприниматели при этом должны ориентироваться на производство продукции для людей, а не ждать госзаказов. Госзаказы – это ограниченный сектор, государство много не купит. Субсидии тоже не нужно много выдавать. Западно-Казахстанская область должна не «свергать» нефтегазовый сектор, а развивать другой бизнес параллельно с нефтедобычей. Нужно заниматься тем, чему способствует расположение региона. Хорошо растет пшеница – нужно растить пшеницу. Плохо растут овощи – не нужно, значит, их сажать. В ЗКО хорошо растет скот как на мясо, так и на молоко, значит и нужно заниматься этим», — считает экономист.


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    В 2,5 раза больше стало аварий на дорогах ЗКО за год

    Существенное увеличение случаев ДТП констатируют полицейские Западно-Казахстанской области. За...

    Символ 2025 года – Зелёная деревянная Змея

    Что ждать от хозяйки года 2025 год по восточному...

    Рекомендуем

    Когда выйдет следующий номер газеты «Надежда»

    Редакция газеты «Надежда» поздравляет дорогих читателей с наступающим Новым...

    Шик, блеск и змеиный принт: В каких цветах встречать Новый 2025 год?

    Заранее продуманный наряд на Новый год не только придаст...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл