До закрытия учреждений, в том числе и театров на карантин в связи с пандемией, на уральской сцене с аншлагом прошла премьера сказки «Маленькая Баба-Яга».
Руслан ДЖУМАХМЕТОВ,
артист театра
Маленькие истории больших добрых дел
— так определён жанр новой постановки для детской аудитории с рекомендованным к просмотру возрастом 6+, но явно претендующим на то, чтоб стать топовым спектаклем для всей семьи. Спектакль, поставленный по мотивам повести Отфрида Пройслера с забавным, увлекательным сюжетом. В 1986 году, в канун Нового года режиссёром Германом Когтевым был поставлен одноимённый спектакль в жанре сказки-комедии, заглавную роль в котором сыграла Тамара Столярова.
В 2000-м году силами детского театра «Волшебная рампа» режиссёр и педагог Оксана Малуша представила спектакль со своими воспитанниками, где одну из главных ролей — тётку Румпумпель — исполнила Гульнара Сильбаева.
Сегодняшнее обращение к этому названию не более чем случайность. Но постановочную группу в первую очередь привлекла сама история, которую захотелось воплотить на сцене и рассказать зрителю. И не простому зрителю, а искушенному. Ведь юного подрастающего зрителя сейчас трудно удивить какими-то спецэффектами, техническими трюками и фокусами. В данное время всё вполне доступно на Youtube- каналах и не только. Тем не менее, постановочная команда в лице режиссёра Руслана Джумахметова, сценографа Максима Будаева, художника по свету Ольги Лясиной попытались максимально интересно, путём современного языка и выразительных средств поведать сценическим языком историю Маленькой Бабы-Яги.
Использование мультимедиа (видеопроекция Дмитрия Ильина и Дениса Спиридонова) через проецирование на элементы декораций (расписной супер — занавес) и органичное «вмонтирование» его в ткань спектакля и световую партитуру дало возможность творить то самое волшебство, которому учится маленькая Баба-Яга (артистки Виктория Сторожевских/ Светлана Каландарова), чтоб стать хорошей ведьмой и сдать экзамен: вызов лягушек, смена дня и ночи и пр. Скупыми, но интересными художественными выразительными средствами, оторванными от быта, решены сцены «шабаша ведьм на горе Блоксберг» – это магический светящийся шар ведьм, огромные руки Главной ведьмы (артистка Людмила Захарова), сверкающие молнии на заднем плане, каркасы корявых деревьев. Или «сцена у Маленькой Бабы-Яги» – где вместо обычного дома громадная серебряная луна, словно знаменитая луна компании Dreamworks, на которой можно сидеть и даже лежать.
Театр, достойный аншлагов
Как сказала главный режиссёр театра Оксана Малуша: «Прекрасные выразительные работы хореографа (Л.Станичная), отличные музыкальные номера (Л.Мутагарова/ Т.Ковалева), необыкновенные костюмы (В.Могилева/ Т.Васильева), безупречные вокальные данные Анны Гальцевой (Ветряная ведьма Румпумпель), виден общий актёрский вклад в спектакль, которые находятся в творческой зрелости. Ансамбль сложился».
«Для меня очень памятна та сказка, от которой получали удовольствие и артисты, и зрители. Прошло 34 года с того времени. Посмотрев спектакль, я получила ощущение радости и счастья. Видно, что актёры получают восторг и удовольствие от того, что делают на сцене. Сказка – сегодняшнего дня: спецэффекты, костюмы и придумки современные. Прекрасная стилистика, язык спектакля, не бытовое решение. Если сравнивать с тем спектаклем, то они абсолютно разные. Та сказка была земная, бытовая, а это абсолютно оторвана от земного. Очевидно взросление театра», — говорит первая исполнительница роли Маленькой Бабы-Яги, заслуженный деятель Казахстана Т. Столярова.
Следующие премьерные показы спектакля состоятся после отмены режима ЧП — театр вновь будет ждать своего юного зрителя.
Кстати, 14 марта с рабочим визитом в театр прибыл народный артист Казахстана, председатель Союза театральных деятелей Казахстана Тунгышбай Жаманкулов, вниманию которого был представлен спектакль «Женитьба» Гоголя. Им была дана высокая оценка и режиссёрскому замыслу, и актёрскому мастерству.
«Сегодня я ещё раз убедился, что ваш театр достоин аншлагов и аплодисментов. Пьесу «Женитьба» мы прекрасно знаем, видели несколько вариантов, в нескольких театрах. Оксана Малуша молодец, она применила методы Карло Гоцци. Наслаждаешься искусством: прежде всего режиссёрским замыслом, неудержимой актёрской фантазией, органичным проживанием на сцене. Мне очень приятно и я рад, что увидел прекрасный спектакль актёров и актрис, которыми я буду гордиться и всегда буду приводить в пример. Ваш театр достоин уважения», — сказал на встрече с коллективом театра Тунгышбай Жаманкулова.
фото Георгия Семенова и из архива театра