Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-9 C
Уральск
6.1 C
Аксай
Еще

    «Теперь понятно, почему мясо дорогое!»

    Фермеры ЗКО рассказали, как разваливается животноводческая отрасль Казахстана

    «Работать себе в убыток никто не будет!» — заявили западноказахстанские фермеры. Они недовольны очередными изменениями правил господдержки в сфере животноводства: в этом году Минсельхоз РК выступил с инициативой урезать субсидии животноводам и ввести мораторий на экспорт живого скота. Инициатива вызвала шквал возмущений среди местных фермеров: они убеждены — такие меры погубят сельскохозяйственную отрасль.

    Галина КАРЕНСКИХ

    О чем заявили фермеры
    Сельские предприниматели выступили с обращением к Национальной палате предпринимателей «Атамекен».
    «Пусть чиновники обоснуют нам, участникам отрасли: почему они хотят изменить условия субсидирования и каких результатов хотят достичь? Уверены: мы предложим более эффективные варианты использования госсредств, потому что о своих проблемах знаем лучше», — написано в обращении от лица двух тысяч западноказахстанских фермеров.


    Письмо направили в адрес премьер-министра РК А. Мамина, председателя Нацпалаты Тимура Кулибаева и президента РОО «Союз фермеров Казахстана» Жигули Дайрабаева.
    20 февраля о грядущих серьезных проблемах фермеры рассказали на заседании Совета по защите прав предпринимателей РПП, попросив вмешаться в ситуацию и защитить их.
    «Из-за непродуманного госрегулирования хозяйства на селе придут в упадок. По несколько раз в год у нас меняются правила субсидирования. Произошло снижение. Мы против этой инициативы. Субсидирование АПК в нашей стране нужно повышать, а не снижать: в России и Беларуси оно выше в 3-5 раз», — заявили местные животноводы.
    Условия изменились по предоставлению всех шести субсидий, которыми сегодня пользуются фермеры, обратил внимание директор ТОО «Мясная индустрия» Кайыржан Наурызгалиев. В трех случаях произошло ужесточение, а в двух – казалось бы, наметились сдвиги в положительную сторону, но эффект, по мнению сельхозпроизводителей, очень сомнительный.
    «Например, увеличивается субсидирование при приобретении маточного скота из дальнего зарубежья. Но наши иностранные партеры систему субсидирования чутко отслеживают. И если у нас увеличивается господдержка по оборудованию, КРС, то на эту стоимость под всякими предлогами автоматически растет отпускная цена. Теперь фермер будет покупать ту же телку, только дороже», — объяснил Наурызгалиев.

    Сто раз отмерь
    Председатель областного филиала РОО «Союз фермеров Казахстана» Серик Жарылгапов убежден: субсидирование покупки племенных быков — это основа породного преобразования, к которому фермеры шли восемь лет. Но предложенные Минсельхозом кардинальные изменения этот процесс остановят.


    «Если после отмены субсидии за аренду плембычков их не смогут приобретать хозяйства, то откуда деньги возьмутся у простых людей из сельхозкооперативов? Потом, дополнительное требование в 75% по выходу телят (отёлу) – это очень высокий показатель, который не позволит получить субсидию за селекционную работу в размере 10 тыс. тенге на маточную голову КРС. Более того, чтобы получить субсидию за племенную работу (система мероприятий, направленных на повышение породистости и продуктивности сельскохозяйственных животных, — авт.), а это 20 тыс. тенге на голову, выход телят должен быть и вовсе – 85%. Это мировой уровень, который нам никак не достичь в короткий срок», — посчитали фермеры.

    В ЗКО функционирует 6700 фермерских хозяйств

    К примеру, Минсельхоз дает фермеру субсидию за сдачу КРС на мясокомбинат – 200 тенге за килограмм живой массы. По словам предпринимателей, теоретически, они, конечно, могут получить 80 тыс. тенге за голову — если за 15 месяцев откормят бычка до 400 кг. Но только единицы крупных и сильных хозяйств могут откормить племенных (не товарных!) бычков до таких кондиций.
    «Почему нельзя было начать с приемлемых показателей, а потом постепенно, со временем их увеличивать? По крайней мере, такой подход был бы справедливым», – недоумевали сельские производители.

    Ветер дует то сюда, то в другую сторону
    По мнению фермеров, грядущие изменения приведут к снижению доходов в мясном животноводстве, а по цепочке — и к снижению маточного поголовья и, в целом, к снижению производства говядины в стране.
    «Животноводство, как известно, это длинные инвестиции. И если туда вкладываются средства, то это надолго. Значит, нельзя субсидирование кардинально менять каждый год. А у нас — вчера ветер дует в одну сторону, сегодня – в другую, а завтра – вообще непонятно куда. И как бизнесу ориентироваться?», — спрашивали предприниматели.
    Сельхозпроизводителям нужна стабильность, а не частая смена госпрограмм, от которых особенно тяжело приходится начинающим хозяйствам, отмечали фермеры. У тех, кто стоит в начале пути, обычно нет ни залога, чтобы взять кредит, ни земли, ни скота. Неплохой результат мог бы дать, по мнению фермеров, проект по семейным фермам и изменения в земельном Кодексе.
    «Не нужно отменять субсидирование быков-производителей, потому что такие мелкие фермеры, как мы, их покупают в расчете на субсидии. Без этого мы не сможем развиваться. Начинающим особенно необходима господдержка», — заявил начинающий фермер из Таскалинского района Нуржан Ерсариев.

    Недосягаемая земля
    Конечно, не обошли в обсуждении и болезненную тему предоставления земель фермерским хозяйствам.
    «Оказывается, когда сельчанин, запланировав расширение хозяйства, приходит в сельский акимат, чтобы оформить землю, ему или дают ее за 100 км от кошары, или просят изначально зарегистрироваться по месту получения участка, чтобы налоги оседали в районе», — взял слово член Совета по защите прав предпринимателей РПП, адвокат Галымжан Ищанов.
    Его поддержал фермер из Теректы: с землей на селе все очень проблематично.
    «Мы открылись недавно. У нас полтора гектара земли и 200 голов КРС. Хотели в сельском округе построить кошару, где планируем содержать скот. Оказалось, земля вокруг поселка относится к сельскому фонду и ее нужно выкупать через аукцион. Участки в аренду из сельского фонда не выдают. В итоге 14 гектаров земли, которые мы попросили, нам оценили в 15,5 млн тенге. Разве крестьяне могут потянуть такие расходы?» — возмутился предприниматель.
    К слову, сегодня практически во всех областях Казахстана есть дефицит пастбищных угодий для сельского населения. В связи с чем, министерство сельского хозяйства предлагает увеличить базовые ставки налога для неиспользуемых земель в 20-кратном размере. В 2020 году планируется инициировать законопроект по вовлечению неиспользуемых сельхозземель в производственную деятельность и ужесточить механизмы их изъятия. Например, сократить сроки их эксплуатации с двух лет до одного года и увеличить базовую ставку налога в 20-кратном размере для неиспользуемых земель.

    Бычков на экспорт не пущать!
    Непонятны фермерам доводы Минсельхоза РК и по введению запрета на экспорт бычков. По их мнению, чиновники не вынесли правильных выводов из негативного опыта с полугодовым запретом на экспорт шкур, объявленным годом ранее. По словам фермеров, из-за запрета была полностью разрушена инфраструктура по их сбору и потеряны рынки сбыта. Более того, стоимость за одну шкуру упала с 5 тыс. до 500 тенге и так и не восстановилась. Подобными потерями и массовыми банкротствами могут обернуться для сельхозпроизводителей и нынешние нововведения.
    «После введения запрета на экспорт бычков конкуренция в животноводстве просто умрет, и мы станем заложниками мясокомбинатов. Если на запрете по шкурам животноводы Казахстана потеряли 8-9 млрд тенге, то на говядине потери будут в десятки раз больше. Наши доходы снизятся, и мы не сможем выплачивать кредиты. Да и что потеряет фермер, уйдет в карман перекупщику», — заявили выступающие.
    Тут заметим, в министерстве сельского хозяйства нововведения объясняют стремительным ростом экспорта, который сказывается на работе местных мясокомбинатов и ценах мяса на рынках.
    «Цены на мясо растут очень быстро. Мясо-то у нас есть, но почему на нашем рынке оно дорогое? Тем более, у нас страна и жители исторически ориентированы на мясо. После хлеба мясо — это второй по значимости продукт», — цитируем слова Дариги Назарбаевой на встрече с представителями госорганов, сельхозпроизводителей и руководителей мясоперерабатывающих предприятий. А по мнению председателя правления Нацпалаты «Атамекен» Аблая Мырзахметова, как сообщают СМИ, фермеры поддерживаются субсидиями — в год выделяется 2 млрд тенге, но эти деньги работают на экономику Узбекистана.

    Кто кого лоббирует?
    «Представьте себе, 156 тысяч голов КРС мы отправили на экспорт в 2019 году в Узбекистан. 260 тысяч голов МРС было в целом экспортировано, из них 80% – в Узбекистан. Это небывалые цифры! 45% перерабатывающих предприятий простаивает. Мы становимся сырьевым придатком Узбекистана. Разве ради этого государство дает субсидии фермерам и пытается наращивать животноводство? Чтобы потом мы закупали свой же скот у Узбекистана в виде готовой продукции?» – цитировали казахстанские сайты слова Мырзахметова не так давно.
    При этом западноказахстанские фермеры считают, что запрет на экспорт бычков уменьшит возможности их реализации. Соответственно те, кому это выгодно, закупочную цену будут понижать, а сельхозпроизводители за свой тяжелый труд в итоге будут получать меньшие деньги.
    «Стоимость мяса такими мерами не снизить, на рынке она не изменится. Однако фермеры в этом случае будут работать себе в убыток — других вариантов реализации у них не будет», — подытожил директор ТОО «Мясная индустрия» Кайыржан Наурызгалиев.
    Животноводы не против поддержки отечественных мясокомбинатов, но надо понимать: фермеры могут стать их заложниками, продолжили тему другие спикеры.
    «Ведь минимальная цена упадет с 750 до 550 тенге за кило живого веса, а может и больше. И тогда заниматься откормом смогут только самые крупные хозяйства. Хотя, учитывая стоимость ГСМ и кормов, и им это будет уже невыгодно. Потом, если имеются факты вывоза маточного поголовья под видом бычков, то это вопрос к правоохранительным органам и ветеринарному контролю, а не основание для полного запрета на экспорт», — добавил руководитель областного филиала РОО «Союз фермеров Казахстана» Серик Жарылгапов.
    Он убежден: сегодня идет масштабное лоббирование интересов крупных животноводов и выдавливание с рынка мелких.
    «Складывается впечатление, что под видом борьбы, в том числе и с латифундистами, всю отрасль животноводства хотят пустить в обратную сторону», — сказал Жарылгапов.

    Без господдержки не выжить
    По мнению сельхозпроизводителей, чтобы фермер нормально работал и развивался, необходима системная стабильная программа развития АПК не менее чем на 10 лет, которая бы составлялась с учетом региональных особенностей и нашей области – а это степная зона и острозасушливый климат. Или хотя бы все оставить как есть: «…если крестьяне будут чувствовать себя плохо, то и все это почувствуют», говорили спикеры.
    «Раньше для разработки программ и правил в сфере животноводства при Министерстве работал проектный офис, который периодически посещала делегация наших крестьян. Неплохо было бы возобновить его работу, чтобы наш голос доходил до власть имущих, а все предложения учитывались. Ведь всем понятно — без господдержки фермеры не смогут развиваться. Можно было бы создать и Агробанк. Почему бы не дать крестьянам долгосрочные кредиты на 10 лет под 2%, краткосрочные – на 5% животноводам?» — предлагали предприниматели.
    Региональный филиал Палаты «Атамекен» пообещал фермерам свою поддержку. Как подтвердили специалисты ПП ЗКО, времени для должного обсуждения всех этих новшеств Минсельхоз, действительно, не предоставил. Если раньше предоставлялось две недели, то в этот раз — менее одного дня.
    «В начале января мы обсудили проект приказа племенного животноводства и развития продуктивности и направили свои предложения — чтобы правила не ужесточали. Но в ответ получили от Минсельхоза письмо, в котором говорилось об исключении субсидирования ягнят и пищевого яйца и субсидирование затрат откорма бычков для откормочных площадок, вместимостью до 1 тыс. голов. Сейчас в «Атамекен» звонят предприниматели, они хотят подать заявки на субсидирование. Но в связи с тем, что будут такие изменения, в данное время мы это сделать не можем», — сообщили специалисты РПП ЗКО.
    В Палате предпринимателей согласились: министерство сельского хозяйства РК в погоне за быстрым принятием решений забывает о соблюдении какой-либо последовательности. В результате таких мер страдают фермеры. Ведь если новшества возымеют силу, им придется работать себе в убыток.


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    Последние новости

    Как повысить доверие к функционированию системы ОСМС

    18 декабря 2024 года филиалом Фонда была проведена разъяснительная...

    Рекомендуем

    Более 56 км дорог было отремонтировано в этом году в Уральске 

    В акимате города начали подводить итоги уходящего года. На...

    Сотрудник таможенной службы ЗКО получил 10 лет колонии за взяточничество

    Приговор в отношении бывшего служащего департамента государственных доходов огласили...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл