Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-6 C
Уральск
2.1 C
Аксай
Еще

    Проблема достигла дна

    Эксперты заявили об экологической катастрофе реки Урал

    Если местные власти и правительство страны не обратят пристального внимания на проблемы Урала и его бассейна, реку мы потеряем, заявили на общественных слушаниях, инициированных ЗКфилиалом ОСДП, представители НПО и общественники-активисты. Представителям госорганов сферы природопользования и экологии они предложили принять общенациональную программу спасения уникальной реки.

    Галина КАРЕНСКИХ

    Урал непригоден для человека
    Слушания прошли в конференц-зале Дома Союзов 26 февраля и равнодушным не оставили никого.
    «Международная геодезическая организация присвоила реке Урал последнюю, 5-ю степень загрязнения, фактически признав ее непригодной для использования человеком. При этом оскудевающие воды Урала, даже с учетом степени загрязнения, становятся малодоступными для водоснабжения Уральска. Сегодня река потеряна для многовекового судоходства и водопользования. Это фактически экологическая катастрофа», — заявила, открывая слушания, председатель ЗКОФ «ОСДП» Кадиша Муканова.
    Проблемы Урала и других мелеющих рек и озер ЗКО обсуждаются вот уже более 20 лет. Главная артерия области пересыхает. Почему дальше разговоров дело не двигается, почему в ЗКО и Казахстане нет квалифицированных специалистов, готовых решать проблемы экосистем трансграничных рек, задавались вопросами участники слушаний.
    «Река пересыхает, население может остаться без воды. Требуем обеспечить ясные механизмы взаимодействия казахстанско-российской комиссии по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов бассейна реки и привлечь международное научное сообщество для изучения проблемы и обеспечить прозрачность этих исследований», — категорично заявляли выступающие.
    Чиновники спорить с тезисами не стали. Главный специалист департамента экологии по ЗКО Алматай Жумагазиев признал: в связи с обмелением и загрязнением над Уралом нависла серьезная опасность.
    «Проблемы вокруг трансграничной реки, которая протекает по территории России, начиная с Башкирии, а также Оренбургской, Актюбинской, Западно-Казахстанской и Атырауской областям, всем известны – их обсуждают с 1992 года. Прошло не одно межправительственное заседание, последнее состоялось в прошлом году в нашем ЗКГУ», — напомнил Жумагазиев.

    «Реку спасать надо!»
    Общие водные ресурсы Урала, 80% питания которому дает снежный покров, по мнению спикера, при хорошей обводнённости доходили до 11,6 млрд кубических метров. Сейчас, конечно, таких показателей нет и в помине. А последний хороший подъем воды был в 2004 году. Эколог напомнил: в верховьях, на территории РФ, функционируют несколько водохранилищ с большим водозабором. Это Ириклинское, Верхнеуральское, Магнитогорское и другие, где идет большой отъем воды из Урала. Кроме того, в бассейне Урала действует около 80 гидроузлов с капитальными сооружениями в Башкортостане, Челябинской, Актюбинской и нашей областях и более 3100 земляных плотин на малых реках.
    «Они-то и являются главной причиной маловодности Урала, так как в многоводный год задерживают до 40-50% весеннего стока в Урал, а в маловодный – до 85%. Департамент экологии является органом госконтроля, и проблемами реки мы, конечно, занимаемся. К примеру, ежемесячно берем пробы из Урала для исследования качества его воды. По наличию различных сульфатов и хлоридов в 2019 году река была чище 2018 года. У нас не такая уж плохая вода. В области нет таких крупных загрязнителей, как металлургический комбинат в Актобе или заводы в России…», — объяснил главный специалист департамента экологии.
    Свое слово сказали и бизнесмены. Представитель туристической Ассоциации ЗКО «Ак Жайык» Нина Пустобаева напомнила — в ЗКО исчезли гидрогеологические посты, которые действовали еще при Союзе, а в 70-80 годы работал Комитет, который решал все актуальные вопросы загрязнения местных рек.
    «По факту мы видим только ухудшение ситуации по Уралу. К тому же академик РАН Чибилев утверждает, что достоверные научные изыскания нашей реки проводились только в 30-х годах прошлого века, а сейчас мы ничего не можем сказать. Значит, надо бить в колокола! Когда-то я поднимала вопрос о запуске прогулочного теплохода по Уралу, но сейчас понимаю — нам уже и не до этого. Реку спасать надо!», — сказала предпринимательница.

