Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
1 C
Уральск
7.1 C
Аксай
Еще

    Печатать или не печатать

    Что происходит в газетной журналистике Казахстана во время COVID-19

    Из всех видов казахстанских медиа от коронавируса в первую очередь пострадали печатные СМИ. Кризис подвел многих из них к предельной черте, после которой, по оценкам экспертов, их ждет либо угасание и исчезновение, либо трансформация,  сообщает Центральноазиатское бюро аналитической журналистики CABAR.asia. 

    Лаура Копжасарова, журналист, Шымкент, Казахстан

    Коронавирус, поразивший все сферы национальной экономики Казахстана, негативно повлиял на медиаиндустрию. Как и во всем мире, под главным ударом оказались печатные СМИ.

    «Многие газетчики пишут, что печать или приостановлена, или сокращено количество выпусков и тиражи. Многие потеряли от 30 до 70 % рекламных поступлений, в отдельных изданиях снижена заработная плата», – говорит медиаэксперт Ольга Каплина.

    В обращении казахстанского медиасообщества к министру информации и общественного развития отмечается, что периодические печатные издания столкнулись с наибольшими сложностями. Они задействуют систему розничного распространения (киоски, продавцы, распространители) и, особенно в регионах, печатают тиражи в типографиях соседних городов. Вся эта инфраструктура, как заявляется в документе, оказалась под угрозой существования, что будет приводить к закрытию печатных версий изданий.

    Работа региональных изданий и без того с невысокими тиражами, незначительной долей рекламы, выживавших за счет подписки и распространения газет, во многом оказалась парализованной.

    В Кызылординской области из-за тяжелой эпидситуации вообще было приостановлено распространение областных и местных печатных изданий. Материалы было предписано размещать только в электронном виде, а доставлять в бумажном позволено только сотрудникам «Казпочты».

    Из первых уст

    Главный редактор уральской газеты «Надежда» Алла Злобина рассказала CABAR.asia, что они не смогли выходить ни в каком виде.

    «Возникла проблема с доставкой газеты подписчикам, живущим в Аксае (город районного значения в Западно-Казахстанской области – прим. авт.). Он оказался фактически отрезанным из-за выставленных между городами и районами области блокпостов. Предприятия остановились и в Уральске и доставлять газету было, собственно, некому. Киоски закрылись, рынки тоже, так что розничной продажи нет. […] В итоге мы решили прекратить печатать газету», – говорит Злобина.

    Photo: nadezhda.kz

    Это первый случай остановки выпуска газеты за все время ее существования – с 1992 года. В редакции попробовали временно перейти на электронный вариант. Но после первой же цифровой пробы отказались и от этой идеи. В условиях изоляции готовить полноценные и разнообразные материалы было практически невозможно.

    Большую часть коллектива отправили в отпуска без содержания. Новости для сайта остались делать только два сотрудника.

    «Даже если мы сэкономили на зарплате, это абсолютно несоизмеримо с потерями, – отметила собеседница. – У нас сплошные убытки. Основным источником нашего существования была продажа печатной продукции. Хоть у нас и небольшой тираж – 3-3,5 тыс. экземпляров в неделю, мы выживали на этом. Была также реклама, имиджевые статьи, подписка. Теперь всего этого нет».

    Убытки еще будут впереди, добавила Алла Злобина. После возобновления работы они должны будут компенсировать подписчикам месяц-полтора простоя и бесплатно продлевать подписку.

    Трудно и работникам – они получили компенсацию в пресловутые 42500 тенге (102 доллара США) только за один месяц. Кроме того, редакция будет вынуждена повысить отпускную цену одного экземпляра как минимум на 10 тенге (0,024 доллара США). Сейчас она составляет 90 тенге (0,22 доллара США) при себестоимости выше в несколько раз. Как следствие, это повлечет за собой снижение продаж.

    Фото из личного архива

    Положение в шымкентской газете «Рабат» не столь критическое. Несмотря на сложности, ее продолжали выпускать. Главный редактор Фарида Шарафутдинова поясняет: есть обязательства перед подписчиками и государством – должны выполнить госзаказ.

    «Тираж – 7 тыс. экземпляров – мы не сокращали, но пришлось уменьшить частоту выхода газеты, – поделилась главред. – В связи с ЧП еженедельник стал выходить раз в две недели. У нас много подписчиков в разных организациях, которым мы сами развозим газету. Так как по большей части они были закрыты, доставлять газету было просто некому».

