Эксперты вынесли вердикт развитию туристического кластера ЗКО
Корреспондент «Н» целую неделю вместе с казахстанскими экспертами по туризму путешествовала по сакральным историческим местам нашей области и выяснила, какие проблемы мешают развитию этого туристического кластера в Западно-Казахстанской области.
400 км по бездорожью
Экспедиция «Арайлы Акжайык» собрала специалистов из самых разных сфер деятельности. Почти неделю участники экстремального вояжа бродили по степям и пустыням, прикасались к святыням, посещали сакральные места. Вывод экспертов — у области огромный туристический потенциал, но радоваться этому рано.
Экспедиция длилась неделю. За это время ее участники объехали больше двух десятков объектов – памятники природы, истории, культуры и археологии. Первый маршрут – поездка в самую дальнюю точку области – Бокейординский район ставка Жангир хана. 200 километров по трассе и еще 400 по бездорожью.
Ставка поражает всех, кто приезжает сюда впервые. Потрясающий воздух – по приказу хана в ординских Нарын-песках когда-то был высажен сосновый бор. Песчаные улицы, на которых не бывает грязи, дуновения ветра, который даже зимой остается теплым, и конечно, ни с чем не сравнимый дух истории, который чувствуется здесь в каждом здании.
Кроме основных памятников – ханского дворца, здания первого казахского казначейства и мавзолея самого хана Жангира, в музейный комплекс входят еще несколько зданий. Все они – или отреставрированные оригинальные строения, или точные их копии. Большинство предметов музейных экспозиций либо принадлежали самому хану Жангиру и его близким, либо относятся к времени их жизни.
Надо заметить, Хан Жангир, по мнению историков, личность неоднозначная. Новатор, принесший образование, современную медицину и технический прогресс. С другой стороны именно он подавлял восстание простых казахов под предводительством Исатая Тайманова. Однако с тем, что хан Жангир – личность выдающаяся, не спорят ни его поклонники, ни противники его реформ.
К слову, несмотря на серьезную отдаленность ханской ставки от областного центра, именно здесь, пожалуй, самая лучшая из районных гостиниц. Это отметили и участники экспедиции. Нужно сказать, их восторгов по поводу музейного комплекса не омрачила даже разбитая дорога. Путешествовали эксперты в сухое время года — в дождливую погоду проехать в Орду невозможно даже на УАЗике.
За черноморским загаром без удобств – это к нам!
Плохие дороги – это бич зарождающегося Западно-Казахстанского туризма. Большинство памятников природы, истории или археологии находятся вдали от качественных дорог. Судите сами: одно дело проехать 30 километров от трассы до степного водопада или пустыни Аккумы по асфальту и потратить на это 20 минут, и совсем другое — больше часа трястись по откровенному бездорожью, рискуя к тому же заблудиться в бескрайних степных просторах. Указателей к подавляющему числу достопримечательностей в регионе не установлено.
Из всех природных памятников сейчас без проблем можно добраться только до одного. Жемчужина Западного Казахстана – соленое озеро Шалкар. Его называют степным морем – вода в нем по составу очень схожа с черноморской. Шалкар весьма популярен у жителей региона, а также гостей из Самары, Оренбурга и Саратова. Кроме рыбалки, здесь прекрасные условия для виндсерферов и кайтеров.
Однако отдых здесь придется по вкусу только любителям экстрима. Инфраструктура здесь отсутствует напрочь. Ближайший магазин с крайне скудным ассортиментом расположен в поселке Сарыомир — в трех километрах от побережья. Кафе и ресторанов нет, жилье представлено юртами и навесами с сомнительными санитарными условиями. Любителям дикого отдыха подобная бытовая инфраструктура, конечно, проблем не доставит. Но если говорить о развитии массового, в том числе семейного туризма, то работы здесь непочатый край. Это – вторая, после дорог, проблема для всех туристических объектов области.
«У Западно-Казахстанской области огромный потенциал. Туристический кластер здесь очень богат. В нем есть все: сакральные объекты, природные, археологические памятники, возможен дикий отдых – в палатках на берегах реках и озер. В старом городе, благодаря сохранившимся домам, очень легко погружаешься вглубь времени на 150-200 лет (!). Но для того, чтобы все это начало работать, нужно вложить много усилий и денег. Как специалист, особый акцент я бы сделала на этнотуризме» — сказала участница экспедиции, кандидат исторических наук, этнограф, руководитель отдела нематериального культурного наследия Казахстана НИИ «Халык казынасы» Айгерим Мусагажинова.
Чтоб нас туристы полюбили
Ученый определила сразу несколько векторов возможного развития этнотуризма. По ее мнению, в Западно-Казахстанской области можно найти уникальные образцы ремесленного творчества, ювелирных работ, гастрономических раритетов.
«Учитывая глобализацию, нужно находить и фиксировать носителей этой культуры. У вас остались бабушки и дедушки, которые еще умеют готовить блюда, неизвестные в других регионах Казахстана. В Уральске я познакомилась с уникальными образцами ювелирного искусства. Некоторые праздники отмечаются только в вашем регионе. Это целый пласт культуры, который необходимо возобновлять, передавать новым поколениям. Иначе он может уйти безвозвратно», — говорит Айгерим Мусагажинова.
Эксперт предлагает разработать проект событийного туризма — с учетом календаря народных праздников. День первого сострига шерсти или первого кумыса, праздник Корису Айт или фестиваль тюльпанов, все эти события при грамотном подходе могут привлечь туристов. Особый интерес, по ее мнению, может вызвать образовательный туризм: деревообработка, изготовление музыкальных инструментов, валяние кошмы. Возможен также лечебный туризм – на Сауркином яру растут десятки видов лечебных трав, там возможны консультации травников, сбор этих растений.
«У вас есть лечебные грязи, расположенные рядом с озером Шалкар, возможно, есть какие-то источники. Ну и, конечно, важно и интересно развивать такой, относительно новый вид туризма, как гастрономический. Своими национальными блюдами туристов привлекают многие страны. Казахстан в этом отношении ничуть не хуже. Казахская кухня очень богата. К тому же у каждого блюда есть своя история, своя легенда о происхождении. Если грамотно построить работу, то все эти вещи будут очень привлекательны для гостей из других регионов и стран», — предлагает эксперт.
Нужны деньги и гостиницы
Использование этнотуризма как концепции развития регионального туризма, будет способствовать повышению привлекательности региона и для инвесторов и одновременно для людей, проживающих на данной территории, замечает Мусагажинова. Однако, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону, необходимо сделать многое.
«Разработать на уровне региональной власти целевую программу развития туризма с акцентом на этнотуризм. Создать самостоятельный отдел туризма с регулярным финансированием. Привлечь профессиональные кадры. А самое пристальное внимание уделить туристической инфраструктуре. Это, в первую очередь, хорошие гостиницы», — перечислила эксперт.
Свои выводы участники экспедиции отразят в отчетах, которые предоставят своим ведомствам. Эти документы должны будут лечь в основу дополнений к программе развития туризма в Западно-Казахстанской области.
Светлана СОКОЛОВА,
фото автора.
Уральск — Теректинский район — Срымский район — Уральск