26 июня свой юбилей отмечает главный режиссер драматического театра им. А.Н. Островского Оксана Малуша.
В XIX веке в театральной терминологии было прекрасное определение для актёров, чьё присутствие строило театр, — «первые сюжеты», «главные сюжеты». Можно отнести это к творческой характеристике того или иного артиста, к его амплуа. Так называли не только и даже не столько премьеров, исполняющих главные и ведущие роли. И даже не тех исполнителей, которые несли на себе театральный репертуар. Так называли актёров, чьи личные качества определяли направление театра, определяли его атмосферу, его лицо.
В драматургии есть такое понятие, как главное действующее лицо. И, стоит полагать, расшифровывать его не надо. Оксана МАЛУША стала «первым сюжетом» с первых своих сценических шагов, и совершенно по праву стала «главным действующим лицом» Уральского театра им. А.Н. Островского.
Сегодня она отмечает юбилей, равный половине века. Более четверти века её судьба развивается в унисон с судьбой старейшего театра республики. Хотелось бы свернуть с банального рассказа о биографии Оксаны Малуша – ее все прекрасно знают. Знают, что она родилась в актерской семье — Ларисы Муха и Михаила Сорокина, то есть с детства впитала в себя запах кулис и не понаслышке знает атмосферу театрального закулисья.
Хотелось взглянуть на нашу героиню с другого ракурса, открыть для читателя неизвестную Оксану Малуша, задав несколько вопросов её коллегам, не только проработавшим с ней бок о бок все эти годы, но и знающих её с детских лет.
Я задал свои интервьюерам три вопроса:
У театра каждой эпохи есть свои герои, свои персонажи. Говоря о нашем театре, мы понимаем: был театр времён Панджариди и Иноземцева, Глаголевой, Урбановича… Сегодняшнюю театральную эпоху можно смело назвать театром Оксаны Малуша. Согласны ли вы с этим, и каковы приметы театра этой эпохи?
Малуша — актриса и Малуша – режиссёр — это разные люди, учитывая, что мы говорим об абсолютно разных театральных профессиях?
Оксана Малуша вырастила и воспитала целую плеяду учеников — своих последователей, многие из них составляют костяк нашей труппы. Можно ли говорить о студийности, о направлении или школе, созданной Оксаной Малуша?
Илья ТАРАНОВ, деятель культуры Казахстана:
«У каждого из режиссёров, служивших нашему театру, было своё время. Конечно, время меняется, как и меняется сам театр. Сейчас пришло другое время. И это время влияет на выбор репертуара. И у публики совершенно другие требования к театру.
Какие могут быть изменения? Неизменно, то, что режиссёр, который приходит на это место, занимается хорошо своим делом, своей профессией. Это самое главное. И у каждого режиссёра своя линия, свой характер. Когда пришла Оксана Михайловна, ей было очень сложно: после 90-ых годов остался небольшой актёрский состав. Более того большую часть труппы составляли люди, не имеющие театрального образования. Она долгое время собирала, «строила» труппу, которую мы сейчас имеем. Занималась не только прямыми режиссёрскими обязанностями, но и педагогической деятельностью: учила, воспитывала, взращивала. Много сил уходило именно на это. И конечно, большинство артистов «сделала» артистами именно Малуша. Для труппы театра она стала не просто режиссёром-постановщиком, но и режиссёром-педагогом. Это её сложная и очень большая миссия. Она повлияла на процесс становления современного уральского театра. Сейчас Оксана Михайловна пожинает плоды своего труда.
Отвечая на второй вопрос, скажу: и в том, и в другом она абсолютно профессиональна. То, что она сейчас не является актрисой, не выходит на сцену, а полностью посвятила себя режиссуре, конечно, жаль. Потому что таких актрис как Малуша у нас сейчас нет. И если бы она продолжала выходить на сцену, то играла бы «абсолютно всё» — её актёрское дарование, как и в прежние годы, было бы украшением нашей труппы.
Конечно же, она состоялась и как актриса, и как режиссёр. Оксана имеет свой почерк, свои достижения. Она выбрала тот путь, который ей более интересен. Но в двух этих профессиях есть абсолютные сходства: принципиальность и высокий профессионализм. Но эти качества должны быть и у тех, с кем она работает — она никогда не потерпит «халтуры» в профессии.
Рассуждая о студийности, конечно, можно уверено сказать: нас сделала теми, кем мы есть Оксана Малуша. В основном весь костяк артистов вырос на её глазах, взращен её руками, в том числе, режиссёрскими. Это Виталий Котельников, Насим Мамедов, Марк Ларин. Они профессионально росли вместе с ней, как с режиссёром на ролях, которые она им давала — а берет она всегда сложную, классическую драматургию. Малуша продолжает воспитывать в нас актёров. Её прямые ученики, студийцы, которых она воспитала — это Олег Антипов, прекрасный артист, который в силу жизненных обстоятельств покинул сцену, Эдуард Айткулов -артист Московского Губернского театра, Юрий Коннов — артист Самарского театра юного зрителя, Гульнара Сильбаева — наша казахстанская звезда. Среди её учеников хочется отметить и Руслана Джумахметова — преданного театру человека. Для нашего театра он как сын, которого мы все любим.