    Спасение утопающих – дело рук утопающих
    Пустобаеву поддержали. Общественники, впрочем, предлагали не кивать на Россию, а взять спасение реки в свои руки. И начать с дноочистительных и углубительных работ.
    «Урал мелеет, потому что мы не проводим очистных работ, которые были в советское время. Песчано-гравийную смесь у нас почему-то сейчас добывают в карьерах. Вы посмотрите, что за Мясокомбинатом творится? Кто дает такие разрешения? А вот дноуглубительные работы на Урале не проводились более 20 лет. Вы только вдумайтесь — сейчас уровень воды в Урале всего метр! В Атырау, к примеру, ведутся такие работы, при том, что там подпитка идет из Каспия. В черте города глубина реки там составляет 3 метра», — говорили выступающие.
    Уральцы советуют рассматривать проблемы Урала совместно с его притоками, вспоминая, как в 2019 году Чаган и Деркул сильно обмелели после сброса воды. Тогда в реках обнажилось дно, и погибло много рыбы.


    «Сейчас в теплый период жители часто наблюдают цветение водоемов — они покрываются сине-зелеными водорослями. Потому, что пересыхают родники», — отмечали выступающие, обращаясь к представителям госорганов.
    Руководитель отдела управления природных ресурсов и регулирования природопользования ЗКО Марат Машекенов, обсуждая проблемы Урала, отметил: основной сток уникальной реки идет из России — до 90%. Около 60% дает река Сакмара, которая берет начало в Башкортостане. При этом только Ириклинское водохранилище собирает около 3,3 млрд (!) кубических метров его воды. И если сравнить этот объем с размером Шалкара, то это три таких озера.
    «Сток Урала очень изменчив. Многоводье у нас было в 2000 году — 13,4 млрд кубометров годового стока, 2014-м – 8,9, 2016-м – 6,28, 2018-м – 4,72. Уровень паводковых вод в 2019 году был самый низкий за 50 лет существования Урала — около 3 млрд кубометров. Однако это не первое явление, подобное случалось и в царскую эпоху…», — сказал спикер.

    Приезжайте к нам, на Урал!
    В ходе дискуссии напомнили: Н. Назарбаев и В. Путин подписали договор о создании казахстанско-российской комиссии по сохранению бассейна трансграничной реки Урал. Ее первое заседание состоялось в Москве в 2018 году. По словам Сауле Загидуллиной, исполнительного директора ОО «Эколого-туристическое движение «Наш Урал», председателем которого является Елена Тарасенко, объединение поднимает вопрос о проведении повторного заседания комиссии и именно в Уральске.
    «Мы настаиваем на этом, чтобы участники комиссии воочию убедились, в каком плачевном состоянии находится сейчас Урал. Очень сложно договориться. Москва согласилась приехать, но не в Уральск, а в Нур-Султан. Очередное заседание в открытом режиме, где можно будет озвучить все данные проблемы, должно состояться 8 апреля», — сообщила Загидуллина.
    К слову, премьер-министр Аскар Мамин после поездки в наш город, уже поручал совместно с министерством иностранных дел проработать с уполномоченными органами России создание единого экспертного органа по изучению вопроса экосистемы бассейна реки с возможным финансированием из бюджетов двух республик. Вопрос окончательно так и не решили.
    Подключилась к проблемам Урала и спикер сената Дарига Назарбаева. Будучи в Уральске, она осмотрела Урал и на встрече в Москве предложила рассмотреть вопрос о статусе реки. Сейчас пока договорились о создании единой рабочей группы между РК и РФ по изучению проблем трансграничных рек.

    Гибнут и озера
    «Еще с советских времен в Казахстане нет научной организации, которая бы занималась именно этим вопросом. Нам нужно отдельное министерство экологии и водных ресурсов создать или хотя бы, чтобы этот орган работал на уровне Агентства. Есть Венская конвенция, но на деле ее прописные истины в отношении Урала не работают, и этому мешают различные ведомственные интересы», — отмечали на слушаниях.
    Но прежде всего, нужно проводить оценку водоемкости нашего региона, оценивать его водозаборный пояс, считает руководитель территориального отдела республиканского ГУ «Жайык-Каспийская бассейновая инспекция по регулированию использования и охране водных ресурсов» Бауржан Рамазанов. То есть вододеление должно произойти на основе официальных научных исследований. Все эти мероприятия, конечно, потребуют немалых бюджетных средств.
    «Занимаюсь историй Урала и судоходства с 90-х годов и считаю, у нас идут сплошные семинары и заседания, но ведь нужно уже начинать хоть что-то делать…» — выступил на слушаниях известный журналист Александр Суетин.
    Он вспомнил, как в августе 1988 года стал свидетелем расчистки притока Урала — зачахнувшей в то время речки Рубежки. По просьбе специалистов районной рыбной инспекции речники ее расчистили, и в водоеме, который, как и Урал, был заилен, снова появилась рыба. По мнению журналиста, нужно использовать силы речников: Уралу помогут дноуглубительные работы, которые, безусловно, нужно проводить с умом.
    «И деньги нужно выделать на конкретные проекты: на расчистку устья, на изыскательские работы, которыми еще в 60-е годы основательно владел замечательный специалист Павел Шестоков. Безусловно, необходимо восстанавливать пойменные озера Урала. К примеру, в ТОО «Судоремонтный завод» работает Владимир Самсонов, который детально уже проработал все эти вопросы. У нас гибнет не только Шалкар, но и другие озера. Так вот Самсонов предлагает прокопать от Урала каналы, чтобы хотя бы при средних уровнях вода туда попала. Короче говоря, надо хоть что-то делать: взять лопату, пригнать экскаватор и идти работать, а не бесконечно болтать!» — сказал Суетин.

    Нужны реформы
    Итог обсуждению подвел эколог РОО «Таза Булак» Арман Бектенов:
    «В госорганах считают: проблем по Уралу нет: течет же пока вода, и, оказывается, по их мнению, еще и не совсем грязная. И дно особо чистить не надо. Мол, виновата только соседняя сторона. Мол, кран нам перекрыли, а потом россияне нам спустят воду или паводок хороший придет, и все промоет… Такой подход устарел еще 10 лет назад», — сказал Бектенов.
    По мнению эколога, назрела необходимость реформации системы управления водными ресурсами не только в ЗКО, но и по всему Казахстану.
    «У нас пять управлений и четыре агентства, которые, якобы, занимаются проблемами воды, но по факту каждый отвечает только за свой участок, и в целом картина не складывается. Почему бы не создать хотя бы Агентство по водным артериям, где бы аккумулировалась вся информация о проблемах рек и озер Приуралья?» – предложил спикер.
    Он убежден: ситуация с озерами в ЗКО хуже, чем с Уралом – они пересыхают, в том числе и искусственные.
    «А в такой форме мы только и будем делать, что растекаться мыслями по древу. У нас нет единого министерства, которое бы занималось водными проблемами. Хотя одним из постулатов президентской программы-2030 является именно водная безопасность. В действительности — ее никто и никак не обеспечивает. К примеру, по спасению рек они сейчас могут дать команду управлению природопользования, которое раньше относилось к министерству сельского хозяйства. В прошлом году создали министерство экологии, и они перешли туда. Однако программа у них написана под министерство сельского хозяйства, и все планы осуществляются в соответствии с ней. Вот и роют госорганы каналы, которые, по сути, уходят орошать пески, вкладывая в это миллиарды», — считает Бектенов.
    Он также заметил: все это делается, якобы, для улучшения состояния пастбищных земель и восстановления сельского хозяйства. Но с учетом того, что в связи с увеличением общего климатического термометра на 4-5 градусов испаряемость воды за последние пять лет увеличилась в разы — вода в этих каналах может испариться еще по дороге.
    «Но когда-нибудь это кого-то останавливало? Другой не менее важный вопрос — это отсутствие квалифицированных специалистов в данной сфере. Последний вуз, где готовили речников, гидротехников и гидроинженеров, закрыли еще в 1989 году в Джамбуле. Это был филиал Астраханского вуза на базе мореходного училища. Поэтому очень важно начинать с системы образования: в обязательном порядке выделять гранты на обучение этим специальностям в зарубежных вузах, привлекать специалистов извне, которые еще остались. Нужно формировать систему обучения. Иначе, если мы и создадим программу реформирования, ее некому будет осуществлять», — резюмировал эколог.
    Участники обсуждения собираются озвучить резолюцию общественных слушаний по проблемам Урала 8 апреля в Нур-Султане — в ходе очередного заседания международной казахстанско-российской комиссии по сохранению экосистемы трансграничной реки Урал, в котором примут участие.


     
    Предыдущая статья
    Следующая статьяЗдание СОШ № 8 снесут
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    Последние новости

    Пьяный мужчина разбил стекло теплой остановки в Уральске

    Остановка еще была не достроена, но уже пострадала от...

    В ЗКО наблюдается бейби-бум

    В этом году родилось детей на 30% больше, чем...

    Рекомендуем

    Добро должно быть под контролем

    В правительстве идёт обсуждение законопроекта, который предполагает контроль за...

    Взрыв в кафе «Rizyk»: суд вынес решение по апелляции осужденного предпринимателя

    20 ноября коллегия Западно-Казахстанского областного суда огласила решение по...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл