Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
1 C
Уральск
7.1 C
Аксай
Еще

    Эпоха Панджариди

    Режиссёрское искусство в современном понимании – как личностное творчество, получило своё развитие в XX-м – веке режиссёрского театра. С появлением профессии режиссёра начинается новый виток развития театрального искусства, когда было открыто много великих режиссёрских имён. Наш театр на пути своего становления не остался в стороне. Отдельной строкой в истории стоит имя режиссёра Яна ПАНДЖАРИДИ. А период его работы до сих пор называют «золотым».

    Родился Ян Георгиевич ПАНДЖАРИДИ 14 октября 1923 года. Он был артистом, режиссёром, драматургом. В 1942-1944 годы занимался в театральной студии А.Ф. Перегонец при Симферопольском театре им. А.М. Горького. В 1950-1960-е годы был артистом Пермского драматического театра, в 1964-м — артистом Кировского (Вятского) театра. Окончил высшие режиссёрские курсы при Государственном институте театрального искусства им. Луначарского у народного артиста СССР А. ГОНЧАРОВА, стажировался у В. ПЛУЧЕКА и Е. СИМОНОВА. Сыграл более 200 ролей, написал пьесу «Зрелость» и тексты для 12 песен.

    Режиссёр и театр с традициями
    Приехал Панджариди в Уральск в 1968 году в возрасте 45-ти лет на должность главного режиссёра театра. Приехал вместе с супругой — актрисой Ириной ЛОБОВОЙ, но вскоре их пути разошлись. Взялся руководить театром в его 109-й театральный сезон. Не просто театр, а с чуть более чем вековой историей и, соответственно, с традициями, заложенными не одним поколением и артистов, и режиссёров. За многие годы в театре была сформирована интересная и профессиональная труппа, среди имён того времени стоит особо выделить: Заслуженных артистов КазССР П. СТРОГАНОВА и В. ПОПОВА, имена Е. ВОЛОДАРСКОЙ, Г. ЧУМАКА, В. НЕЧАЕВА, И. КРУПОДЁРОВОЙ, К. ТАВЛИНСКОЙ, Б. ДОБРОНРАВОВА, Н. КЛЮЧНИКОВА, З. АКИМОВОЙ, В. ДЬЯКОВА, Ю. ЛАКОМОВА и других. Многие имена для Уральска стали не только знаковыми, но и легендарными. Наверное, для многих режиссёров получить такую труппу было с одной стороны мечтой, с другой — вызывало некоторые опасения и страхи. Ведь артисты – люди очень эмоциональные и требовательные, капризные и взбалмошные. И нужно уметь найти к ним подход. До его приезда в Уральский театр в разные годы должность главных занимали маститые режиссёры со своей командой очередных. До 1955 года главными режиссёрами были: заслуженный артист КазССР Н.Курганский и Ю. Пажитский, с 1955 по 1961-й Николай ЛУКИН, а вместе с ним плечом к плечу шли режиссёры-постановщики В. Штейн и А. Титков, с 1961 по 1965-й — В. Петров, с 1965 по 1968 годы — заслуженный артист РСФСР Г. Пушкарёв, а очередными А. Свечкарёв и А. Терещенко. Принял Панджариди театр с репертуаром, для того, да что и греха таить, и для нашего времени достаточно разнообразным и серьёзным: «Чокан Валиханов» С. Муканова и «Омут» О. Бальзака в постановке Г. Пушкарёва, «Трактирщица» К. Гольдони, «Дурочка» Лопе де Вега, «Чужой ребёнок» В. Шкваркина в режиссуре А. Свечкарёва, «Старая дева» И. Штока, «Легенда о Паганини» В. Балашова в постановке А. Терещенко, «На дне» М. Горького в постановке режиссёра Государственного Академического Малого театра СССР Вячеслава ЮРЧЕНКО. Наличие таких постановок в репертуаре говорило об уровне и актёрского мастерства, и об уровне и художественном вкусе режиссуры, и о творческой направленности и пути вверенного ему театра. Опускать планку, заданную предыдущими художниками и творцами, было бы не просто преступлением, но и грехом. Смею предположить, что перед Панджариди стояли серьёзные задачи: удержать планку, добиться понимания с труппой, вывести театр на новый художественный и творческий уровень, заговорить с труппой «на одном языке» и своей работой доказать, что он достоин занимать место в сложившемся коллективе. Первым спектаклем, поставленным им в уральском театре и открывшим очередной театральный сезон, стала «Западня» по Эмилю Золя. Густонаселённая работа, в которой были заняты лучшие «силы театра». Это было хорошим началом, положённым новым главным режиссёром. Его соавтором на долгие годы стал главный художник театра — заслуженный работник культуры КазССР Борис Алексеевич ДУБОВИЧЕНКО. В сценографии Дубовиченко было выпущено за почти 20 лет более тридцати спектаклей. Они стали не только коллегами, но и друзьями- соратниками, единомышленниками. Второй его работой стал спектакль «Победитель» М. Рогового к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, где роль Ленина сыграл В. Нечаев. В первый сезон работы Панджариди в репертуаре появилось 7 спектаклей.

    Художник и время
    Конечно, как многие творческие личности Панджариди представал перед зрителями и актёрами фигурой неоднозначной, достаточно противоречивой, подчас субъективной в своих оценках и вкусах. Но он всегда оставался художником, который руководствовался определенными эстетическими принципами. Он был художником, тонко чувствующим время, в котором он жил. О нём говорили, что он был «режиссёром романтического плана, увлеченно разыгрывающим и доказывающим своё представление о герое и действительности». Он был человеком бурного темперамента, порывистым и импульсивным, постоянно ставящим перед собой вопросы и ищущим ответы на них, посредством своих художественных высказываний-спектаклей.
    Во второй сезон его работы в театре, помимо очередного режиссёра А.Терещенко, с ним стал работать режиссёр В. ШАТИЛОВ, а заведующей труппой и его помощником по труппе, а также инспектором сцены стала Н. НАУМЕНКО, с которой они работали в тесном сотрудничестве. В сезон при Панджариди выпускалось не менее 7-8 спектаклей. В первые несколько сезонов его работы им были поставлены: героическая комедия «Денис Давыдов» В. Соловьёва, драма «Сильнее смерти» С. Жунусова, драма «Между ливнями» А. Штейна, трагедия «Ричард III» У. Шекспира, в роли Ричарда – В. Шатилов, комедия «Бедность не порок» А.Н. Островского, «Собака на сене» Лопе де Вега, в роли Дианы — И. Лобова. Репертуар был разнообразным и представлял как зарубежную и русскую классику, так и отечественную, советскую и казахскую драматургию. В 1971 году очередным режиссёром становится Юрий АВДЕЕВ, наряду с главным и очередными в театре развивается практика приглашённых режиссёров, что только обогащает репертуар новым взглядом и разным режиссёрским видением, а труппа получает опыт работы с новыми режиссёрами. Панджариди ставит «Марию» А. Салынского с И. Лобовой в заглавной роли и героическую музыкальную комедию «Раскинулось море широко». На несколько сезонов с 1972 по апрель 1975 годы Панджариди вместе с супругой меняют театр Уральска на Актюбинский, но попытав счастье на стороне, понимают, что Уральский театр стал их настоящим домом.
    В апреле 1975 года Панджариди вновь становится главным режиссёром и несколько сезонов совмещает эту должность с директорской. При нём в труппу вливаются такие артисты, как супруги: РУШКОВСКИЕ, КУРБАНГАЛЕЕВЫ, Н. БАРКОВСКАЯ и Ю. АНДРУХОВИЧ, Т. МЕЛЬНИК и В. САУЛОВ, Л. МУХА и М. СОРОКИН, Р. КАПИТОНОВА и В. ГРИШИН и другие. Он буквально взращивает свою труппу, формирует «команду единомышленников», которая становится не просто прекрасной труппой, но и единой семьей. За чуть менее чем за 20 лет работы в уральском театре он сумел сплотить совершенно разных, неповторимых индивидуальностей, создать единое целое, ансамбль. В этом его огромная заслуга как режиссёра и творца, Лидера, сумевшего собрать вокруг себя столько талантливых людей. В разные годы им были поставлены спектакли, ставшие не только событиями, но и вошедшими в золотой фонд театра, которые останутся в памяти тех, кто был рядом с ним, тех, кто просто видел. Это «Свидание в предместье (Старший сын)» А. Вампилова, «Трамвай «Желание» Т. Уильямса, «Васса Железнова» М.Горького, «Деньги для Марии» В. Распутина, « Интервью в Буэнос-Айресе» Г. Боровика, «Святой и грешный» М. Ворфоломеева, «Революционный этюд (Синие кони на красной траве)» М. Шатрова к 110-летию со дня рождения В.И. Ленина, где Ленин — П. Поддубный, Крупская — О. Черкашина, К. Цеткин — Е. Володарская.

    Художественное явление
    Панджариди стремился к тому, чтобы каждый спектакль был наполнен музыкой, помогавшей создать определенную атмосферу спектакля. Он был настойчивым и продуманным «политиком» в области театральной эстетики и театрального репертуара: как главный режиссёр знал, каким должен быть его театр и стремился осуществить свои замыслы.
    Абсолютными шедеврами и событиями в культурной жизни стали такие спектакли, как: «Ретро» А. Галина, повесть для театра «А поутру они проснулись…» В. Шукшина, «Дядя Ваня» А.П. Чехова, «Выбор» А. Дударева, «Поднятая целина» М. Шолохова, «Дорогая Памела» Д. Патрика, «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо, «Невеста из Имеретии» Б. Рацера, В. Константинова, «Летним вечером» А. Шагинян, «Кабанчик» В. Розова.
    Последним спектаклем, поставленным Панджариди в Уральске, стал спектакль по пьесе нашего земляка, поэта В. ИРХИНА «Своя же земля, братцы». По причинам, порой свойственным театральным коллективам: когда на смену «старого» приходит «передовое новое», один режиссёр без объявления войны сменяет другого, а труппа, делясь на лагеря «за и против», «голосует» и делает свой выбор, с кем быть и куда плыть дальше, Ян Георгиевич, с присущим ему тактом и интеллигентностью, но в ущерб своему моральному и физическому здоровью, уступает место тому самому «новому». В 1988 году уезжает в Хабаровск вместе со второй супругой, театральным администратором Ириной ГУЗЕЕВОЙ-ПАНДЖАРИДИ. Устраивается в местный ТЮЗ и краевой театр драмы и комедии на должность режиссёра. Выпускает там «Блэз» К. Манье, «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войновича и «Маленькую Бабу-Ягу» О. Пройслера в 1991 году, которая становится для него последним спектаклем, премьеру режиссёр при жизни не увидел.
    В одной из статей-рецензий старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы Уральского пединститута В. ДОКШИНА, уже после отъезда Панджариди, напишет: «Мы вправе гордиться тем, что Уральский театр драмы имени А.Н. Островского всегда (во всяком случае, на моей памяти) отличался «лица не общим выраженьем». Иметь своё лицо дано не каждому. Нашему театру повезло. Судьба распорядилась так, что более 20 лет во главе нашего театра в качестве его художественного руководителя и главного режиссёра стоял настоящий художник, талантливый и неординарный, оказавший огромное влияние на окружающих своей личностью — Ян Георгиевич Панджариди. Его заслуга не только в том, что им были поставлены яркие, незабываемые спектакли, прославившие театр за пределами республики, важнее, что он сумел создать и утвердить определённые эстетические традиции и воспитать в духе этих традиций театральный коллектив».
    Наверное, это главные и определяющие слова в адрес уже невозвратно ушедшей, такой далёкой, но такой близкой эпохи, именуемой «Эпохой Яна Панджариди».

    Руслан ДЖУМАХМЕТОВ,
    артист театра


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    Последние новости

    Шесть медалей Кубка Восточной Европы – у казахстанцев

    21 ноября в Щучинске состоялся первый этап соревнований по...

    На Новый год казахстанцы будут отдыхать четыре дня подряд

    День отдыха перенесен с воскресенья, 5 января, на пятницу,...

    Рекомендуем

    Добро должно быть под контролем

    В правительстве идёт обсуждение законопроекта, который предполагает контроль за...

    Взрыв в кафе «Rizyk»: суд вынес решение по апелляции осужденного предпринимателя

    20 ноября коллегия Западно-Казахстанского областного суда огласила решение по...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл