Бомжа и покинувшую мир старушку поженили, чтобы присвоить ее имущество
Квартирный вопрос, который, как говорил Михаил Булгаков, основательно подпортил людскую кровь еще в начале 20-х годов, и сегодня весьма актуален для уральцев. Уму непостижимо, на какие ухищрения идут люди, чтобы завладеть чужими квадратными метрами.
Маргарита ОРЛОВА
Бог свел
Тетя Катя была по своей природе женщина добрая. Однако с материальным достатком ей не повезло. Своего жилья не нажила — перебивалась съёмным. Женщина квартировала по соседству с домом пожилой Веры Павловны и ее сына Александровых, с которыми у нее сложились хорошие отношения. Александровы тоже жили небогато, но собственную крышу над головой имели. Они принимали у себя тетю Катю как свою, та платила добротой и заботой.
Когда скончалась старушка, тетя Катя стала опекать сына Александровой. Человек он был морально неустойчивый, частенько прикладывался к бутылке, не дружил с документами и жил весьма беспечно. После смерти матери дом отошел ему. Тете Кате, которая долгие годы продолжала помогать и согласилась вести домашнее хозяйство, сын умершей хозяйки выделил комнату – в благодарность за хлопоты. Это случилось спустя 10 лет после смерти Александровой. Хозяйский сын пообещал: как только вступит в наследство, продаст ей свой дом. Но с продажей почему-то тянул. Ситуацию усугубила потеря основного документа – паспорта, который тетя Катя взялась ему восстанавливать.
Однако вступление сына Александровой в наследство так и не произошло: он скоропостижно скончался – через год, после того, как тетя Катя стала проживать в его доме и следить за хозяйством. Надеясь на то, что с согласия умерших хозяев она может считать дом своим, женщина осталась в нем жить дальше. Следила за благосостоянием, оплачивала коммунальные услуги и даже сделала косметический ремонт. Однако спустя восемь лет на дом стали претендовать совершенно посторонние люди.
За дело взялись профессионалы
Ситуацию удалось разрулить при помощи адвоката Адильбека Капезова из адвокатской конторы «Ищанов и партнеры», куда она пришла по совету людей. В этом тете Кате, можно сказать, невероятно повезло. Дальше дело расследовал уже суд.
Из материалов дела следует: с 2011 года и по сей день тетя Катя проживает в доме старушки Веры Павловны Александровой. Она открыто владеет имуществом с согласия умершей хозяйки и ее сына.
«Тетя Катя помогала хозяевам дома по зову сердца, — поясняет адвокат. — Женщина жила тихой жизнью в доме Александровых, считая его почти своим. Ведь с ее слов, она даже передала сыну Александровой часть денег за дом в качестве аванса на его приобретение. У них была такая договоренность. Но однажды пришли посторонние люди и, сославшись на якобы нового хозяина дома, стали замерять участок».
Против этого тетя Катя возражать не стала, ведь в доме она проживала без документов. Однако, не на шутку испугавшись, побежала к правозащитнику, который посоветовал ей обратиться в суд, чтобы узаконить свое право собственности на дом.
В ходе судебных заседаний выяснились весьма неожиданные подробности и нестыковки. Суд установил: хозяйка дома Вера Павловна в 1975 году вышла замуж за Александрова. В 1997-м этот брак расторгли. По данным свидетелей, Александров уехал в Россию на ПМЖ еще в начале 90-х годов. После смерти хозяйки единственным наследником имущества являлся ее сын. Однако он не оформил своих прав на дом.
А бомж и в ус не дул
Вместе с тем в конце 2018 года нотариус открыл наследственное дело, а в начале 2019-го выдал свидетельство о праве на наследство некоему г-ну Отину. Основанием для его выдачи явилось … свидетельство о заключении брака между последним и хозяйкой дома, датированное 1979 годом. При этом в ЗАГСе, куда был сделан запрос, этот факт не подтвердили: брак между умершей Александровой и Отиным (как оказалось, бомжом, — авт.) никогда не регистрировался. Более того, в базе МВД вообще отсутствовали какие-либо сведения о семейном положении Отина, который, как стало известно, никогда не женился и не разводился.
«Да и как бы Александрова могла зарегистрировать свой второй брак, когда первый раз она вышла замуж в 1975-м, а развелась лишь спустя 20 с лишним лет?» – говорит адвокат.
Правозащитники выяснили: даты в документах не совпадают, они были подчищены. К примеру, в копии заявления умершей хозяйки дома о замене паспорта в связи с изменением фамилии после вступления в брак с Александровым, которая была приложена к наследственному делу, была исправлена дата обращения – с 1981 на 1971 год. Однако эти данные нотариусом были оставлены без внимания. Он не проверял расхождения, вызывающие сомнения. При этом выдача свидетельства о праве на наследство была сделана по просроченному удостоверению личности Отина.
Самое интересное, что Отин, по словам адвоката Капезова, приходил на процесс, еле передвигая ноги, в рваных штанах и рубашке. Его приводил какой-то сопровождающий, он толком не мог говорить. Как оказалось, это был человек без определенного места жительства – бомж. Подставное лицо, на которого и был оформлен фиктивный брак с целью завладения чужим имуществом.
Знала бы бабушка!
Но и это еще не все. Во всей этой истории появляется еще один персонаж. Суд установил: через ЦОН для выдачи повторного свидетельства о смерти хозяйки дома Александровой обращался некий г-н Лепов. Ведь оригинал остался в доме Александровой, где и проживала тетя Катя. Основанием для этого, якобы, явился его брак с умершей, что, конечно же, тоже было фикцией и не подтвердилось документально при проверке.
«Когда к нотариусу идет человек, чтобы получить наследство, по сути, он должен предъявить свидетельство о смерти, — продолжает Адильбек Капезов. — Выясняется, что ходил в ЦОН Лепов под тем же номером фиктивного свидетельства о браке, который был у Отина, и на основании его заявления ему выдали дубликат свидетельства о смерти».
По словам Адильбека Капезова, по сути, сотрудник ЦОНа должен был сверить оригинал свидетельства о браке, ведь он делает запрос в ЗАГС и получает дубликат. На основании этого нотариус уже дальше все оформляет. Однако этого не произошло.
В итоге, выяснив все эти обстоятельства, городской суд №2 решил свидетельство о праве на наследство, выданное Отину нотариусом, признать недействительным.
«Понятно, в этом деле осталось много темных пятен. По всему видно, что замешан там не один человек, а целая группа лиц — людей, скорее всего, с юридическим образованием, которые стоят за бомжом Отиным. Думаю, все они просто и подумать не могли, что дело примет столь резкий оборот. Поэтому нашли подставного бомжа, оформили на него брак и проворачивали свои дела и, возможно, не единичные», — рассуждает адвокат.
Где сейчас орудуют мошенники?
В Абайском отделе полиции было открыто уголовное дело по фальсификации документов неизвестными лицами. А судья гражданского суда направил два частных определения. Одно – прокурору Уральска об обнаружении в действиях Отина и других героев истории с фиктивной женитьбой признаков уголовного преступления. И второе – в департамент юстиции по ЗКО о нарушениях, допущенных нотариусом.
«Всегда найдется тот, кто позарится на чужое имущество. Даже если старенький дом и не представляет ценности, но под ним же есть участок земли. Особенно сложно в квартирных вопросах приходится простым людям без образования и без поддержки родственников. Тетя Катя вовремя сообразила, что делать, а грамотный правозащитник указал ей верный путь – искать правду в суде», — заключает Адильбек Капезов.
Имена и фамилии
героев изменены