Как правило, любой театр, будь то столичный, будь то провинциальный, может похвастаться своими героями. Безусловно, главным действующим лицом театра является – артист, без которого немыслим сам театр. Наш театр щедр на имена тех артистов, которые составляют его гордость. Многие из них, удостоенные высоких наград и званий, золотыми буквами вписаны в его историю. Особой строкой среди этих имён хочется выделить приму театра 80-х годов прошлого столетия, ныне здравствующую звезду русского театра драмы им. Н. Погодина города Петропавловск – народную артистку Казахстана Людмилу ВАНЮКОВУ-ТУРПАЯН, являющуюся для уральского театра знаковой фигурой.
Вехи биографии
Людмила Николаевна родилась в городе Петропавловск, в семье совершенно далёкой от богемной театральной жизни. Её мама была фронтовичкой и трудилась на заводе. И сама Ванюкова стала актрисой по воле случая. В 60-е годы при Петропавловском театре существовала театральная студия. Вместе со своей подругой, которая уговорила её пойти показаться, они были приняты на учёбу. Подруга Ванюковой — успешная ведущая актриса Кустанайского русского театра Раиса ПОЛУХИНА. Ещё одна подруга, которая тоже окончила вместе с ними театральную студию – заслуженный деятель РК Тамара СТОЛЯРОВА. Актёрские судьбы трёх подруг сложились очень удачно. Но путь Ванюковой к славе был не то что извилистым, но и непростым. После окончания студии актриса пытала своё счастье, устраивая актёрскую судьбу в нескольких театрах. Как и многие артисты, она поехала в Москву на знаменитую в то время театральную биржу, где собирались режиссёры разных театров, нуждающиеся в новом «вливании свежей крови» в коллектив. Там же собирались и артисты с разных уголков Советского Союза. Её заметили. И начался её путь. В биографии появились такие города, как Котлас Архангельской области, театр Тихоокеанского флота в Советской Гавани, театры Абакана, Кемерово, Ферганы. И вновь родной Петропавловский. Конечно, за эти годы было много сыграно, оттачивалось мастерство, приобретался бесценный опыт общения с режиссёрами, партнёрами-артистами и встреча с прекрасными ролями в лучших образцах мировой драматургии.
По возвращению в Петропавловск у Ванюковой складывается не только актёрская карьера, но и личная жизнь. Она выходит замуж за Виктора ТУРПАЯНА, работавшего в театре заместителем директора по зрителям. А в 1979 году ему поступает предложение возглавить Уральский драматический театр им. А.Н.Островского. От предложения Турпаян не отказывается и переезжает в Уральск, сменив на посту директора театра Анатолия Степановича РУДЗИКА.
«Своя среди чужих…»
Как правило, новый директор собирает свою команду. Из Петропавловского театра приезжает артист и друг семьи Виктор КИРСТ, которого назначают на должность заведующего постановочной частью, а позже заместителя директора.
В апреле 1980 года, в разгар юбилейного 120 театрального сезона труппу театра пополнили две актрисы: супруга Кирста — актриса Т. Столярова, а несколькими днями позже — жена директора Турпаяна — актриса Л. Ванюкова. Конечно, сформированная труппа, в которой был свой «женский» актёрский состав, не сразу принимает новых актрис. Тем более по расхожему мнению: если жена директора, то вряд ли хорошая актриса, а роли получает только по одной простой и понятной всем причине. Но Ванюкова своей работой сразу же развенчала все эти байки, пусть даже и «закулисные» и звучащие только в гримуборных, доказав, что в труппе появилась не «жена директора», а Актриса. Она быстро влилась в театральный коллектив, став не чужой, а своей, заняла своё законное место. Первой ролью стала Ренёва в спектакле «Светит, да не греет» А.Н. Островского, поставленном режиссёром Александром ИНОЗЕМЦЕВЫМ. Следующей совместной работой с этим режиссёром стала роль Юлии Аркадьевны Мосягиной в «Часе ночи» Б. Равкина. Актриса с первых своих работ на новой сцене показала свой творческий потенциал и уровень профессионального мастерства. Далее последовала роль Юлии Михайловны в прекрасном спектакле «Старый дом» А. Казанцова в третьей совместной работе с Иноземцевым. Событием в творческой биографии театра и актрисы стала роль Екатерины Измайловны в знаменитом спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова в постановке Ленинградской команды: режиссёра Олега СОЛОВЬЁВА (Ленинградский Академический театр комедии) и в замечательной сценографии художника Геннадия ЛАВРЕНЮКА (Ленинградский областной театр драмы и комедии). Партнёрами Ванюковой стали артисты театра: Владимир Попов и Вячеслав Рушковский, Зинаида Акимова и Алла Демахина, Владимир Шатилов и Татьяна Мельник. Вот что пишет о работе Ванюковой в своей рецензии Н. ФОКИН, на тот момент доцент Уральского педагогического института: «Актриса Л. Ванюкова, исполнительница роли Катерины, оправданно подчёркивает в её характере желание иной жизни, отличной от той, что господствует в доме. Убедительно показывает Л. Ванюкова и процесс распада человеческих нравственных начал в характере героини, когда она, стремясь защитить любовь, вступает на путь преступлений, ощущая одновременно ужас содеянного ею: появляется твёрдость в речи, понимание того, что с этого пути невозможно уже свернуть».
Безусловно, роли такого уровня и масштаба можно доверять только «творчески зрелой» и состоявшейся актрисе, актрисе не только чувственной и чувствующей, но и глубоко анализирующей и думающей.
Первой совместной работой с главным режиссёром театра Яном Панджариди стала роль Анны Сергеевны в пьесе «Акселераты» С. Ласкина. Большой творческой удачей стала работа с московским режиссёром Татьяной ГЛАГОЛЕВОЙ в двух спектаклях. Первая работа — роль Екатерины II в пьесе А. Толстого «Любовь – книга золотая», вторая — роль Кручининой в драме «Без вины виноватые» А.Н. Островского. Вот что о последней писала в своей рецензии Татьяна АЗОВСКАЯ: «Говоря о работе Ванюковой, прежде всего, хочется поздравить актрису с творческой удачей! В трудных режиссёрских установках – вся её сценическая площадка ограничивается теснотой гримёрной, клеткой, куда загнана Кручинина воспоминаниями и неприятиями коллег, — находясь всё время на сцене, даже тогда, когда внимание зрителей перенесено на других персонажей, актриса проживает действие так, словно бы для неё второстепенных эпизодов не существует. Основная черта Кручининой – Ванюковой — чувство человеческого достоинства, попранного, но не растоптанного. И от исполнительницы роль требует огромных нравственных и профессиональных сил, чтобы Кручинина стала тем идеалом художника, который видел в ней Островский». Партнёром Ванюковой стал талантливый артист Вячеслав КУЗНЕЦОВ. Да и, к слову сказать, Ванюковой везло не только на сильных режиссёров, но и на мощных партнёров.
Еще одной крупной работой стала роль Филумены в спектакле «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо в постановке Я. Панджариди. В роли партнёров Ванюковой, исполняющих Доминико Сориано, стали артисты Владимир ГРИШИН и Юрий ДУБЕНКО. Вот как отзывается о спектакле Н. ФОКИН: « Главное место в спектакле, бесспорно, принадлежит образу Филумены Мартурано. Его исполнительница актриса Л. Ванюкова воспринимает характер героини как драматический, хотя в нём и присутствуют элементы комического. В своей героине актриса подчёркивает ум, настойчивость, желание жить по «естественным» законам человеческой природы и натуры… На Л. Ванюкову и В. Гришина падает основная нагрузка сценического действия. Их игра определяет успех спектакля». А астраханский журналист М. Хрущёва во время гастролей театра пишет: «Филумена в исполнении Л. Ванюковой предстаёт перед нами в двух тональностях: в первых сценах – это вульгарная экзальтированная женщина, так и не забывшая манеры той среды, откуда её извлек Сориано; во второй своей ипостаси Филумена – женщина с достоинством, открыто, матерински любящая, гордая своими детьми. Она идёт на все жертвы лишь бы устроить их судьбу».
В 125-м театральном сезоне в честь юбилея театра Ванюковой наряду с другими артистами присвоено почётное звание «Заслуженной артистки КазССР». В этом же сезоне она получает роль Аркадиной в «Чайке» А.П. Чехова, уже ставшей легендарной постановке главного режиссёра Куйбышевского академического театра драмы им. М. Горького, народного артиста СССР, лауреата Госпремии РСФСР Петра МОНАСТЫРСКОГО. Ванюкова во всех ролях проявляет свою актёрскую индивидуальность и вносит в каждую роль свои собственные, неповторимые, свойственные ей краски. Она создала за этот период работы немало замечательных образов, находясь в постоянном актёрском поиске. В этом же сезоне она сыграла сказочную роль Фисы в «Аленьком цветочке», поставленном П. Поддубным.
Следующий сезон подарил актрисе встречу с режиссёром Александром Урбановичем и стал для актрисы последним сезоном работы в Уральске, после чего они с супругом вернулись в родной Петропавловск. Она сыграла графиню Кэфельд в «Кине» А. Дюма и Жанну Кораблёву в «Жанне» А. Галина. Сыграла блестяще. Впрочем, как и всегда. Звание «Народной» Людмила Николаевна получает уже в своём родном театре, одной из последних в Казахстане, так как в конце 90-х его отменили. Но старт был дан именно в театре Уральска. В театре, в котором она прослужила шесть сезонов, но стала для него родной, его примой, разрушив стереотипное мнение о том, что это взбалмошная и капризная дива. Она была и остаётся одной из непревзойдённых звезд на небосклоне уральского театрального олимпа. И по уровню, и по статусу, и по вкладу в его славную историю.