В Западно-Казахстанской области расторгнут договорные отношения со всеми арендаторами водоемов. Независимые экологи и рыболовы-любители уверены, что именно их халатное отношение оставило озера, пруды и водохранилища практически без рыбы.
В Западно-Казахстанской области в водоемах, закрепленных за предпринимателями, практически не осталось промысловой рыбы. Объемы рыбных запасов за последние три года уменьшились в десять раз. Главные проблемы – формальный подход арендаторов к вопросам зарыбления и дефицит воды в водоемах. На сегодняшний день в ЗКО насчитывается порядка 220 водоемов. 31 из них отданы в аренду природопользователям. В прошлом году процент зарыбления водоемов составил едва четвертую часть от необходимого объема. Да и то что сделано, не выдерживает никакой критики. По словам общественников, которые занимаются вопросами сохранения ихтиофауны, большинство арендаторов подходит к вопросам зарыбления формально.
– Есть нормативы выживаемости мальков, – говорит общественник Юрий ТКАЛУН. – Чтобы выжить, малек должен весить не менее 8-12 граммов, т.е. быть достаточно взрослым. Однако в договорах с арендаторами эти нормативы не прописаны. Поэтому большинство пользуется этой недосказанностью и покупает совсем маленькую рыбу. По 0,2 грамма, например. Она самая дешевая, но приживаемость у нее нулевая. Только с прошлого года после нашего вмешательства началось более-менее терпимое зарыбление полноценными мальками от 12 граммов, однако ситуацию, которая развивалась годами, такими темпами не исправить.
Сейчас, по информации лаборатории ихтиологии и аквакультуры Западно-Казахстанского аграрно-технического университета, промысловой рыбы в водохранилищах и озерах практически не осталось. Большая часть видов вытеснена так называемой сорной рыбой.
По данным ихтиологов, в количественном соотношении в контрольных уловах преобладают малоценные породы рыбы – плотва, красноперка, синец и голавль. На их долю приходится 81% от общего количества рыбы. Причем, такая же тенденция прослеживается и в неполовозрелой части ихтиофауны. Нарушен баланс, идет смещение численности и видового состава в сторону малоценных в промысловом отношении рыб.
– Это происходит потому, что вылавливать промысловую рыбу вылавливают, но восполнять «забывают», – объясняет Юрий Ткалун. – Судя по отчетам рыбоводов, они зарыбляли свои водоемы карпами. Но анализ, проведенный ихтиологами института, показал, что карпов там нет вообще. Ни одного карпа выловлено не было! Значит, их или не было вообще, или они были нежизнеспособными.
Общественники уже не в первый раз настаивают на необходимости пересмотра условий договора аренды. В них необходимо предусмотреть четкие правила зарыбления, обязанности арендаторов относительно благоустройства берегов и содержания бассейна водоемов. А, главное, ответственность предпринимателей за их действия или бездействия. От слов сразу перешли к делу. Вопрос вынесли на голосование и приняли большинством голосов. Это значит, что в ближайшее время договоры с арендаторами будут расторгнуты, а затем заключены уже на новых условиях. Причем, как обещают в управлении природных ресурсов и регулирования природопользования области, далеко не со всеми предпринимателями. Кроме этого, велика вероятность, что на ближайшие несколько лет в области вообще запретят промысловый лов рыбы. Если все это время водоемы будут зарыблять, а вылавливать не будут, возможно, рыбное поголовье восстановится.
Светлана СОКОЛОВА