Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-0 C
Уральск
4.1 C
Аксай
Еще

    Во, понастроили!

    Почему Уральск становится городом хаотичной архитектуры?

    Недавняя шумиха вокруг стройки нового здания кафе «Марина» оказалась лакмусовой бумажкой в череде архитектурных проблем города. Исторический Уральск исчезает, а все новое не только не вписывается в общий архитектурный ансамбль, но и не выдерживает никакой критики в плане строительных норм, контроль за которыми со стороны ГАСКа может осуществляться только по заявлениям — да и то, если объект не относится к микропредпринимательству.

    Галина КАРЕНСКИХ

    Уральск превращается в село
    Признаем, что население Уральска зачастую инертно реагирует на какие-либо архитектурные «изыски». Бывает, пошумят немного, когда рушится очередной памятник архитектуры, да и позабудут. Сколько таких памятников кануло в лету в результате бездействия властей и всеобщего безразличия? Известный архитектор Рустам Вафеев (наш земляк, который сейчас живет и работает в Санкт-Петербурге, — авт.) не раз указывал на бесконтрольность процесса при разрушении и сносе старинных зданий и застройке новых. По мнению неравнодушного соотечественника, крупные исторические особняки на центральных улицах у нас превратились в коммуналки, фасады исторических зданий искажаются, исчезает оригинальная лепнина, грубый пластик заменяет облицовку, повсеместно надстраиваются мансарды с кричащими вывесками.
    «Уральск превращается в село», — неоднократно говорил известный архитектор.
    Помимо этого, каждый год с наступлением весны, словно пожухлая осенняя листва, в Уральске осыпается плитка.
    «Насчет качества плитки не поспоришь. Очень много случаев, когда строители получают сертификат на один материал, а на деле используют совершенно другой — худший по качеству. Или указывают, к примеру, высокую марку бетона, но при лабораторном анализе она оказывается в полтора раза ниже…», — соглашается наш эксперт — архитектор ТОО «Маэстро» Ольга Назарчук, с которой «Н» решила побеседовать на тему ухудшения архитектурного облика нашего города.

    Гидросистемы не учли
    И это происходит сплошь и рядом, например, на тротуарах или вдоль набережной с постоянно грязным берегом, где почему-то не благоустроили пляж — о необходимости чего в нашем городе не говорил только ленивый.
    «Когда мы создавали проект по строительству набережной, задачи по благоустройству пляжа не было. Посыл был такой: выжать максимум из 300-метровой береговой протяженности (дальше идет частная застройка, — авт.), но при этом с минимумом вложений. И как тут выкручиваться? Но даже при таком раскладе мы все-таки смогли немного увеличить расстояние за счет двойной набережной: пройти можно и сверху и снизу. Там все-таки присутствует элемент хоть какого-то дизайна…», — рассказывает Назарчук.


    Что касается ежегодных подтоплений брусчатки на набережной, то, по словам архитектора, от них могли бы спасти специальные гидросистемы. Но их по проекту не предусмотрели – эти работы не входили в смету финансирования.
    «Если бы мы этот вопрос учли в проекте, то нашу набережную пришлось бы поднимать на девять метров. В справках по затопляемости у нас были годы, когда даже ул. Пугачева уходила под воду. Но такой задачи не было. По сути, сделали даже не набережную, а просто благоустроили прибрежную зону», — объяснила Назарчук.
    Специалист отмечает: разночтений с проектом не было, однако строительство велось слишком хаотично и наспех. Изначально установили сваи, потом в Уральске случилось наводнение, и этот недострой почти два года ожидал продолжения. Потом его доделывали в короткие сроки.

    А что с «Маринкой»?
    А вот на отклонения от норм при строительстве нового здания, к примеру, кафе «Марина», открыто указали жильцы прилегающего к нему жилого дома. На прошлой неделе по этому поводу в Уральске разгорелся скандал. Как известно, старое здание владелец участка решил демонтировать, а на его месте возвести новое. Проект выполнила тоже архитектор Назарчук, а подрядчиком выступила фирма «Элита».
    «Мы, как проектировщики, осуществляем проектный надзор. Выяснилось, что отступления от проекта начались еще с закладки фундамента нового здания, о чем мы просигнализировали хозяйке земельного участка», — объяснила Ольга Назарчук.
    Дело в том, что по проекту там предусматривался демонтаж старого фундамента и установка нового столбчатого, который монтируется на месте без сложной техники, чего подрядчиком сделано не было.
    «Кроме этого, жильцов сейчас не устраивает ситуация с видом из окон, — поясняет архитектор. — Мы фактически сохранили размер пристройки и оставили окна, как они и были. Однако по проекту они должны быть сверху накрыты крышей из прозрачного стекла – так называемыми, зенитными фонарями. Это защищало бы их от обмерзания, стекания воды и не перекрывало просвет».
    Но подрядчик решил «оконную» проблему просто: накрыл крышу профлистом, чем вызвал возмущения жильцов, чьи окна лишились поступления света.
    «Понятно, теперь в окнах тех квартир, которые прилегают к кафе, будет темно. Это нарушение норм, поэтому мы также написали заявление в ГАСК. К этому подключился и технадзор, который следит за качеством стройки. Скорее всего, ГАСК откроет на этом объекте проверку, а потом подрядчику придется устранять все недочеты», — говорит Назарчук.

    4 кита безопасности
    Примеров, когда подрядчик отступает от проекта, пытаясь сэкономить на материалах, можно в нашем городе найти немало. Этим в Уральске грешит не один объект строительства. Как рассказала в комментариях «Н» Назарчук, с подобными нарушениями ей по роду деятельности приходится сталкиваться довольно часто: то пандусы у нас сделают неудобными, то крыльцо с тротуара пристроят, перекрыв дорогу пешеходам, то пожелают построить магазин в трех метрах от многоэтажки, когда по строительным нормам необходимо отступать шесть.
    «Как-то приходит ко мне бизнесмен и говорит: хочу вот тут магазин построить, сделайте проект. А на мои возражения отвечает – мол, такие нарушения видит сплошь и рядом. Я, конечно, разъясняю, что проектировщик подписывает акт приемки, а значит, несет ответственность за соответствие проекту строительства», — говорит архитектор.
    Кстати, сейчас в процессе контроля за строительством объектов, которые возводятся на частные инвестиции, задействованы только четыре представителя. Это технадзор, авторский надзор, заказчик и подрядная организация.

    Проверить не можем
    Руководитель отдела государственной архитектурно-строительной инспекции ЗКО Канат Айбергенов объяснил «Н»: последнее время их проверяющие функции сокращаются, и они работают только по обращениям физических и юридических лиц. Помимо того, что были отменены плановые проверки — в формате моратория для поддержки малого бизнеса с 2020 по 2023 годы ГАСК вообще не имеет права проверять объекты микропредпринимательства. Исключение составляют случаи, которые несут массовую угрозу жизни и здоровью.
    «Большинство поступающих к нам заявлений касается перепланировок в квартирах жилых домов, когда жильцы делают ремонт, снося стены, а потом жалуются друг на друга, а также в связи с открытием в многоэтажках кафе, магазинов. Зачастую при этом либо вообще не берут разрешительные документы в горакимате, либо делают это с большим опозданием, запуская работы и нарушая нормы», — говорит Айбергенов.
    Безусловно, все проверки ГАСК проводит на основании предпринимательского Кодекса. А вот жильцы, нарушающие его нормы, не всегда приветливы: всячески стараются избегать встречи с сотрудниками ГАСКа, чтобы не получить на руки уведомление, без которого проверку не открыть. ГАСК же имеет право выдать предписание об устранении нарушений, а потом привлечь к административной ответственности за его неисполнение, что выливается в штрафы, отмечает госслужащий.

    Нам не хватает парков
    По мнению Ольги Назарчук, которая, кстати, входит и в состав строительного градсовета Уральска, для улучшения архитектурного облика нашего города требуется реконструкция и реставрация его исторической части.
    «Старинные здания в упадническом техсостоянии. Поэтому реконструкцию исторической зоны в Уральске необходимо, конечно, всегда ставить на первое место. Помимо этого, нужно вести и контроль за новой застройкой, чтобы здания у нас не появлялись ниоткуда, как грибы после дождя», — отмечает архитектор.
    Фасад в стекле стиля хай-тек (ТЦ «Квант» по Шолохова, ТРЦ «Азия мол» — эти стеклянные проекты тоже выполнила Назарчук, — авт.) это, конечно, хорошо, но здания должны вписываться в общий ансамбль. По ее словам, в этом направлении работа понемногу стала налаживаться. По крайней мере, существует генплан, ПДП центральной части. А это как раз те рычаги, которые могут сдерживать хаотичную застройку, которой раньше вообще не было.
    «Хотя закон частной собственности часто играет с нами злую шутку: отдел архитектуры города не имеет права запретить собственнику строить коттедж, допустим, на том участке, где по генплану должна быть, к примеру, школа. Они вынуждены дать разрешение, хотя в будущем при выкупе эта земля будет намного дороже», — рассуждает Назарчук.
    Эксперт считает, что Уральску не хватает разнообразия: побольше бы ландшафтного дизайна, малых оригинальных форм, зеленых скверов, а детям пришелся по душе бы и аквапарк.
    Специалист утверждает: любой город, если он не был создан за последние 15-20 лет, должен иметь общественно-деловые, спальные и жилые районы. Это и есть законы градостроительства, которые нужно соблюдать.
    «А в исторической зоне — от Куреней и до ул. Евразии – мы должны, безусловно, сохранять основное направление вплоть до ограничения этажности в этом районе. При этом нужно больше идти навстречу населению, к мнению людей нужно прислушиваться», — заключает архитектор.


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    Последние новости

    Рекомендуем

    Убийство учительницы в Уральске: суд рассмотрел апелляции потерпевшей и осужденного

    13 октября в Западно-Казахстанском областном суде были рассмотрены апелляционные...

    Спрос на сжиженный газ в ЗКО вырос на 10%

    На десять процентов вырос спрос на топливный газ в...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл