Невероятно, но факт: в условиях ЧП и строго карантина на производствах ЗКО практически не снизилось число несчастных случаев. За шесть месяцев 34 западноказахстанца получили на работе травмы, из них два человека погибло: работники ТОО «КазАрмапром» и ИП «Муталаев Б». Экспертизами доказано: в первом случае гибель — человека произошла в результате грубого несоблюдения правил техники безопасности, во втором — трагедия случилась из-за падения работника с высоты, что также свидетельствует о несоблюдении правил безопасности на предприятии.
Почему местные компании не считают важным соблюдать технику безопасности, и какие последствия ждут нерадивых руководителей — об этом мы спросили заместителя начальника управления инспекции труда ЗКО Армана ТУЙГИНБЕКОВА.
Возмещение ущерба – 100%
— Арман Урашевич, что показало расследование случаев гибели уральцев на производстве?
— Каждый случай гибели людей на производстве – это трагедия, причина которой в несоблюдении техники безопасности работником или работодателем не были созданы условия, при которых жизнь и здоровье работников стояли бы во главе угла.
За полгода 2020-го зафиксировано два случая гибели людей на производстве. В прошлом году было три. В первом случае погиб формовщик цеха по литью Е. Рашев: работая с газифицированными моделями в ходе формовки пенополистирольного кластера на заливочно-формовочном оборудовании, он был зажат опокой. В ходе расследования установили: это произошло из-за грубой неосторожности работника – он нарушил рабочую инструкцию формовщика черной технологии цеха ЛГМ. Виноват в случившемся и работодатель: его долю вины эксперты оценили в 10 %.
Второй случай гибели произошел в ИМП «Муталлаев Б.». Работник упал с высоты второго этажа во время производства облицовки крыши ангара. При проведении таких работ — рабочие должны иметь страховочные средства защиты, а этого не было. Вина работодателя доказана на 100 %.
Еще 5 работников получили травмы в групповых несчастных случаях: 3 из них пострадали в ДТП, работая в ГКП на ПХВ «ОССМП», и еще 2 работника, работавшие в ТОО «JILTYRKURYLYS», пострадали в результате падения на них перегородочных панелей.
В Уральске самый распространенный вид гибели и травматизма на работе – падение с высоты и падающие предметы.
— Как будут возмещать ущерб родственникам погибших?
— Согласно трудовому законодательству РК в этом случае материальное возмещение семье с учетом иждивенцев, которые были на попечении погибшего работника, выплачивает страховая компания, с которой у работодателя был заключен договор.
— В несчастном случае, где вина работодателя была установлена на 10 %, размер страховых выплат тоже составит 10 %?
— В этом случае выплачивать ущерб семье погибшего будет также страховая компания в размере процента участия вины работодателя, который установили эксперты.
— А каков механизм возмещения ущерба родным при получении производственной травмы?
— Согласно закону о труде, страховая компания возмещает ущерб при наступлении следующих случаев: гибели работника на производстве, получении им инвалидности, а также при стойкой потере трудоспособности. Во всех других случаях ущерб возмещает работодатель. Это – затраты на лечение: операции, лекарства и т. д.. Наряду с этим работодатель стопроцентно оплачивает больничный лист работника. Если он отказывается от такого возмещения, работник вправе подать на руководителя своего предприятия в суд либо обратиться к нам, в областное управление по инспекции труда.
Или слетим, или на голову что-то свалится
— Арман Урашевич, а в каких сферах больше всего травматизма?
— Наибольшее количество случаев производственного травматизма отмечается в бюджетных организациях — 14 работников из общего количества (34). Это 41% . В строительных организациях — пять пострадавших, т.е. 15 % от общего количества. В сфере малого предпринимательства производственные травмы получили три работника или 9 %.
— Получается, отнюдь не самые травмоопасные сферы деятельности вошли в лидеры по количеству травматизма. Ну, где, например, в сфере образования или здравоохранения можно получить производственную травму?
— Представьте себе работу, к примеру, областной клинической больницы — предприятия бюджетной сферы. Действительно, на первый взгляд здесь особой угрозы для работающего персонала нет. Но возьмем работу сестер-хозяек, которые три раза в день везут бидоны с завтраком, обедом и ужином для пациентов целых отделений лечебного учреждения. Согласитесь, нагрузка большая и дорога при этом должна быть хорошей. Но так бывает не всегда: весной, когда появляется первая оттепель, именно на этом вроде безопасном пути и травмируются эти работники. Все из-а того, что руководство больницы вовремя не организовало работу по очистке дороги, не убрали наледь, не посыпали песок и т. д. Также несчастным случаем на производстве будет считаться, если упадет, таким образом, бухгалтер либо курьер, доставляющий корреспонденцию или документы по заданию своего руководства. В гололед такие происшествия не редкость. За полгода так пострадали 11 западноказахстанцев, что составляет 32 % от общего числа производственных травм.
— Падение человека – не единственная же форма производственного травматизма?
— Характер производственных травм таков: наиболее частыми видами травм после падений работников являются падение производственных предметов на работников, а также ДТП на производственном транспорте. В каждом из этих видов число пострадавших в этом полугодии составило по шесть человек или по 18 % от общего количества пострадавших на производстве.
— В этих случаях кто чаще оказывается виноват в травматизме людей?
— Как показывает практика, в 52 % случаев причиной является грубая неосторожность самих работников: 16 пострадавших за минувшие полгода. Из общего числа такого рода происшествий с преобладанием вины работника отмечено 17 случаев.
Неудовлетворительная организация производства стала причиной производственных происшествий в девяти случаях, с преобладанием вины работодателя – 12 случаев. В правоохранительные органы для принятия процессуального решения в отношении работодателей было направлено 43 материала.
За 6 месяцев 2020-го года управлением инспекции труда по ЗКО проведено 31 специальное расследование несчастных случаев на производстве, в результате которых пострадали 34 работника.
Как исключить риски
— А что предпринимается, чтобы избавиться от проблемы низкой культуры в безопасности производства? Ведь это бьет по карману, в первую очередь, работодателя.
— Профилактика имеет большое значение. В этих целях Министерством труда РК выработан список таких «опасных» производств, для которых прописано обязательное выполнение определенных мероприятий. Это регулярное обучение инженеров по технике безопасности, которые должны нести эти знания работникам — своевременно проводить для них инструктаж. А мы заслушиваем отчет об этой работе.
То же самое на крупных производствах, где эту работу ведет уже не один инженер, а специально созданная служба безопасности с учетом масштаба работы. Такие специалисты также должны регулярно проходить обучающие курсы с получением соответствующих сертификатов, ведь при возникновения беды на производстве именно они понесут ответственность.
— Но происшествий на производстве меньше не становится.
— Да, по сравнению с прошлым годом улучшений в этом плане нет. Во многом это связано с тем, что в настоящее время отменены внезапные проверки, когда без всякого предупреждения мы могли проверить то или иное предприятие на предмет соблюдения трудового законодательства. Эта мера была хорошим инструментом в наведении порядка — действенной профилактикой производственного травматизма. Сейчас же проверить предприятие мы можем только когда несчастный случай уже произойдет.
К проверкам же, о которых работодателей извещают заранее, конечно, все готовятся. Об их эффективности нет речи. Единственное, чем мы теперь располагаем, это разъяснения, в том числе через СМИ. Регулярно проводим консультации и призываем всех быть внимательными на своем рабочем месте, со всей ответственностью подходить к соблюдению правил безопасности.