Оксане Михайловне есть чем гордиться, есть для чего жить. Это её призвание. Она состоялась и как актриса, и как режиссёр, и как педагог. Не сомневаюсь — впереди у нас много совместных событий и театральных открытий».
Тамара СТОЛЯРОВА, заслуженный деятель Казахстана:
«Мы приехали в Уральск с мужем (артист В. Кирст,- авт.) «за Панджариди» — к нему, как к режиссёру, о котором знали, слышали: он был известен на весь Казахстане. Здесь в разное время работало много режиссёров, в том числе и приглашённых. И у каждого был свой стиль и своя неповторимая манера. Ян Георгиевич Панджариди во многом отталкивался от актёров, от их индивидуальности, и в то же время «помогал» им, делая режиссёрский показ. Хотя говорил: «Вы меня не копируйте!». Он работал в «тандеме» с Александром Васильевичем Иноземцевым — очередным режиссёром, ставшим соратником Панджариди.
Он был талантлив и любил актёров, «чуял» и всегда делал точное распределение ролей. Приглашенный режиссер Татьяна Николаевна Глаголева очень тщательно прорабатывала роли. Когда артисты получали роль, то писали биографию образа, разрабатывали и придумывали всё о своём персонаже, долго и подробно работали в «застольном периоде». Александр Урбанович — гениальный и талантливый режиссёр, больше постановщик, чем режиссёр-педагог, показывал и чётко прорабатывал мизансцены, просчитывая всё до секунды и «геометрию»: вымерял, где артист должен стоять, в какой точке сцены. И вот если говорить об Оксане Малуша, то можно сказать, что на начальном этапе своей работы она очень «впрягалась» как актриса, тщательно занималась актёрскими работами и постепенно, с годами стала делать больше постановочную работу. Она как режиссёр даёт направление роли, чтобы артист мог дорасти и «созреть» сам, выполняя свою домашнюю работу, артист сам внутри должен прийти к пониманию своей роли.
Малуша взрастила коллектив, который её понимает: её манеру работы, понимает «язык» и говорит с ней на этом самом языке. У Оксаны хорошее режиссёрское качество, которое редко бывает в театре – дать всем шанс и возможность показать и проявить себя. Конечно, чтобы актёру расти, режиссёр должен быть талантливее его, умнее, «выше», эрудированнее, чтобы актёру было куда тянуться и двигаться. У Оксаны это есть. И, безусловно, в театре сейчас идёт эпоха Оксаны Малуша. Очень мощная, интересная, разнообразная эпоха — актёры на сцене разные, но при этом «думающие» в одном направлении. Оксана создала и воспитала свой коллектив.
В чем сходство и различие Малуша актрисы и Малуша режиссёра? Когда она была актрисой, какие бы роли ни играла, всегда в них чувствовался внутренний стержень. Во всех её героинях. Она очень сильна в своих ролях. Например, роль Моны в «Безымянной звезде», казалась мне «сахарной», трепетной, а в исполнении Оксаны – мощная, «крепко стоящая на ногах». У неё, как у человека и актрисы сильный, волевой характер и в актёрских рамках ей было тесно и мало места. Она режиссёр по своей сути. Даже в детстве с театральными ребятишками играла не «в актрису», а в «режиссёра», когда были по несколько месяцев на гастролях. Конечно, она рождена быть режиссёром и именно главным. Она любой коллектив может потянуть за собой.
Что касается школы Оксаны Малуша, то ей очень здорово, как режиссёру и творческому человеку помогла студия, детский театр «Волшебная рампа». Свою режиссёрскую руку она «набивала» именно там, когда была актрисой. Если бы не было этой студии, где учились многие наши артисты, то не было бы и «вливания» новой крови. К нам в театр в последнее время пришли и приходят в основном воспитанники Оксаны. И низкий поклон ей, за то, что она ведёт эту студию, и оттуда мы черпаем свои творческие кадры.
Оксана делает большое подвижническое дело — театр на её плечах. И вообще, театр – это, прежде всего, хороший режиссёр. Тогда и труппа хорошая, и театр — соответственно. И роль Оксаны в создании нашей труппы и выхода её на более высокую ступень неоценима. Это её заслуга. И то, что она создаёт, дорогого стоит».
Вопросы задавал артист театра
Руслан ДЖУМАХМЕТОВ