    Photo: kapital.kz

    По этой же причине – некому и некуда распространять газету – была временно приостановлена печать республиканского делового еженедельника «Капитал.kz». Последний его номер вышел 19 марта.

    «Места основного распространения у нас – бизнес-центры, авиаборты, крупные рестораны, торговые центры. Поскольку все это закрыто, смысла печатать 10 тыс. экземпляров, которые потом некуда было бы распространять, не было. Хотя материалы у нас имелись, с типографией проблем не было», – рассказывает генеральный директор издательского дома «Капитал» и главный редактор издания Асия Агибаева.

    Газета «Комсомольская правда-Казахстан» не переставала выходить на бумаге. Как говорит шеф-редактор издания Виталий Краснов, они не могли себе позволить не выходить из-за обязательств и договоров. Правда, оптимизация все же произошла: два ежедневных выпуска объединили в один сдвоенный.

    Главный редактор этой газеты, по совместительству главный редактор «АиФ-Казахстан», член правления «Казахстанского Медиа Альянса» Виктор Кияница определил работу редакции в карантинный период как занятие благотворительностью. Часть тиража газеты бесплатно распространялась через волонтеров в продуктовых корзинах, по больницам и т.д., потому что ее продажа в розницу фактически остановилась.

    «Самый драматический момент был, когда сначала позакрывались все киоски, – вспоминает Кияница. – Потом закрыли типографию. Редакции, в том числе наша, полиграфисты и дистрибьюторы прессы обратились к премьер-министру страны Аскару Мамину. Ситуация потом нормализовалась».

    Но, как подчеркнул собеседник, главного, не произошло:

    Весь этот период и до сих пор не работают точки распространения. А это кровеносные сосуды печати. Сейчас открылись несколько газетных киосков сети «Караван», но это капля в море. Основные точки распространения – в магазинах, супермаркетах, на улицах и т.д. – не функционируют.

    Ситуация, по словам руководителя издания, подкосила газету. В целом, по его оценкам, от нынешнего кризиса может пострадать от четверти до трети казахстанских печатных СМИ. Почему пресса и в целом медиаиндустрия не была включена в перечень пострадавших от коронавируса отраслей, непонятно, говорит Кияница. Очевидно, что она нуждается в господдержке.

    «Казахстанский Медиа Альянс», «Правовой Медиа-Центр» и руководители ряда изданий ранее обратились к руководству страны и попросили освободить собственников СМИ от уплаты НДС на 12 месяцев. Ответа на обращение пока не последовало. В пресс-службе Министерства информации и общественного развития сообщили, что документ находится на рассмотрении.

    ЧП – катализатор, интернет – не конкурент

    Независимый эксперт, академик Академии журналистики Казахстана Асылбек Бисенбаев считает, что господдержка, безусловно, нужна. Но не самим СМИ, а тем, кто занимается их распространением. По его мнению, ключевая причина плачевного положения печатных изданий в отсутствии единой оперативной системы доставки и распространения газет и журналов на огромной территории Казахстана.

    Асылбек Бисенбаев. Фото взято с личной страницы в Facebook

    Раньше в условиях централизации человек получал газету рано утром. В последние годы сократились киосковые сети во всех городах республики. Из-за неоперативной работы «Казпочты» подписчики получают прессу раз в неделю или раз в 10 дней. Кому нужно ежедневное издание через 10 дней?!» – говорит Бисенбаев.

    Как он отметил, негативное влияние на медиасферу окажет не сколько коронавирус, а в целом кризисная ситуация на нефтяном рынке. Государство вынуждено будет сокращать все расходы, и вряд ли будет дотировать систему распространения газет.

    «Естественно, произойдет сокращение государственного заказа, а на нем живет целый ряд СМИ, – предполагает он. – Кроме того, снизится реализация, сократятся расходы бизнеса на рекламу. Все это вкупе приведет сначала к уменьшению тиражей, а затем – закрытию газет».

    По прогнозам Бисенбаева, до конца этого года могут прекратить существование до 40 процентов печатных СМИ. Останутся только государственные издания и финансируемые олигархическими группами.

    Аналитик не согласен с распространенным утверждением о том, что газеты не выживут из-за конкуренции с интернетом. По его словам, коронавирус и технические огрехи в организации дистанционного обучения, показали, что в Казахстане есть большие проблемы с обеспечением интернетом.

    «Большая часть наших читателей – пенсионеры, которые вообще не используют интернет. Для этой категории он как космос. Кроме того, газета удобна, когда нужно внимательно ознакомиться с местными официальными документами, справочными данными и другой важной и полезной информацией. К тому же, все это можно перечитать много раз и не только одному человеку», – говорит и Фарида Шарафутдинова.

    На помощь надейся, но и сам не плошай

    Александр Амзин. Photo: ohtapress.ru

    Между тем, российский медиаэксперт Александр Амзин во время прямого эфира на странице Go Viral Kazakhstan по теме «Медиа в коронакризисе: как умирают, впадают в спячку и выживают» заявил, что нынешняя ситуация является хорошим толчком, чтобы перейти в исключительно цифровую сферу.

    Позже в комментариях CABAR.asia он пояснил, что, конечно, это не обязаны делать все печатные СМИ.

    «Например, печатные СМИ, которые раздавались бесплатно, сейчас терпят убытки или закрыты из-за того, что люди меньше ездят на работу. В цифровом виде они мало кому интересны, а после пандемии вновь будут востребованы. У крупных СМИ есть традиционные и крупные потребители бумажных версий – кафе, отели, авиакомпании, раздающие газеты. Нехватку денег от них надо восполнить, но мало кто сомневается, что человечество вернется в кофейни, гостиницы и самолеты», – говорит Амзин.

    Однако тяжело придется глянцевым журналам и местным газетам. Первые, по словам медиаэксперта, любили за обложку и привычка читать их за время пандемии может угаснуть.

    «Также и местные газеты, которые и до этого занимали странное место в голове пользователя. Ведь тот уже получал местную информацию из соцсетей и мессенджеров. Поэтому я бы сказал, что журналы и местная пресса – это те ребята, которым надо что-то изобрести или хотя бы в ходе маркетинговой стратегии напоминать о себе чаще через цифровые каналы», – отмечает Амзин.

    Несомненно, у каждого СМИ свой путь, и общего рецепта не найти, подчеркнул специалист. Но если до сих пор можно было игнорировать цифровые каналы, резюмировал он, сейчас это смертельно опасно.

    Генеральный директор ТОО «TLK Media» Жанна Исингарина также считает, что наличие исключительно печатной версии без поддержки в интернет-пространстве – это путь в никуда.

    «Издания обязательно должны трансформироваться и использовать все современные средства коммуникации. Так, все выпускаемые нами журналы – для железнодорожников, деловой аналитический и бортовой журнал для пассажиров – имеют электронную версию. Мы используем видеопродукцию, делаем ролики и передачи, активны в соцсетях», – говорит Исингарина.

    Она отмечает, что важно сбалансированно развивать оба направления: качественную печатную версию и использование современных средств коммуникаций, в том числе соцсетей.

    «Жесткие условия пандемии – это одновременно и вызов, и шанс для наших редакций освоить новые методы подачи информации, повысить интерактив и качество аналитики. Это и есть наш «иммунитет» от кризисной турбулентности», – заключила Исингарина.

    Впрочем, не стоит что-либо утверждать однозначно. Даже зарубежные эксперты не дают прогнозов о том, что будет с печатными издании.

    «В Казахстане ситуация уникальна еще и тем, что есть государственный заказ, который, если ничего не изменится, точно поддержит часть медиа. Но уже сейчас понятно, что и после COVID-19 будут жить медиа (может быть, не в формате печати, а сайтов или аккаунтов в соцсетях), у которых есть аудитория, которая им доверяет», – говорит Ольга Каплина.


    Материал подготовлен в рамках проекта IWPR «Giving Voice, Driving Change — from the Borderland to the Steppes Project».


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    Последние новости

    Шесть медалей Кубка Восточной Европы – у казахстанцев

    21 ноября в Щучинске состоялся первый этап соревнований по...

    На Новый год казахстанцы будут отдыхать четыре дня подряд

    День отдыха перенесен с воскресенья, 5 января, на пятницу,...

    Рекомендуем

    Добро должно быть под контролем

    В правительстве идёт обсуждение законопроекта, который предполагает контроль за...

    Взрыв в кафе «Rizyk»: суд вынес решение по апелляции осужденного предпринимателя

    20 ноября коллегия Западно-Казахстанского областного суда огласила решение по...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл