Грамотность населения в сфере прав потребителей
выросла, почему проблемы остались?
Потребители жалуются на несоблюдение закона в части обмена и возврата денег за некачественный товар и нарушение прав в розничной торговле.
Маргарита ОРЛОВА
«В течение полугода в наше общественное объединение за консультацией обратились 400 западноказахстанцев. Принимаем заявления, разъясняем нормы законодательства, стараемся разрешить конфликтную ситуацию, не доводя до судебного разбирательства», — сказала председатель ОО «Западно-Казахстанское общество по защите прав потребителей» Дарина Телагисова в ходе круглого стола 21 ноября.
По данным ОО, чаще всего потребители жалуются на несоблюдение закона в части обмена или возврата денег за некачественный товар и нарушение прав в розничной торговле. Обращения также касаются приобретения некачественных товаров (утюг, который расплавился, или обогреватель, который прожег линолеум).
«Все это говорит о том, что на рынках и в других местах реализуются бытовые электрические приборы сомнительного качества, что может угрожать жизни и здоровью потребителя. И этот вопрос остается полностью открытым: ни МВД, ни МЧС, да и в целом другие госорганы не владеют данной ситуацией в полом объеме и не имеют рычагов воздействия. Поэтому продавцы спокойно реализовывают некачественный товар и даже газовое оборудование», — сообщила юрист ОО Айгуль Джаманбаева.
Также потребители недовольны работой ломбардов, строительных магазинов и некачественным предоставлением медицинских услуг. Немало нареканий на работу КСК и точки общепита.
«Населению не достает потребительского просвещения. Если в Уральске появится такая передача, как, к примеру, «Ревизорро», будет проще измерять контроль качества продуктов и услуг», — предложила Телагисова.
Спикеры также отметили: в ЗКО непрозрачна деятельность гарантийных мастерских – они заключает договора либо с изготовителем, либо с продавцом. Потребитель не знает, за какой срок будет произведен ремонт.
«Обычно, при приеме товара вручают талон, где отмечено: срок ремонта составляет 14 дней, в случае необходимости доставки запчастей – до 60 дней. Проходит несколько месяцев, а покупатель ничего не может получить. В этом случае потребитель никак не защищен», — объяснила Джаманбаева.
Вывод, к которому пришли за круглым столом: общество не готово самостоятельно защищать свои потребительские права. Необходимо усилить работу госорганов с ОО потребителей, вовлекать их в работу по формированию политики и совершенствованию законодательства по защите прав потребителей.
Куда можно обратиться за советом?
Кабинет для юридической помощи действует
по ул. Мухита, 57/1.
Телефон горячей линии: 87712176240.