Памяти Николая Майданова посвящается
29 января исполнилось 20 лет со дня гибели легендарного земляка Николая Майданова – дважды Героя Советского Союза и Российской Федерации. Он был смертельно ранен во время эвакуации попавших в засаду бойцов в Аргунском ущелье на Северном Кавказе. Майданов — единственный, кому высокое звание Героя было присвоено за подвиги на поле боя.
Земляк
Боевое мастерство летчика-вертолётчика Майданова уходит в далёкое прошлое. Николай (Қайыргелді) Майданов родился 7 февраля 1956 года в селе Таскудук Джамбетинского района ЗКО в многодетной семье. Его отец Сайн Сайнгалиевич был шофёром, мать Галина Людвиковна — домохозяйкой. Семья большая: две дочери и пять сыновей. Еще в детстве Николай впервые увидел самолёт АН-2 санитарной авиации для обработки посевов, который прилетел в посёлок Шагатай, где проживала многодетная семья. С той поры у него зародилась любовь к небу и авиации. После окончания средней школы они с другом детства А. Шурихиным поступали в Актюбинское училище гражданской авиации. Алексей не прошёл медкомиссию, Николай проявив солидарность, тоже не стал поступать, хотя медкомиссию прошёл. Выучился на водителя и два года служил срочную службу в ГСВГ, возил начальство на машине ГАЗ-469.
Но мечта летать все равно привела его в 1976 году в Саратовское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое он успешно окончил. Первый полет состоялся 12 мая 1977 года на учебном МИ-8.
Смертельно опасное небо
Военная служба кидала его с запада на восток, а то и на крайний юг. Военная судьба словно готовила Майданова для жестких испытаний в опасной обстановке… Шел 4-й год боевых действий в Афганистане. Сплошные горы, узкие ущелья и труднодоступные места горной местности. Вертолет в таких условиях был незаменим, хотя любая вражеская пуля могла привести к поражению 11-тонной боевой машины с 1,5 тоннами керосина на борту. Во время первой командировки в Афганистан Майданов прочувствовал на себе смертельно опасное небо. Настоящее боевое крещение получил 26 сентября 1984 года. Тогда он впервые столкнулся с суровыми реалиями боевых операций, узнав, что такое дыхание войны. Боевое мастерство пришло, когда Майданов участвовал более чем в 50-ти боевых операциях, налетал не менее 200 часов.
К концу первой командировки за проявленное мужество и героизм 16 августа 1985 года Николаю Майданову был вручен первый боевой орден Красной Звезды.
Вертолет — на трассы огня
С апреля 1987 года Майданов был опять на войне — теперь уже в районе Газни, у самой границы с Пакистаном. Все боевые вылеты были связаны с разведкой, обнаружением, перехватом и уничтожением караванов с оружием. Со временем на боевом счету Николая Майданова было 10 душманских караванов с оружием, которые не дошли до места назначения. За свою героическую работу 12 ноября 1987 года он был награждён орденом Боевого Красного Знамени, а 5 мая 1988-го ему вручили орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени.
Но военная судьба нашего земляка готовила ему самое серьезное испытание. Намечался вывод войск из Афганистана. Седьмой командующий 40-й Армией Б. Громов подготовил боевую операцию «Магистраль». Душманские полевые командиры блокировали дорогу в Хост, пытаясь удушить голодом население и стоящих там войск, обеспечить провоз оружия и боеприпасов из Пакистана, внутрь Афганистана. Разумеется, такое положение требовало срочного вмешательства. 10 ноября 1987 года началась крупнейшая армейская боевая операция. Была впервые проведена ложная высадка «соломенных» десантников – манекенов. Мощнейшая оборона душманов была вскрыта, тщательно замаскированные огневые позиции и орудия поражены артиллерией, штурмовой авиацией и массированными налетами. Это был первый этап, а дальше во второй части войска с боями пробивались через многочисленные очаги сопротивления на перевалах в горах.
…Майданов повел свой вертолет прямо на разрывы и трассы огня. Противник был ошарашен, они не ожидали такого дерзкого поступка. Прекратили стрелять. Все смотрели, как этот «Шурави» свернет себе шею, вертолет взорвется клубами огня и черного дыма. Напрасно ждали! Сильно перегруженный борт, задрав хвост и почти бороздя носом землю, готовился взлететь. Из-за огромного перегруза, он мог взлететь только «по-самолетному», с разбега. «Взлетная полоса» была такая узкая и короткая, что сползи вертолет на метр вправо или влево, его несущий винт обломался бы от удара о скалу или лопасти несущего винта разлетелись от сверх перегруза. Боевая машина, вибрируя, медленно и тяжело разгонялась. И в тот момент, когда шасси вертолета оторвались от земли буквально на мгновение, «взлетная полоса» оборвалась. Вертолет, падая в пропасть, успел за несколько десятков метров набрать недостающее обороты винта, прекратил сваливание и медленно, набирая высоту, стал уходить в сторону базы. Душманы открыли бешеную стрельбу вдогонку. Но все это было бесполезно. После приземления на вертолете Майданова насчитали 36 пробоин, каждая из которых, могла быть роковой для машины и экипажа. Враги не верили собственным глазам, неслыханная дерзость! Вертолет «Шурави» лишил их кровавых афгани, которые должны заплатить им за их кровавую работу. Вскоре на их позиции пошел авиационный, пушечно-ракетный накат, дождавшись своей очереди «вертушек», а довершили разгром бомбардировщики.
Последняя война
После окончания в 1992 году военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина по 1997-й Н.Майданов служит в Казахстане в городе Тараз командиром отдельного вертолетного полка. После развала Союза настают трудные времена, внезапно навалившегося хаоса: полетов не было, техника старая, топлива не хватало. Без неба, без боевой учебы и ежедневных полетов Н. Майданову жилось непросто. И он пишет рапорт о переводе на службу в Россию: из Тараза уходит в очередную войну, на последнюю.
В июне 1998 года Николай Майданов становится командиром вертолетного полка в поселке Агалатово под Санкт-Петербургом. В 1999-2000-х участвует в контртеррористической операции на Северном Кавказе. 29 января 2000-го звено вертолета МИ-8 вылетело на очередное боевое задание, Майданов — ведущий. В результате высадки десанта все попали под мощный перекрестный огонь противника. Самое верное – забрать десант себе на борт. В момент посадки десантников пуля снайпера пробила остекленение кабины МИ-8, срекошетила от приборной доски, попав в область сердца командира. В момент набора высоты еще одна снайперская пуля поразила Майданову шею. Несмотря на тяжелые ранения, командир вертолета все-таки ввел свою машину на базу. Правый летчик капитан Деревянко видел, как медленно стало сползать его тело. От большой потери крови, смерть настигла мужественного летчика прямо в полете за несколько минут до приземления. Посадку завершил Деревянко. До госпиталя не довезли. Не успели…
Навсегда в памяти
До своего 44-летия Н. Майданов не дожил всего неделю с небольшим. 31 января 2000 года полк прощался со своим командиром, чей авторитет профессионала в части был непререкаемым. По просьбе семьи спецрейсом тело Николая Майданова было доставлено в Санкт-Петербург и 2-го февраля 2000 года при огромном стечении народа он был похоронен на Аллее Героев Серафимовского кладбища. Вскоре на могиле был поставлен гранитный памятник. 10-го марта 2000 марта Указом Президента РФ ему было присвоено высокое звание Героя России (посмертно). Увековечили память о своем героическом земляке и в его родном Приуралье. 28 октября 2015 года при большом стечении народа у стен ВТШ МО РК (бывший ДОСААФ) на проспекте Абулхаир хана был открыт бюст, в честь героя-земляка назвали одну из улиц Уральска.
За мужество и героизм при спасении 46 бойцов Н. Майданову 29 июля 1988 года было присвоено высокое звание Герой Советского Союза. За время второй командировки с апреля 1987 года по мая 1988 года старший летчик капитан Майданов на вертолете МИ–8 выполнил 1250 боевых вылетов, налетал 1100 часов, лично спас 85 ранненых, перевез более 1000 десантников и доставил 100 тонн груза. 5 сентября 1988 года в Кремле ему вручили ордена Ленина и медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза. При вручении высокой награды на мундире сверкали боевые ордена – Красной Знамени, Красной звезды, За службу Родине в Вооруженных Силах СССР третьей степени. А.Громыко вручая награду сказал: «Рискуя жизнью и мастерскии владея боевой машиной в условиях постоянных обстрелов, его экипаж умело высаживал десанты и спасал раненых. Мы все хорошо знаем, чего это летчику-вертолечику стоит. Казах по национальности, он являет собой пример советского военно-интернационалиста, патриота, защитника интересов своей Родины».
Анатолий БОРОВСКИЙ,
ветеран Афганской войны,
заместитель председателя областного общества ветеранов и инвалидов войны в Афганистане