Что думают уральцы об очередной ономастической волне переименований улиц
Как сообщала в прошлом номере «Н», в Уральске планируется переименовать ряд улиц, в том числе улицы Петровского, Алмазова, Московскую и другие. Уже проведены общественные слушания. Хотя людей на них было не так много: время выбрали не самое удобное – дневное, в рабочие дни. Попытаемся восполнить пробел.
Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО
Директор общественно-культурного фонда «Старый Уральск» Геннадий МУХИН:
«Категорически против переименований. Если мы будем повально переименовывать все подряд, будем выглядеть как Иваны, не помнящие родства. Так переписывается история. Ведь, скажем, какой богатый пласт представляет собой Гражданская война. А из всех героев той войны на табличках городских улиц остался, пожалуй, только Фрунзе. А ведь было более 15 героев Гражданской войны, кого нам в свое время приводили в пример, воспитывали на их подвигах. И вдруг одним махом память о них стерли. По поводу переименований улиц Вальковая и Садовая мы судились с акиматом города, дошли до Верховного суда, но проиграли. По Вальковой (ныне улица имени Акмурзина) еще Пушкин ходил — там целая легенда. Я лично ходил по домам и квартирам людей, проживающих на этой улице, собирал подписи – люди были против нового названия. Переименования таких улиц лишены здравого смысла. Мы не против персон, в чью честь теперь они названы. Но есть ряд улиц, которые нельзя трогать — их названия хранятся с XVIII века. Их даже советская власть не переименовывала. Еще один пример – улица Театральная, красивейшее название, на этой улице стоит наш театр Островского. Зачем надо было трогать эту улицу? Очень возмущен переименованием улицы Кирова. Это был выдающийся политический деятель. А Карев, чьим именем теперь зовется эта улица – полуграмотный купец, который даже не считал себя уральцем. И вот сейчас хотят переименовать улицу Московскую. Буквально на днях президенты Казахстана и России подписали большой пакет документов о сотрудничестве, и вот вам, пожалуйста, Россия, такой «подарок». В Европе многие улицы имеют многовековую историю. И как бы противоречива она ни была — история есть история, европейцы в угоду современным тенденциям не отказываются от этих названий. Мы к истории относимся очень неуважительно…».
Бизнесмен, кандидат философских наук, председатель Совета по защите прав предпринимателей РПП «Атамекен» Хайдар КАПАНОВ:
«Я против переименования центральных, исторически сложившихся названий улиц. В 2000-х уже была волна переименований, на этом достаточно. Не надо трогать старый Уральск! Да и планируемые переименования вызывают вопросы. К примеру, улицу Московскую хотят назвать именем Льва Гумилева. Гумилев – евразиец, а Москва, по сути — центр евразийского пространства. Меняем шило на мыло? Более того, Москва для нас сейчас в политическом смысле в большей степени важна, нежели идеи евразийства. Это, что касается только одной конкретной улицы. И в целом, не нужно делать лишнюю нагрузку на бюджет. Сначала приведите дворы в порядок, обустройте освещение, положите асфальт, урны, наконец, поставьте. Потом уже можно менять таблички.
Председатель ассоциации туризма «Акжайык» Нина ПУСТОБАЕВА:
«Как житель Уральска хочу комфортного существования в своем городе, а привычка играет большую роль. Не всегда можно разобраться в названиях остановок — один водитель автобуса называет новые названия, другой — старые. Из-за этих переименований сами уральцы не могут сориентироваться в родном городе, не говоря о туристах или тех, кто в Уральске давно не был. Это вызывает неудобства и раздражение. Думаю, у улиц должны быть либо нейтральные названия, или просто нумерация. Возможно, в ономастической комиссии сидят известные, уважаемые люди, но почему там нет старожилов Уральска? Большинство горожан даже не знают, какие конкретно люди принимают столь важные решения. Даже сам Нурсултан Назарбаев будучи президентом говорил, что надо прекращать практику частого и не всегда адекватного переименования. Не всегда я согласна и с выбором личностей, чьи имена появляются на новых табличках. Лично у меня возникают большие сомнения в компетентности и профессионализме членов ономастической комиссии. И если уж переименовали улицу, можно было бы наряду с новой табличкой хотя бы на время оставить табличку с прежним названием, чтобы люди постепенно привыкали и запоминали. И было бы неплохо на табличке давать краткое пояснение: что это за деятель, кем он был, каковы его заслуги, а то у нас многие и не знают, чем известен человек, именем которого названа их улица.
Профессор, доктор исторических наук, экс-директор ЗКЦентра археологии Мурат СДЫКОВ:
«Конечно, историю родного края нужно беречь. Но я согласен, что имена Герольда Бельгера, Хиуаз Доспановой, Льва Гумилева – это знаковые и достойные имена, заслуживающие, чтобы их увековечили. Если улицы называются Широкая, Лиманная, Безымянная – на мой взгляд, их можно смело переименовывать. К другим названиям нужно подходить взвешенно, серьезно и с учетом всех «за» и «против». Не надо думать, что переименование – это декоммунизация, отрицание всего советского, это просто обновление табличек на домах, происходящее параллельно с обновлением восприятия нашей истории. Здесь ничего страшного я не вижу».
Сотрудник библиотеки для детей и юношества имени Х. Есенжанова Сергей БЫКОВ:
«Понимаю необходимость этого явления. Но мне совершенно не нравится, как это происходит. Почему нужно обязательно переименовывать, особенно те названия, которые имеют историческое значение? Неужели в стремительно разрастающемся городе нет новых улиц, которые нужно как-то называть? Безусловно, надо учитывать и мнения людей — проводить соцопросы, например. И было бы хорошо, если бы люди знали значения названия своей улицы, а то многие живут на улице имени кого-то, а кого — не знают. Меня смущает следующий факт: в ономастической комиссии говорят, к ним поступают обращения жителей города, которые просят переименовать те или иные улицы. Однако никто никогда не называл фамилии этих людей. Складывается ощущение, что их не существует, а решения о переименовании принимаются в узком кругу. Нельзя переименовывать улицы, связанные с крупными эпохальными событиями, личностями, ставшими известными не только в Казахстане, но и во всем мире. В Атырау, например, переименовали проспект имени Каныша Сатпаева в проспект имени Н. Назарбаева. Никто не умаляет заслуг Нурсултана Назарбаева, но Сатпаев – наш прославленный ученый-академик, внесший огромный вклад в науку, основоположник казахстанской школы металлогении, первый президент Академии наук Казахской ССР».
Опрос «Н» в соцсетях
Серик Дияров:
«Неужели других проблем у города нет? Не на всех улицах тротуары, освещение, не все дворы благоустроены. Вот куда можно эти деньги вложить! Тот же парк Кирова расширить!».
Вера Куприна:
«Других дел нет. Что изменится? Хлеб подешевеет? Или чище город станет? Отмывание денег».
Любовь Карпова:
«Город становится совсем чужим….улицы чужие, незнакомые… полностью стирают прошлое! Пытаются всё уничтожить!».
Светлана Милова:
«У нас много новых микрорайонов, вот и называли бы их новыми именами! Вот Аул Учёных, там много улиц и все без названия! Нумерация домов в непонятном порядке, можно полдня ездить и дом нужный не найти!».
Наталья Кучерова:
«Бедный наш город, сколько же еще будут измываться над ним. Это же пришлые люди придумывают себе занятия. Наши коренные жители до такого бы не дошли».
Валерия Данилова:
«Лучше пустить деньги на благоустройство и реставрацию исторических зданий на этих самых улицах и уборку мусора, везде груды его, контейнеров не видно!».
Юрий Самохвалов:
«Переименовать проще пареной репы, а где проекты об обустройстве города, дворы, скверы, даже в центре, заросли бурьяном, площадок для детей нет, необорудованные мусорные площадки, нет цивилизованных баков с крышками, мусор летает на километры. Можно бесконечно обсуждать дела, которые для города должны быть приоритетными, но переименование никак в первый ряд не лезет!».
Сергей Шумский:
«В Уральске уже есть улица Хиуаз Доспановой. А в микрорайоне Жулдыз вообще улицы без названия, одни номера».